Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
4. Плантография для определения функционального состояния сводов стопы. Показатели оценивались по методике Т.И.Сулимцева (179).
2.2.5 Математико-статистический анализ
Обработка
фактического материала проводилась
с целью оценки его достоверности
и значимости, а также для выявления
качественно однородных групп в
массиве оцененных в
Все
вычислительные операции выполнялись
по стандартной программе Windows-
2.3
Организация и
проведение исследования
Исследования проводились на базе Пирочинской сельской средней школы Коломенского района и Луховицкой школы №5 Московской области.
В предварительных исследованиях принимали участие учащиеся V-VI классов (мальчики 10-11лет) (n=85), не занимающиеся спортом, а также их сверстники, занимающиеся в отделении футбола (n=30) и восточных единоборств (n=30).
В основном педагогическом эксперименте было задействовано 26 учащихся контрольной группы (мальчики 10-11лет) и 26 детей того же возраста экспериментальной группы.
Все
измерения исследуемых
Имеющаяся в распоряжении Пирочинской средней школы спортивная база и необходимый спортивный инвентарь позволяли комплектовать и чередовать содержание занятий, которые в зависимости от погодных условий проводились либо в спортивных залах, либо на летней спортплощадке или в лесопарке.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап
(1995–1996г.г.) – анализировалась специальная
литература по характеру
II этап (1998–2001 г.г.) – проводился в два подэтапа.
На первом подэтапе (1998–1999г.г.) проводился предварительный эксперимент по определению уровня развития скоростно-силовых способностей у школьников и возможности использования скоростно-силовых упражнений учащимися 10-11лет на физкультурных занятиях в группах продленного дня (спортивный час). Для этого школьникам предлагались различные специальные упражнения и определялась их доступность (методом педагогических наблюдений) для школьников IV–V классов и вероятность их применения в группах продленного дня.
На втором подэтапе (1999–2001г.г.) – проводился основной педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение эффективности использования скоростно-силовых упражнений при занятиях с учащимися 10-11лет на физкультурных занятиях в группах продленного дня (спортивный час) Всего за два года проведено по 340 уроков-занятий физической культуры по экспериментальной программе в экспериментальной и контрольной группах [81; 82].
III
этап (1999–2000г.г.) – выполнялась обработка
полученных данных и
ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11ЛЕТ
Известно,
что основными задачами физического
воспитания школьников средних классов
являются укрепление их здоровья, гармоническое
физическое развитие, повышение уровня
двигательной подготовленности, важнейшими
сторонами которой представляет
собой совершенствование
Прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов, нам предполагается необходимым выяснить состояние скоростно-силовой подготовленности детей и подростков и структуру этих качеств.
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательной активности
В
соответствии с решением первой задачи
исследования было осуществлено комплексное
тестирование школьников, не занимающихся
спортом (группа "А"; 85 человек), и
их сверстников, занимающихся активной
двигательной деятельностью путем
систематических занятий в
Результаты тестирования сведены в таблицы 1, 2, 3.
Межгрупповой сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в измеряемых показателях исследуемого контингента обнаруживаются существенные различия (табл. 4, 5, 6).
При
рассмотрении результатов, характеризующих
уровень состояния скоростно-
Таблица 1 Результаты тестирования школьников с разным двигательным режимом жизни по физической подготовленности
№№ п/п | Показатели | Школьники не спортсмены | Юные единоборцы | Юные футболисты |
1. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) | 6,5±7,2 | 31,0±5,4 | 14,1±8,6 |
2. | Бег 30 м (с) | 5,82±0,27 | 5,42±0,13 | 5,32±0,14 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | 145,4±6,6 | 167,5±14,5 | 175,5±16,1 |
4. | Подтягивание на перекладине (раз) | 0,6±0,5 | 6,2±1,2 | 2,2±0,9 |
5. | Становая динамометрия (кг) | 45,5±10,8 | 60,6±12,4 | 55,4±10,7 |
6. | Лазание по канату (с) | 16,4±4,7 | 14,0±3,2 | 14,2±3,0 |
7. | Наклон вперед (см) | 3,1±1,1 | 7,2±1,2 | 4,6±1,1 |
8. | Выпрыгивание вверх из полуприседа (см) | 21,4±5,2 | 27,5±3,8 | 24,8±4,2 |
9. | Средняя кистевая динамометрия (кг) | 16,6±3,0 | 25,4±2,2 | 21,6±3,6 |
10. | Бег 2 км (с) | 646,4±54,2 | 520,6±32,6 | 480,8±42,4, |
Если у последних различия со сверстниками не спортсменами в показателе 2 и 3 (бег на 30 метров с высокого старта и прыжок в длину с места) достоверно при Р<0,001, то в прыжках вверх из полуприседа (показатель 8) достоверность снижается (Р<0,05); в этом упражнении школьники-единоборцы были более результативны, чем юные футболисты (Р<0,05).
Все
перечисленное свидетельствует
о более высоком уровне скоростно-силовой
подготовленности школьников, систематически
занимающихся в спортивных секциях.
В то же время, обнаруженные различия
в результативности юных спортсменов-единоборцев
и футболистов указывает на то,
что это связано не с объемом
общей двигательной активности, а
качеством выполненных
Таблица 2 Результаты тестирования на тензоплатформе состояния скоростно-силовых качеств у школьников с различным двигательным режимом жизни
№№ п./п. | Показатели | Школьники не спортсмены | Школьники-единоборцы | Школьники-футболисты |
1. | Po | 37.5±9.8 | 64.7±10.1 | 50.4±10.2 |
2. | Fmax | 38.4±10.2 | 74.2±10.6 | 70.5±9.8 |
3. | tQ | 0.16±0.01 | 0.11±0.01 | 0.11±0.01 |
4. | t max | 0.27±0.03 | 0.27±0.11 | 0.28±0.11 |
5. | Gr | 140.6±42.3 | 300.7±35.6 | 270.8±38.7 |
6. | Q | 304±82.3 | 507.9±75.3 | 480.1±76.5 |
Определенный
уровень различий в физической подготовленности
нашел свое отражение не только в
результатах скоростно-силовых
Таблица 3 Морфо-функциональные показатели школьников с различным двигательным режимом жизни
№№ п/п | Показатели | Школьники не спортсмены | Юные единоборцы | Юные футболисты |
1. | Длина тела (см) | 137,9±6,2 | 144,2±7,4 | 148,9±7,9 |
2. | Вес тела (кг) | 34,4±7,0 | 38,1±7,5 | 37,1±6,5 |
3. | Вес/рост (индекс) | 249,5±28,1 | 264,8±19,6 | 249,1±20,4 |
4. | Поверхность тела (м) | 1,15±0,12 | 1,20±0,12 | 1,22±1,3 |
5. | ЖЕЛ (л) | 2,22±0,6 | 3,52±1,0 | 3,58±0,8 |
6. | МК (мускульный компонент) (кг) | 14,6±2,9 | 15,8±2,9 | 18,0±4,2 |
7. | ЖК (жировой компонент) (кг) | 7,48±1,9 | 5,6±1,6 | 5,4±1,6 |
8. | МКТ (масса костной ткани) (кг) | 6,7±0,9 | 7,4±1,1 | 7,6±1,8 |
9. | PWC 170 (кгм) | 283,3±18,1 | 385,9±19,6 | 415,2±24,3 |
Силовые способности, оцененные подтягиванием на перекладине, становой и кистевой динамометрией были так же выше у юных спортсменов, чем у детей, не занимающихся спортом (Р<0,001). В то же время, было обнаружено достоверные различия в показателях силовых способностей по тестам подтягивание на перекладине и кистевая динамометрия между юными единоборцами и футболистами в пользу первых (Р<0,001).
Силовая выносливость как физическое качество, определенное по отжиманиям в упоре лежа и лазанию по канату, по нашим данным было выше у школьников-спортсменов (Р<0,001); обнаружено, что отжимаются в положении лежа результативнее единоборцы, а лазают по канату относительно одинаково представители обеих групп спортсменов (Р<0,001).