Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  Имеется точка зрения, что существует связь  между состоянием здоровья человека и двигательной активностью в  подростковом возрасте. Недостаток движения в этом возрасте приводит к ограничению  роста и развития ребенка. Есть данные, которые свидетельствуют о риске  развития ишемической болезни сердца в этом возрасте при ограничении  двигательной деятельности (5, 14, 24, 62, 72, 159).

  Существуют  факты, свидетельствующие о том, что ограничение двигательной активности детей негативно влияет на их общее  развитие. При недостатке двигательной деятельности наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма (14, 172, 194).

  В нашей стране физическому воспитанию детей школьного возраста уделяется  большое внимание как делу огромной социальной важности. В российском законе «Об образовании» обозначены общие приоритеты практики физического  воспитания подрастающего поколения. При этом, конкретная направленность работы по физической культуре школьников лимитируется «Государственным образовательным стандартом» по физическому воспитанию, который определяет использование для решения задач урочных и различных внеурочных форм физического воспитания (138).

  Задачи  гармонического физического развития, укрепления здоровья и повышения  работоспособности детей подросткового  возраста возможны при условии хорошей  организации педагогического процесса. Важным в решении этих задач является повышение двигательной активности за счет увеличения общего времени  занятий физическими упражнениями.

  О положительном влиянии физической культуры и спорта на организм, здоровье и физическое состояние детей  и подростков свидетельствуют многочисленные исследования (4, 5, 8, 14, 15, 18, 21, 27, 29, 33, 37, 43, 45, 104, 123, 124. 138, 154, 157170, 176 и др.).

  В этих работах указывается на то, что физическое воспитание - действенный  фактор повышения функциональных возможностей, развития двигательных способностей и  связанных с ними умений и навыков; отмечается, что недостаточное использование  существующих форм физической культуры приводит к ослаблению здоровья, физической подготовленности, морфологических  структур.

  За  время обучения в школе двигательная активность учащихся обогащается как  за счет целенаправленных двигательных действий, - которые выполняются  постоянно на уроках физической культуры, так и внеклассных, внеурочных форм деятельности. Однако всё возрастающее время вынужденной неподвижности  на общеобразовательных уроках и  при выполнении домашних заданий  существенно снижает эффект двигательной активности. С поступлением детей  в школу общая двигательная активность снижается вполовину, а по мере взросления и перехода из класса в класс снижается  ещё больше (13, 22, 43, 102, 137, 138, 170).

  Многие  авторы отмечают, что уровень физической подготовленности подрастающего поколения  не соответствуют возрастающим требованиям  современного общества, что вызывает тревогу и обращает на себя внимание специалистов (154, 171).

  Известно, что при сдаче нормативов допризывная  и призывная молодежь показывает низкий уровень физической подготовленности. В связи с этим оправдывается  тезис о необходимости целенаправленного  управления физическим совершенствованием населения, в котором школа была и остается основным звеном в закладывании базы физической подготовленности будущих  солдат (18, 35, 37, 115, 123, 138).

  Несмотря  на это, традиционная система физического  воспитания в школе не соответствует  потребностям развивающегося организма  в двигательной активности, на что  указывают многочисленные исследования (13, 14, 24, 72, 102, 103). Ряд исследователей высказывается о необходимости  использования дополнительных методов  физкультурно-оздоровительной и  спортивной деятельности в условиях школы во внеклассной работе (8, 21, 25, 48, 62, 70, 72, 96).

  По  сложившимся объективным причинам в настоящее время нет возможности  для введения ежедневных уроков физической культуры, поэтому в целях улучшения  физического воспитания школьников многие специалисты предлагают эффективнее  использовать различные внеурочные формы физической культуры.

  Ряд исследователей предлагают в качестве универсальных средств при организации малых форм физической культуры в школе скоростно-силовые ударные упражнения. При этом отмечается, что именно нагрузки силового и скоростно-силового характера дают наибольший эффект (2, 19, 26, 53, 59, 60, 64, 80, 99, 106, 114).

  В развитии двигательной функции выделяют критические или сенситивные  периоды, т.е. целенаправленное воздействие  в рамках которых оказывается  наиболее благоприятное влияние  на двигательные способности и физическое развитие детей. О таком явлении  говорят многочисленные исследования специалистов в области физического  воспитания, если не использовать эти  периоды, то не все потенции организма  будут реализованы (14, 55, 56, 57).

  Особый  интерес в проблеме сенситивных  периодов для теории и практики физического  воспитания представляет тот аспект, который вытекает из данных, позволяющих  полагать, что в онтогенезе есть периоды, которые характеризуются  неодинаковой степенью реагирования индивидуума  на позитивные воздействия, направленные на формирование и развитие его жизненно важных качеств, способностей, навыков  и умений (14).

  Так, Ю.Г.Травин (182) отмечает, что педагогическое значение таких периодов вполне очевидно; и лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия можно рационально  управлять индивидуальным развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.

  На  основе анализа результатов собственных  исследований и обобщения опыта отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания В.К.Бальсевич (14) приходит к заключению, что в современных условиях развития общества стремительные темпы прогресса определяются, прежде всего, тем как способности и природные качества каждого отдельного человека направляются на решение общественно значимых задач посредством знаний о его адаптивных возможностей и индивидуальной предрасположенности

  Многие  исследователи выявили наличие  таких периодов в становлении  двигательной функции как по показателям  динамики проявления двигательных способностей, так и по возрастным особенностям формирования некоторых физиологических  предпосылок их проявления.

  Установлено, что одним из наиболее благоприятных  периодов для развития скоростно-силовых  качеств является средний школьный возраст. В среднем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки  для развития двигательных навыков  и умений, быстроты, скоростно-силовых  качеств, ловкости, гибкости. Если упустить этот период, то совершенствование  этих способностей не будет реализовано  вообще, или осуществится с большим  трудом и в более позднем возрасте (14, 37, 55, 57).

  Всестороннему совершенствованию двигательной подготовленности школьников и юных спортсменов на основе использования силовых упражнений посвящена работа Ф.Г.Казаряна (75). Автор отмечает, что наиболее эффективным является комплексное воздействие в каждом занятии одновременно на силу сгибателей и разгибателей различных групп мышц. Такой подход является не только средством всестороннего, гармонического совершенствования силы различных групп мышц и скоростно-силовых качеств, но и средством интенсификации воздействия физических упражнений на организм нетренированных школьников и юных спортсменов.

  Существует  мнение специалистов о возможностях и необходимости развития скоростно-силовых  качеств в школьном возрасте (1, 3, 6, 13, 43, 55, 64. 96, 111, 129, 138, 140, 197). 

  1.2 Силовые способности  и их становление  у детей и подростков  

  В теории физического воспитания принято  выделять следующие основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Большинство  из этих качеств взаимосвязаны и взаимозависимы, о чем свидетельствует, например, сочетание быстроты и силы, получившие термин «скоростно-силовые качества». Перечисленные качества названы по ведущим признакам, однако, каждое из них включает элементы других качеств, что дает основание назвать их «комбинированными» (14, 32, 123).

  Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых  качеств наиболее распространенными  считаются прыжковые упражнения (32, 92, 147, 151).

  Если  рассматривать прыжки, то следует  отметить, что в этих, часто в  очень сложных умениях и навыках  проявляются все основные физические качества человека. Но в самой главной  фазе любого прыжка - толчке, наибольшее значение имеет сочетание силы и  быстроты, которое нередко выделяется в отдельное двигательное действие - прыгучесть. По способу измерения  прыгучесть представляет собой спортивный результат в наиболее простых  прыжковых упражнениях обычно выполняемых  с места. Контрольные упражнения для измерения прыгучести являются моделью прыжка как вида локомоции  человека. На этой модели удобно изучать  основные закономерности биомеханики  отталкивания и педагогические основы развития и совершенствования скоростно-силовых  качеств, обеспечивающих эффективность  отталкивания. Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также  в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.

  Современное представление о прыгучести сложилось  не сразу. В ходе многих исследований содержание этого понятия развивалось  и уточнялось. На ранних этапах изучения особенностей прыжков, исследователи  не раскрывали сущности проявления прыгучести (197). Они относили прыгучесть к природным  данным отдельных спортсменов. Впервые  попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С.Клименко (82), который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно. Такой же трактовки прыгучести придерживались и последующие специалисты по скоростно-силовым способностям.

  Революционное рассмотрение этой способности как  проявления согласованной деятельности всего опорно-двигательного аппарата человека и центральной нервной  системы принадлежит Ю.В.Верхошанскому (32), который понимал под прыгучестью способность спортсмена путем отталкивания подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту (33).

  По  мнению Г.И.Ковальчука (84) прыгучесть, является комплексным качеством двигательной деятельности, в основе которого лежит  сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной  амплитуды движений.

  А.В.Ведринцев (31), указывает, что прыгучесть - способность высоко подпрыгнуть над уровнем опоры.

  Г.И.Ильин (74) определяет прыгучесть как способность  совершать скоростно-силовые движения в форме прыжка.

  А.П.Матвеев, С.Б.Мельников (121) рассматривают прыгучесть, как комплексное специфическое  качество, состоящее из сочетания  нескольких ведущих качеств: силы, быстроты и ловкости.

  Ряд авторов рассматривает прыгучесть как способность к выполнению мощеного отталкивания (119, 126, 141).

  Анализ  вышеизложенного позволяет сделать  вывод о том, что, несмотря на различия в формулировках, авторы сходятся в  следующем: прыгучесть является совокупностью  качеств - силы, быстроты и координации, проявляющихся при отталкивании. Изучая и описывая движения человека в прыжковых упражнениях, многие авторы отмечают фазовый характер отталкивания. Но в обосновании фаз отсутствует единое мнение.

  Так, Г.И.Ковальчук (84) при изучении углов  сгибания опорной ноги различает  следующие фазы отталкивания: постановка, сгибание ноги и разгибание ноги.

  При определении опорных фаз А.А.Тер-Ованесян, И.А.Тер-Ованесян, (181) различают фазу амортизации (время, в течение которого происходит сближение общего центра тяжести тела с точкой опоры) и  фазу отдачи - отталкивание (время, в  течение которого общий центр  тяжести удаляется от опоры).

  В исследованиях ряд авторов показано, что в работе мышц, осуществляющих толчок, уступающий режим последовательно  сменяется преодолевающим (151, 163, 178).

  По  мнению В.Г.Конестяпина (90), чем короче и быстрее в оптимуме сгибание ноги в момент амортизации, тем сильнее и быстрее обратная реакция мышц - сокращение, а значит, тем эффективнее отталкивание.

  В ряде работ авторами раскрывается физиологическая  сущность прыгучести. Так, В.А.Креер, В.Б.Попов (92) считают, что для прыгучести характерен «взрывной» тип мышечного сокращения.

  По  мнению В.С.Клименко (82) прыгучесть характеризуется способностью к проявлению мгновенного "взрывного" нервно-мышечного усилия, которое, в свою очередь, основано на большой силе определенных мышечных групп, на быстрое их сокращение и на способность прыгуна к концентрированным волевым усилиям.

Информация о работе Физическое воспитание