Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Имеется
точка зрения, что существует связь
между состоянием здоровья человека
и двигательной активностью в
подростковом возрасте. Недостаток движения
в этом возрасте приводит к ограничению
роста и развития ребенка. Есть данные,
которые свидетельствуют о
Существуют
факты, свидетельствующие о том,
что ограничение двигательной активности
детей негативно влияет на их общее
развитие. При недостатке двигательной
деятельности наблюдается ослабление
физиологических функций, понижается
тонус и жизнедеятельность
В нашей стране физическому воспитанию детей школьного возраста уделяется большое внимание как делу огромной социальной важности. В российском законе «Об образовании» обозначены общие приоритеты практики физического воспитания подрастающего поколения. При этом, конкретная направленность работы по физической культуре школьников лимитируется «Государственным образовательным стандартом» по физическому воспитанию, который определяет использование для решения задач урочных и различных внеурочных форм физического воспитания (138).
Задачи
гармонического физического развития,
укрепления здоровья и повышения
работоспособности детей
О
положительном влиянии
В
этих работах указывается на то,
что физическое воспитание - действенный
фактор повышения функциональных возможностей,
развития двигательных способностей и
связанных с ними умений и навыков;
отмечается, что недостаточное
За
время обучения в школе двигательная
активность учащихся обогащается как
за счет целенаправленных двигательных
действий, - которые выполняются
постоянно на уроках физической культуры,
так и внеклассных, внеурочных форм
деятельности. Однако всё возрастающее
время вынужденной
Многие авторы отмечают, что уровень физической подготовленности подрастающего поколения не соответствуют возрастающим требованиям современного общества, что вызывает тревогу и обращает на себя внимание специалистов (154, 171).
Известно,
что при сдаче нормативов допризывная
и призывная молодежь показывает
низкий уровень физической подготовленности.
В связи с этим оправдывается
тезис о необходимости
Несмотря
на это, традиционная система физического
воспитания в школе не соответствует
потребностям развивающегося организма
в двигательной активности, на что
указывают многочисленные исследования
(13, 14, 24, 72, 102, 103). Ряд исследователей
высказывается о необходимости
использования дополнительных методов
физкультурно-оздоровительной
По
сложившимся объективным
Ряд исследователей предлагают в качестве универсальных средств при организации малых форм физической культуры в школе скоростно-силовые ударные упражнения. При этом отмечается, что именно нагрузки силового и скоростно-силового характера дают наибольший эффект (2, 19, 26, 53, 59, 60, 64, 80, 99, 106, 114).
В развитии двигательной функции выделяют критические или сенситивные периоды, т.е. целенаправленное воздействие в рамках которых оказывается наиболее благоприятное влияние на двигательные способности и физическое развитие детей. О таком явлении говорят многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания, если не использовать эти периоды, то не все потенции организма будут реализованы (14, 55, 56, 57).
Особый интерес в проблеме сенситивных периодов для теории и практики физического воспитания представляет тот аспект, который вытекает из данных, позволяющих полагать, что в онтогенезе есть периоды, которые характеризуются неодинаковой степенью реагирования индивидуума на позитивные воздействия, направленные на формирование и развитие его жизненно важных качеств, способностей, навыков и умений (14).
Так, Ю.Г.Травин (182) отмечает, что педагогическое значение таких периодов вполне очевидно; и лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия можно рационально управлять индивидуальным развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.
На
основе анализа результатов
Многие исследователи выявили наличие таких периодов в становлении двигательной функции как по показателям динамики проявления двигательных способностей, так и по возрастным особенностям формирования некоторых физиологических предпосылок их проявления.
Установлено,
что одним из наиболее благоприятных
периодов для развития скоростно-силовых
качеств является средний школьный
возраст. В среднем школьном возрасте
имеются благоприятные
Всестороннему
совершенствованию двигательной подготовленности
школьников и юных спортсменов на
основе использования силовых
Существует
мнение специалистов о возможностях
и необходимости развития скоростно-силовых
качеств в школьном возрасте (1, 3, 6, 13, 43,
55, 64. 96, 111, 129, 138, 140, 197).
1.2
Силовые способности
и их становление
у детей и подростков
В теории физического воспитания принято выделять следующие основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Большинство из этих качеств взаимосвязаны и взаимозависимы, о чем свидетельствует, например, сочетание быстроты и силы, получившие термин «скоростно-силовые качества». Перечисленные качества названы по ведущим признакам, однако, каждое из них включает элементы других качеств, что дает основание назвать их «комбинированными» (14, 32, 123).
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения (32, 92, 147, 151).
Если
рассматривать прыжки, то следует
отметить, что в этих, часто в
очень сложных умениях и
Современное представление о прыгучести сложилось не сразу. В ходе многих исследований содержание этого понятия развивалось и уточнялось. На ранних этапах изучения особенностей прыжков, исследователи не раскрывали сущности проявления прыгучести (197). Они относили прыгучесть к природным данным отдельных спортсменов. Впервые попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С.Клименко (82), который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно. Такой же трактовки прыгучести придерживались и последующие специалисты по скоростно-силовым способностям.
Революционное
рассмотрение этой способности как
проявления согласованной деятельности
всего опорно-двигательного
По
мнению Г.И.Ковальчука (84) прыгучесть, является
комплексным качеством
А.В.Ведринцев (31), указывает, что прыгучесть - способность высоко подпрыгнуть над уровнем опоры.
Г.И.Ильин
(74) определяет прыгучесть как способность
совершать скоростно-силовые
А.П.Матвеев, С.Б.Мельников (121) рассматривают прыгучесть, как комплексное специфическое качество, состоящее из сочетания нескольких ведущих качеств: силы, быстроты и ловкости.
Ряд
авторов рассматривает
Анализ
вышеизложенного позволяет
Так, Г.И.Ковальчук (84) при изучении углов сгибания опорной ноги различает следующие фазы отталкивания: постановка, сгибание ноги и разгибание ноги.
При
определении опорных фаз А.А.
В
исследованиях ряд авторов
По мнению В.Г.Конестяпина (90), чем короче и быстрее в оптимуме сгибание ноги в момент амортизации, тем сильнее и быстрее обратная реакция мышц - сокращение, а значит, тем эффективнее отталкивание.
В ряде работ авторами раскрывается физиологическая сущность прыгучести. Так, В.А.Креер, В.Б.Попов (92) считают, что для прыгучести характерен «взрывной» тип мышечного сокращения.
По мнению В.С.Клименко (82) прыгучесть характеризуется способностью к проявлению мгновенного "взрывного" нервно-мышечного усилия, которое, в свою очередь, основано на большой силе определенных мышечных групп, на быстрое их сокращение и на способность прыгуна к концентрированным волевым усилиям.