Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  Проведенными  исследованиями на юных спортсменах  различной специализации установлено, что результаты беге на короткие дистанции  на 41,4 - 56,1% обусловлены степенью развития взрывной силы и координации; что  касается выносливости в беге субмаксимальной мощности, то она взаимосвязана с результатами прыжков в высоту с разбега на 45,8 - 71,8% (15).

  Установлено, что на овладение техническим  мастерством юных футболистов влияет и является одним из критериев  отбора детей в ДЮСШ степень развития скоростно-силовых качеств (11, 118).

  На  примере юных метательниц диска  было показано, что вначале уровень  скоростно-силовой подготовленности спортсменок оказывает меньшее  влияние на результат, чем уровень  развития силы; в последующем те спортсмены, которые ориентировались  на развитие скоростно-силовых качеств, имели лучшие результаты, чем те из них, которые развивали силу (33, 107, 150).

  Многочисленные  данные свидетельствуют о том, что  в прыжках в длину и в  барьерном беге результативность в  большей степени определяется уровнем  развития скоростно-силовых качеств (24, 91, 147).

  Значение  высокого уровня развития скоростно-силовых  качеств и взрывной силы мышц для  успехов в специальной подготовленности на этапе предварительной подготовки обнаружено и в других видах спорта: гимнастике (64), баскетболе (34), легкой атлетике (140, 151), борьбе (199), тяжелой атлетике (40, 95, 150) и т.д.

  Этап  предварительной подготовки совпадает  с периодом ускоренного естественного  развития скоростно-силовых способностей подростков, поэтому и оправдано  повышенное внимание к этой стороне  развития физических способностей.

  В процессе возрастного развития необходимо делать акцент на те стороны двигательной функции, которые начали формироваться в данный период онтогенетического развития (124, 201). Двигательные качества будут развиваться трудно, если не использовать периоды ускоренного естественного развития скоростно-силовых способностей.

  Как установлено В.П.Филиным (191, 193), на предварительном  этапе многолетней подготовки юных спортсменов эффективными и основными  методами развития скоростно-силовых  качеств у юных спортсменов являются методы повторного выполнения скоростно-силового упражнения с отягощениями малого и  среднего веса, выполняемые при смешанном  режиме работы мышц.

  При этом ряд авторов предлагают развивать  скоростно-силовые качества юных спортсменов  путем упражнений, при выполнении которых сила достигается вследствие возрастания скорости сокращения мышц, при этом силовые упражнения за счет большей массы отягощения должны использоваться гораздо меньше (4. 5, 14, 24, 29, 30, 34).

  При развитии взрывной силы мышц ног высокий  результат дает применение прыжковых  упражнений. Прыжковые упражнения являются не только средством эффективного развития взрывной силы и прыгучести, но и  средством обучения рациональной техникой движений. По мнению профессора Ю.В.Верхошанского (33), прыжковые упражнения позволяют сократить объем бега с высокой скоростью, приводящей к закрепощенности движений и закреплению неправильных двигательных навыков, наряду с овладением правильной техникой скоростного бега. Серийные же прыжковые упражнения повышают выносливость, физическую работоспособность, влияют на экономное функционирование кардиосистемы по показателям частоты сердечных сокращений, объема дыхания в минуту и потребления кислорода. Значительное место в тренировочном процессе юных легкоатлетов в последнее время занимают такие эффективные упражнения, как отталкивание в глубину после прыжка (91, 149, 157), а применение многократных прыжков в тренировках бегунов на средние дистанции сокращает объем бега на скоростную выносливость, обеспечивая тем самым её высокую интенсивность.

  Для развития скоростно-силовых качеств  количество выполненных в одной  серии прыжков должно быть не больше 12, но для развития скоростно-силовой  выносливости - до 24 упражнений.

  Прыжковые упражнения в работе с детьми применяются  как для развития скоростно-силовой  подготовленности, так и для совершенствования  скоростно-силовой выносливости в  зависимости от дозировки. При этом большую роль имеет последовательность выполнения силовых и прыжковых  упражнений: каждое последующее упражнение выполняется на фоне положительного действия предыдущего упражнения. К  примеру, после небольшого объема силовых  упражнений нужно выполнять скоростно-силовые, скоростные же - после скоростно-силовых. Вот такое последовательное выполнение упражнений оказывает больший эффект на тренирующийся организм, нежели неупорядоченные упражнения (14, 53, 150, 152, 158, 160, 165, 188).

  Такой подход к методике тренировочного процесса способствует его рационализации, сокращению нагрузки во время тренировки и повышению  эффективности спецподготовки.

  1.5 Обоснование целесообразности  подготовительной  работы, предшествующей  этапу спортивной  специализации  

  На  различных этапах спортивного совершенствования  система многолетних спортивных тренировок предусматривает оптимальное  распределение средств и методов  тренирующих воздействий с целью  реализации потенциальных возможностей спортсменов.

  Замечено (195), что интенсивная подготовка спортсменов на начальных этапах происходит за счет количественных критериев  объема тренировочной работы и механического  переноса средств и методов тренировки спортсменов в старшем подростковом возрасте, за счет отклонения от основных методических принципов спортивной педагогики и эксплуатации психофизиологических и морфо-функциональных особенностей легко «спровоцировать» высокие темпы роста спортивных результатов, что в дальнейшем приведёт к нарушению закономерного хода становления спортивного мастерства. Поэтому методика тренировки на начальном этапе должна быть направлена не на быструю реализацию накопленного потенциала в спортивный результат, а на достижение последующего высокого уровня.

  Активная  двигательная деятельность направленного  характера детей среднего школьного  возраста начинается со времени поступления  их в спортивные секции. В этот период уровень их физической подготовленности не отвечает требованиям избранного вида спорта, поэтому необходимо затратить  определенное время для того, чтобы  привести физические возможности детей  в соответствии с требованиями спортивной специализации (60, 207, 219). В целях сокращения адаптации и сроков подготовки спортивных резервов целесообразно эффективнее  распределять средства уже на начальных  этапах подготовки юных спортсменов (14).

  Подготовка  организма ребенка к систематическим, целенаправленным занятиям в избранном  виде спорта - главная цель предварительного этапа многолетней тренировки (139, 146, 191). Основными задачами предварительного этапа специалисты считают:

  - всестороннее  укрепление здоровья детей, привитие  им навыков закаливания и соблюдения  элементарной спортивной гигиены;

  - содействие  гармоничному физическому развитию  детей и подростков, включая формирование  правильной осанки и дыхания;

  - овладение  широким спектром двигательных  умений и навыков, способствующих  развитию всех физических качеств  и общей координации движений;

  - повышение  выносливости организма и общей  работоспособности;

  - создание  предпосылок для последующего  формирования спортивных интересов.

  Вместе  с этим на этом этапе важным является использование средств скоростно-силовой направленности, так как они служат основой развития физических качеств и фактором, создающим благоприятные предпосылки для лучшего овладения спортивно-техническим мастерством во многих видах спорта (13, 46, 51, 54, 69, 92, 147, 150, 163, 164, 184, 196, 224).

  Мы  полагаем, что такой методический подход оправдан и способствует разностороннему физическому развитию детей и, несомненно, исключает форсированное натаскивание на спортивный результат.

  В результате этого можно достичь  довольно высокого уровня развития скоростно-силовых  качеств и создать благоприятные  условия для совершенствования  спортивно-технического мастерства не только в видах спорта, требующих  преимущественного проявления скоростно-силовых  качеств.

  Как планомерная организационная форма  подготовки спортивного резерва  предварительный этап подготовки приобретает  особую актуальность. Организация и  проведение предварительной спортивной подготовки, помимо спортивных интересов, решают и общесоциальные задачи: повышение уровня физической подготовленности детей и подростков до того уровня, который отвечает требованиям современного общества.

  Таким образом, проводимая физическая подготовка детей и подростков должна способствовать решению задач, связанных с повышением общего уровня физической подготовленности, эффективного развития основных двигательных способностей школьников, подготовкой  и отбором из их числа самых  одаренных для дальнейшего спортивного  совершенствования. 

  ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация  исследования  

  2.1 Цель и задачи  исследования  

  Цель  исследования - совершенствование физической подготовленности школьников V-VI классов  на физкультурных занятий групп продленного дня путем использования скоростно-силовых упражнений. Это предусматривает разработку эффективной методики развития основных физических качеств и повышения общей физической подготовленности детей среднего школьного возраста на основе преимущественного использования скоростно-силовых упражнений со школьниками V-VI классов на физкультурных занятий групп продленного дня (спортивный час).

  Для достижения поставленной цели нами были определены следующие основные задачи:

  1.  определить состояние физического развития, физической подготовленности и уровней развития скоростно-силовых качеств у школьников 10 - 11 лет;

  2.  разработать содержание и методику физической подготовки для школьников V-VI классов с использованием скоростно-силовых упражнений на физкультурных занятий групп продленного дня (спортивный час).

  3.  экспериментально обосновать методику физической подготовки скоростно-силовой направленности для школьников 10-11 лет в режиме физкультурных занятий групп продленного дня.

  В результате решения поставленных задач  предполагается разработать методические рекомендации для повышения уровня физической подготовленности и развития скоростно-силовых способностей школьников V-VI классов на физкультурных занятиях групп продленного дня (спортивный час). 

  2.2 Методы исследования

  Указанными  задачами обусловлен выбор следующих  методов научного исследования:

  -  Анализ научной и научно-методической литературы; (2.2.1.)

  -  Педагогические методы исследования (2.2.2.):

  а) педагогическое наблюдение,

  б) опытная работа,

  в) педагогический эксперимент,

  г) педагогическое тестирование;

  -  Антропометрические методы исследования (2.2.3.);

  -  Оценка функциональных возможностей (2.2.4.);

  -  Методы математической статистики (2.2.6.).

  2.2.1 Анализ научной  и научно-методической  литературы

  Анализ  литературных источников проводился с  целью изучения результатов ранее  проведенных исследований в области  методики развития основных физических качеств, проблем теории и методики физического воспитания детей 10 – 11 лет, особенно во внеурочное время (11, 192, 224). В ходе изучения состояния указанного вопроса большое внимание уделялось  не только анализу монографий, учебно-методических пособий, справочных материалов, но и  обобщению полученных данных, в первую очередь касающихся силовых и  скоростно-силовых упражнений, их влияние  на развитие и совершенствование  основных физических качеств.

  2.2.2 Педагогические методы  исследования

  а) Педагогические наблюдения. В ходе исследования проводились педагогические наблюдения на занятиях по физической культуре за учащимися V – VI классов при выполнении ими силовых, скоростно-силовых и прыжковых упражнений. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов воспитания, обучения и развития человека в динамике их изменения без вмешательства исследователя в ход этих явлений. Оно отмечается планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, наличием особых приемов регистрации наблюдаемых явлений и факторов, последующей проверкой результатов наблюдений [9; 10; 11; 13; 47; 94; 109; 110; 138; 192]. В процессе наблюдения выяснялись:

Информация о работе Физическое воспитание