Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  По  нашим данным, общая выносливость (результативность в беге на 2 км) была достоверно выше, чем у школьников других групп, у футболистов; вторую позицию занимали единоборцы и наихудшие  результаты были у школьников не спортсменов (Р<0,001).

  Более высокий уровень способности  к проявлению максимума усилия в  минимальный промежуток времени  у школьников, занимающихся спортом, подтверждается результатами динамографического исследования, которое позволило получить объективную количественную оценку уровня развития скоростно-силовых качеств (См. табл.2).

  Так, при осуществлении быстрого разгибательного  движения ногами (выпрыгивание), характеризующего максимальное усилие (Fmax) на кривой F(t) , а также в производных от нее показателях - взрывной силы мышц, преимущество школьников-спортсменов было более чем убедительным (Р<0,001). Здесь результаты единоборцев по основным показателя: (см. табл. 5) достоверно выше (Р < 0,001), чем у не спортсменов, а в ряде показателей - и у футболистов .

  В показателе и Gr превышение результативности школьников, занимающихся спортом, достоверно при Р<0,001.

  Если  время достижения максимума работы мышц у школьников не спортсменов  существенно не отличалось от показателей  сверстников-спортсменов, то сами временные  величины у последних были значительно  выше, особенно у юных спортсменов-единоборцев.

  Указанные выше различия в умении проявлять  концентрированное и мощное усилие обнаружились в условиях динамического  режима работы мышц. Так, время достижения стартовой силы (tQ) у школьников-спортсменов было на 0,05c короче, чем у не занимающихся спортом. Короче было и время достижения максимума усилия (t-max). Лучшие показатели времени здесь были у школьников-единоборцев; абсолютные величины максимальной и взрывной силы мышц также были в большинстве показателей выше у детей этой группы. Так у школьников, занимающихся в секциях, более высокими были показатели силы мышц кисти и спины, определяемые в становой и кистевой динамометрии. Здесь различия с результатами сверстников, не занимающихся спортом, достоверны (Р<0,001).

  Промежуточное положение занимают футболисты, которые  уступают своим сверстникам-единоборцам (становая динамометрия при Р<0,01, а кистевая динамометрия при Р<0,05), но превосходят результаты школьников, не занимающихся спортом. Различия в результатах с последними достоверны (Р<0,001).

  Таблица 4 Достоверность различий по t-критерию Стьюдента двигательной подготовленности школьников с различным двигательным режимом жизни ("А"- не спортсмены. "В" - единоборцы, "С" - футболисты)

№№  п/п Показатели Группы А-В Группы А-С Группы В-С
1. Сгиб. рук в упоре 14,9 4,63 12,1
2. Бег 30 м 5,13 5,67 2,05
3. Прыжок в длину  с/м. 7,59 9,47 2,02
4. Подтяг. на переклад. 35,2 8,29 30,21
5. Станов. Динамометрия 5,02 3,56 1,73
6. Лазание по канату 2,31 2,16 0,29
7. Наклон вперед 13,8 5,05 8,39
8. Выпрыгив. вверх 5,19 2,79 2,61
9. Кистевая динамометр. 12,9 5,84 4,93
10. Бег 2 км 10,9 13,2 4,08
 

  Несколько иные результаты наблюдались в показателях, характеризующих уровень общей  физической подготовленности. Здесь  более высокие результаты продемонстрировали школьники, занимающиеся спортивными  единоборствами. В отличие от сверстников-футболистов, у которых в силу условий, предъявляемых  спортивной специализацией, большее  развитие получает способность к  проявлению взрывной силы мышц. У школьников, занимающихся единоборствами, наряду с высоким уровнем развития указанных  качеств, не меньшее значение имеет  запас двигательных умений и тактико-технических  действий, так как от того, насколько  богат двигательный арсенал умений и навыков, зависит успешность и  результативность ведения боя.

  Таблица 5 Достоверность различий по t-критерию Стьюдента развития скоростно-силовых  способностей школьников с различным  двигательным режимом жизни ("А"- не спортсмены. "В" - единоборцы, "С" - футболисты)

№№ п/п Показатели Группы А-В Группы А-С Группы В-С
1. Po 10.2 4.61 5.46
2. F max 13.7 13.1 1.42
3. tQ 0.56 1.11 1.55
4. t max 0 0.35 0.35
5. Gr 15.8 12.4 3.01
6. Q 12.4 8.61 1.38
 

Таблица 6 Достоверность  различий по t-критерию Стьюдента морфо-функциональной подготовленности школьников с различным двигательным режимом жизни ("А"- не спортсмены. "В" - единоборцы, "С" - футболисты)

№№ п/п Показатели Группы А-В Группы А-С Группы В-С
1. Длина тела 3,57 5,99 2,37
2. Вес тела 1,97 1,54 0,88
3. Поверх. тела 4,15 8,22 0,34
4. Весоростовой индекс 2,19 0,2 2,22
5 МК 3,86 3,64 1,60
6. ЖК 4,14 4,05 0,09
7. МТК 2,69 2,44 0,55
8 PWC170 6,98 5,05 2,92
 

  Наличие высокого уровня силовых качеств, выносливости к нагрузкам силового характера, а также ловкости, гибкости и некоторых  других качеств являющимися одними из базовых, которые требуются при  занятиях каратэ-до и другими видами спорта.

  По-видимому, такое направление специализации  и обеспечило им более высокие  по сравнению со сверстниками результаты в показателях общей физической подготовленности.

  Заметное  преимущество школьников, занимающихся футболом, над сверстниками не спортсменами особенно выразилось в показателях, характеризующих общую выносливость, а также в уровне физической работоспособности (PWC170). Их результаты были выше и в ряде других показателей (см. табл.4).

  Можно предположить, что низкий уровень  проявления различных показателей  физической подготовленности школьников не занимающихся спортом, обусловлен в целом низким уровнем физической работоспособности (PWC170), на что указывает наличие невысокой корреляционной связи с показателями скоростно-силовой подготовленности и максимальной силы, которые в свою очередь имеют прямые связи с другими показателями.

  Очевидное отставание по большинству определяемых параметров физической подготовленности отразилось и на показателях физического  развития, определяемого по весоростовым индексам и площадью поверхности  тела. Так, например, рост у школьников, не занимающихся спортом, был заметно  ниже, чем у их сверстников-единоборцев (Р<0,001), а по отношению к сверстникам-футболистам это отставание было еще более значительным и достоверно при Р<0,001 (см. табл. 6). По всей вероятности менее интенсивный, ограниченный двигательный режим и недостаток физических нагрузок целенаправленного характера явились факторами, сдерживающими рост тотальных размеров тела. Не менее важным является и соотношение компонентов тела. Отмеченное отставание в росте детей, не занимающихся активно в спортивных секциях, от своих сверстников-спортсменов подтверждается меньшей массой костной ткани (МКТ), которое достоверно по отношению к сверстникам-единоборцам и футболистам (Р<0,001). Отставание обнаружено и в мускульном компоненте, которое более значительно по отношению к сверстникам, занимающимся единоборствами (Р<0,001).

  При наличии меньших величин массы  костной ткани, площади поверхности  тела и отставания в росте у  школьников, не занимающихся спортом, по сравнению со сверстниками-спортсменами обнаружено большее количество жирового компонента - в среднем на 5,6 % (Р<0,001). Этот показатель у школьников-футболистов был самым низким. Отмеченные статистические различия морфологических структур строения тела детей разных групп охватывают почти все исследуемые параметры, кроме веса тела (Р>0,05). Такой факт говорит о том, что все составные элементы массы тела, кроме ее самой, претерпели значительные изменения под влиянием разного режима двигательной деятельности. Недостаток двигательной активности, отсутствие интенсивных и целенаправленных нагрузок являются, по-видимому, причиной столь очевидного их отставания от своих сверстников-спортсменов.

  3.1.2 Сопоставление физического  развития и физической  подготовленности  школьников разных  лет

  Известно, что в Коломенском регионе  Московской области в последние  десятилетия проводились многочисленные исследования, касающиеся физического  развития, физической подготовленности и функционального состояния  школьников возрастных групп. Нас интересовали дети 10-11 летнего возраста. Изучению особенностей становления основных морфо-функциональных характеристик и основных физических качеств у школьников этой возрастной группы в разные годы посвящены работы сотрудников Коломенского педагогического института (12, 48, 64, 153, 154, 157 и др.). Это предоставило нам возможность сопоставить состояние детей сегодняшнего дня с их сверстниками прошлых лет. Сопоставление показателей физического развития и морфо-функциональных характеристик представлено в таблице 7

  Таблица 7. Изменение показателей физического  развития и функционального состояния  школьников 10-11 лет за последние  годы

№№  п/п Показатели Время обследований Достоверность различий по t-критерию
1970 1980 2000 1970 - 1980 1980 - 2000
1. Длина тела (см) 139,78±4,1 141,9±5,8 137,9±10,2 1,63 1,86
2. Вес тела (кг) 36,04±5,0 36,01±4,2 34,4±7,0 0,25 1,08
3. Вес/рост (инд) 257,8±8,0 253,6±8,1 249,5±12,0 1,23 1,71
4. ЖЕЛ (л) 2,01±0,2 2,51±0,3 2,00±0,6 9,80 5,31
5. PWC170 (кгм/мин) 352,7±18,1 484,0±13,5 283,3±18,3 41,1 62,8
6. МПК (л/мин) 1,45±0,3 1,74±0,2 1,35±0,16 5,29 10,2

Информация о работе Физическое воспитание