Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Как видно из таблицы, физическое развитие школьников 10-11 лет за последние 30 лет достоверно не изменилось, т.е. величины длины тела, веса тела, весоростового индекса остались на одном среднем уровне (Р>0,05). В то же время, характеристики функционального состояния существенно изменились, особенно в последние годы в сторону ухудшения. Так, за 20 лет показатели ЖЕЛ достоверно ухудшились в среднем на 25% (Р<0,001), PWC170 - на 70,8%, МПК - на 28,8%. Такая динамика характеристик уровней функционального состояния детского организма дает возможность предположить, что и данные физической подготовленности будут несколько ниже.
В
таблице 8 представлена динамика изменения
показателей физической подготовленности
детей 10-11 лет в течение 30 лет.
Таблица
8. Изменение показателей
№№ п/п | Показатели | Время обследований | Достоверность различий по t-критерию | |||
1970 | 1980 | 2000 | 1970-1980 | 1980-2000 | ||
1. | Бег 30 м (с) | 5,91±0,12 | 5,72±0,1 | 5,82±0,27 | Р<0,001 | Р<0,05 |
2. | Прыжок в длину с/м (см) | 1514±2,5 | 155,3±3,4 | 145,4±6,6 | Р<0,001 | Р<0,001 |
3. | Подтягивание (раз) | 3,8±0,5 | 7,5±0,3 | 0,6±0,5 | Р<0,001 | Р<0,001 |
4. | Кистев. динамометрия (кг) | 20,9±0,8 | 25,4±1,4 | 16,6±3,0 | Р<0,001 | Р<0,001 |
5. | Станов. динамометрия (кг) | 50,6±1.2 | 58,8±5,6 | 45,5±10,1 | Р<0,001 | Р<0,001 |
6. | Отжимания в упоре лежа | 18,5±4,7 | 22,6±3,8 | 6,5±7,2 | Р<0,001 | Р<0,001 |
7. | Бег 2 км (с) | 610,5±25,5 | 597,04±30,1 | 646,4±44,2 | Р<0,001 | Р<0,001 |
Как показали наши сопоставительные исследования, физическая подготовленность школьников наших дней существенно отстает от степени подготовленности учащихся прежних лет.
Так,
если в показателях максимальной
быстроты бега на 30 м произошли сравнительно
небольшие достоверные
3.2
Структура морфо-
Прежде
чем перейти к решению второй
задачи нашего исследования - разработке
программы совершенствования
Из всей совокупности показателей физической и, прежде всего, скоростно-силовой подготовленности не ясно, какие физические качества являются наиболее важными, какие морфо-функциональные характеристики будут определяющими в общей мозаике типичных проявлений двигательных способностей детей 10-11 лет.
Для
выяснения этого положения нами
был проведен факторный анализ показателей
физического развития, физической подготовленности,
скоростно-силовых качеств и
Основные результаты факторного анализа показателей физической подготовленности и морфо-функционального состояния школьников не спортсменов представлены в табл.9.
Таблица
9 Собственные значения процента дисперсии
показателей морфо-
Факторы | Собственные числа | Процент вклада | Кумулятивные собственные числа | Накопительный процент вклада |
1 | 5.359 | 33,49 | 5.359 | 33,49 |
2 | 1.634 | 10,21 | 6.994 | 43,71 |
3 | 1.582 | 9,88 | 8.575 | 53,59 |
4 | 1.301 | 8,13 | 9.877 | 61,73 |
5 | 1.154 | 7,21 | 11.032 | 68,96 |
6 | 1.110 | 6,93 | 12.143 | 75,89 |
7 | 0.944 | 5,90 | 13.087 | 81,79 |
Факторный анализ показателей физической подготовленности школьников, не занимающихся спортом, позволил выделить 7 идентифицированных факторов с суммарным вкладом в обобщенную дисперсию выборки 81,79%. Не выясненными осталась около трети дисперсии (24,11%).
Наибольшие факторные нагрузки приведены отдельно для каждого фактора. Полная факторная матрица дана в приложении 1-4.
I фактор
- фактор силы верхних
На первом факторе с наибольшим вкладом в обобщенную дисперсию выборки 33,49% выделились следующие показатели: становая сила (.949), отжиманий в упоре лежа (.736), подтягивание на перекладине (.553), скорость лазания по канату (.527). Отрицательный вклад внес показатель жирового компонента тела (-.328); нулевой (или близкий к этому) - результативность в беге на 2 км, PWC170, выпрыгивание, т.е. переменные, непосредственно не влияющие на силу верхних конечностей.
С учетом всего сказанного, величин факторных нагрузок показателей, в наибольшей степени определяющих данный фактор способностей школьников не спортсменов, а также переменных, отрицательно или индифферентно влияющих на данный компонент (взрывную силу, общую и силовую выносливость), он был идентифицирован нами как фактор, отражающий силу верхних конечностей школьников.
II фактор - фактор возможностей к проявлению быстроты.
На втором факторе, внесшим 10,21% дисперсии, выделились следующие составляющие: результативность в беге на 30 м (.787), прыжок в длину с места (.660), градиент силы (.555); индифферентное влияние - мышечный и жировой компоненты (что связывается с большим весом тела), кистевой динамометрии, физическая работоспособность. Как известно, именно все эти компоненты в разной степени можно связать со способностью к скорости бега.
Все это позволяет идентифицировать данный фактор как фактор быстроты.
III фактор - фактор координационных способностей.
На долю третьего фактора приходится 9,88% обобщенной дисперсии выборки. Наибольшие факторные веса при определении веса этого фактора имеют показатели наклона вперед (.866) как показатель амплитуды движения во всех звеньях тела, что связывается нами прежде всего с координационными способностями человека (Лях В.И.) Это и позволяет интерпретировать данный фактор как координационные способности. Подтверждению этому служат переменные, вносящие нулевой вклад в дисперсию: становая и кистевая динамометрия, характеристики веса и длины тела, максимальной силы. Все это позволяет интерпретировать данный фактор как характеризующий координационные способности школьников.
IV фактор - фактор взрывной силы.
Для
определения этого фактора
V фактор - фактор силы кисти школьников
На пятом факторе наибольший вес имеет показатель кистевой динамометрии (.968); нулевой вклад прежде всего падает на длину тела и PWC170. Общий вклад данного фактора составляет 7,21%.
VI фактор - фактор прыгучести.
На шестой фактор наибольший вклад оказывает прыжок в длину с места (.788) и бега на 30 м (.456). Вклад данного фактора в обобщенную дисперсию выборки составляет 6,93%.
VII фактор - фактор общей выносливости.
Он в наибольшей степени определяется результативностью в беге на 2000 м (.772), PWC170 (.547), при нулевом вкладе переменных силовых способностей, конституции тела (жирового компонента, длины тела, мышечной массы). Общий вклад фактора - 5,9%.
Редукция данных по методу квартимакс позволила выделить три основных переменных. Это - быстрая сила верхних конечностей, сила разгибателей тела и координация. При этом, взаимосвязь переменных была не так четко выражена.
Так, распределение основных параметров переменных имеет сравнительно широкий разброс, что указывает на не высокую межгрупповую корреляцию.
Характеризуя результаты выделения главных компонентов характеризующих состояния подготовленности школьников не спортсменов, можно отметить следующие, наиболее значимые моменты:
- общая дисперсия, определяющая вклад составляет 70,05%; 29,95% выборки не находит объяснения в рассматриваемых переменных и составляет группу факторов, не вошедших прямо или опосредовательно в рассматриваемые характеристики, что может быть связано с психогенными, социальными и др. составляющими;
- ведущими факторами морфо-функциональной подготовленности школьников не спортсменов являются способности к проявлению силы верхних конечностей (33,4%), быстроты (10,2%), координации (9,8%).
Факторный анализ составляющих морфо-функциональную подготовленность юных спортсменов позволил выявить следующие значения основных факторов
Для
более рельефного сравнения морфо-
Таблица
10 Собственные значения процента дисперсии
показателей морфо-
Факторы | Собственные числа | Процент вклада | Кумулятивные собственные числа | Накопительный процент вклада |
1 | 6.962 | 43,51 | 6.962 | 43,51 |
2 | 2.409 | 15,05 | 9.371 | 58,56 |
3 | 1.891 | 11,81 | 11.262 | 70,37 |
4 | 1.534 | 9,59 | 12.796 | 79,96 |
5 | 1.072 | 6,70 | 13.868 | 86,66 |
6 | 1.011 | 6,32 | 14.879 | 92,98 |
7 | .701 | 4,30 | 15.580 | 97,28 |
Факторный
анализ показателей физической подготовленности
школьников, занимающихся в спортивных
секциях, позволил выделить 7 факторов
с суммарным вкладом в
Наибольшие факторные нагрузки приведены отдельно для каждого фактора. Полная факторная матрица дана в приложении 1-4.
1 Фактор
- фактор взрывной силы и
На первом факторе с наибольшим вкладом в обобщенную дисперсию выборки 43,51% выделились следующие основные переменные: градиент силы (.960), прыжок в длину с места (.825), выпрыгивания из приседа (.812), максимальная сила (.808), мышечная масса (.779), становая сила (.769), подтягивание (.759) , кистевая динамометрия (.565); отрицательное влияние - результативность в беге на 2км, РWС170, индифферентное значение - наклон вперед.