Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  4.  Плантография для определения функционального состояния сводов стопы. Показатели оценивались по методике Т.И.Сулимцева (179).

  2.2.5 Математико-статистический  анализ

  Обработка фактического материала проводилась  с целью оценки его достоверности  и значимости, а также для выявления  качественно однородных групп в  массиве оцененных в исследовании характеристик и тесноты связи  между ними.

  Все вычислительные операции выполнялись  по стандартной программе Windows-Statistic, предусматривающей расчет всех принятых статистических параметров выборки, а также процедуры корреляционного и факторного анализа. Процедуры вычисления осуществлялись на ЭВМ (10, 192).

  2.3 Организация и  проведение исследования  

  Исследования  проводились на базе Пирочинской сельской средней школы Коломенского района и Луховицкой школы №5 Московской области.

  В предварительных исследованиях  принимали участие учащиеся V-VI классов (мальчики 10-11лет) (n=85), не занимающиеся спортом, а также их сверстники, занимающиеся в отделении футбола (n=30) и восточных  единоборств (n=30).

  В основном педагогическом эксперименте было задействовано 26 учащихся контрольной  группы (мальчики 10-11лет) и 26 детей того же возраста экспериментальной группы.

  Все измерения исследуемых параметров проводились в начале и в конце  учебного года у школьников не спортсменов (контрольная группа) и каждые три  месяца у школьников экспериментальной  группы.

  Имеющаяся в распоряжении Пирочинской средней школы спортивная база и необходимый спортивный инвентарь позволяли комплектовать и чередовать содержание занятий, которые в зависимости от погодных условий проводились либо в спортивных залах, либо на летней спортплощадке или в лесопарке.

  Исследование  проводилось в три этапа:

  I этап (1995–1996г.г.) – анализировалась специальная  литература по характеру скоростно-силовой  подготовки детей, выяснялись  особенности тренировки детей  в видах спорта, связанных с  проявлением скоростно-силовых качеств,  на предварительном этапе подготовки  изучались мнения специалистов.

  II этап (1998–2001 г.г.) – проводился в  два подэтапа.

  На  первом подэтапе (1998–1999г.г.) проводился предварительный эксперимент по определению уровня развития скоростно-силовых способностей у школьников и возможности использования скоростно-силовых упражнений учащимися 10-11лет на физкультурных занятиях в группах продленного дня (спортивный час). Для этого школьникам предлагались различные специальные упражнения и определялась их доступность (методом педагогических наблюдений) для школьников IV–V классов и вероятность их применения в группах продленного дня.

  На  втором подэтапе (1999–2001г.г.) – проводился основной педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение эффективности использования скоростно-силовых упражнений при занятиях с учащимися 10-11лет на физкультурных занятиях в группах продленного дня (спортивный час) Всего за два года проведено по 340 уроков-занятий физической культуры по экспериментальной программе в экспериментальной и контрольной группах [81; 82].

  III этап (1999–2000г.г.) – выполнялась обработка  полученных данных и оформление  их в научные работы, написание  работы, апробация на научно-практических  конференциях. 

ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ  ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11ЛЕТ

  Известно, что основными задачами физического  воспитания школьников средних классов  являются укрепление их здоровья, гармоническое  физическое развитие, повышение уровня двигательной подготовленности, важнейшими сторонами которой представляет собой совершенствование скоростно-силовых  способностей.

  Прежде  чем перейти к рассмотрению этих вопросов, нам предполагается необходимым  выяснить состояние скоростно-силовой  подготовленности детей и подростков и структуру этих качеств.

  3.1 Скоростно-силовая  и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет

  3.1.1 Характеристика физической  подготовленности  и физического  развития школьников  с разным уровнем  двигательной активности

  В соответствии с решением первой задачи исследования было осуществлено комплексное  тестирование школьников, не занимающихся спортом (группа "А"; 85 человек), и  их сверстников, занимающихся активной двигательной деятельностью путем  систематических занятий в спортивных секциях единоборств (каратэ-до, рукопашный бой - группа "В") и футбола (группа "С") (по 30 человек в каждой группе). Всего обследовано 145 человек. Цель тестирования заключалась в определении уровня развития скоростно-силовой и общей физической подготовленности, а также состояния физического развития в зависимости от характера двигательного режима.

  Результаты  тестирования сведены в таблицы 1, 2, 3.

  Межгрупповой  сравнительный анализ полученных результатов  свидетельствует о том, что в  измеряемых показателях исследуемого контингента обнаруживаются существенные различия (табл. 4, 5, 6).

  При рассмотрении результатов, характеризующих  уровень состояния скоростно-силовой  подготовленности (табл.1.), обращает на себя внимание то, что результаты школьников-спортсменов  во всех показателях выше, чем у  их сверстников, не занимающихся спортом. Следует отметить, что школьники-единоборцы превосходят в этих показателях  не только своих сверстников не спортсменов, но и по некоторым факторам сверстников, занимающихся футболом (выпрыгивание вверх из положения полуприседа).

  Таблица 1 Результаты тестирования школьников с разным двигательным режимом жизни  по физической подготовленности

№№ п/п Показатели Школьники не спортсмены Юные единоборцы Юные футболисты
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 6,5±7,2 31,0±5,4 14,1±8,6
2. Бег 30 м (с) 5,82±0,27 5,42±0,13 5,32±0,14
3. Прыжок в длину  с места (см) 145,4±6,6 167,5±14,5 175,5±16,1
4. Подтягивание на перекладине (раз) 0,6±0,5 6,2±1,2 2,2±0,9
5. Становая динамометрия (кг) 45,5±10,8 60,6±12,4 55,4±10,7
6. Лазание по канату (с) 16,4±4,7 14,0±3,2 14,2±3,0
7. Наклон вперед (см) 3,1±1,1 7,2±1,2 4,6±1,1
8. Выпрыгивание вверх  из полуприседа (см) 21,4±5,2 27,5±3,8 24,8±4,2
9. Средняя кистевая динамометрия (кг) 16,6±3,0 25,4±2,2 21,6±3,6
10. Бег 2 км (с) 646,4±54,2 520,6±32,6 480,8±42,4,
 

  Если  у последних различия со сверстниками не спортсменами в показателе 2 и 3 (бег  на 30 метров с высокого старта и прыжок в длину с места) достоверно при  Р<0,001, то в прыжках вверх из полуприседа (показатель 8) достоверность снижается (Р<0,05); в этом упражнении школьники-единоборцы были более результативны, чем юные футболисты (Р<0,05).

  Все перечисленное свидетельствует  о более высоком уровне скоростно-силовой  подготовленности школьников, систематически занимающихся в спортивных секциях. В то же время, обнаруженные различия в результативности юных спортсменов-единоборцев  и футболистов указывает на то, что это связано не с объемом  общей двигательной активности, а  качеством выполненных движений, т. е. в большей степени является отражением влияния спортивной специализации.

  Таблица 2 Результаты тестирования на тензоплатформе состояния скоростно-силовых качеств у школьников с различным двигательным режимом жизни

№№  п./п. Показатели Школьники не спортсмены Школьники-единоборцы Школьники-футболисты
1. Po 37.5±9.8 64.7±10.1 50.4±10.2
2. Fmax 38.4±10.2 74.2±10.6 70.5±9.8
3. tQ 0.16±0.01 0.11±0.01 0.11±0.01
4. t max 0.27±0.03 0.27±0.11 0.28±0.11
5. Gr 140.6±42.3 300.7±35.6 270.8±38.7
6. Q 304±82.3 507.9±75.3 480.1±76.5

  Определенный  уровень различий в физической подготовленности нашел свое отражение не только в  результатах скоростно-силовых упражнений, но и в повышенной степени мобилизации  к выполнению двигательного действия. Так. школьники-спортсмены продемонстрировали более высокий уровень умения концентрации и проявления нервно-мышечных усилий при выполнении упражнений в  беге на быстроту (бег на 30 м со старта) (Р<0,001). В этом упражнении различия между двигательными способностями юных единоборцев и футболистов незначительны (Р<0,05).

  Таблица 3 Морфо-функциональные показатели школьников с различным двигательным режимом жизни

№№  п/п Показатели Школьники не спортсмены Юные единоборцы Юные футболисты
1. Длина тела (см) 137,9±6,2 144,2±7,4 148,9±7,9
2. Вес тела (кг) 34,4±7,0 38,1±7,5 37,1±6,5
3. Вес/рост (индекс) 249,5±28,1 264,8±19,6 249,1±20,4
4. Поверхность тела (м) 1,15±0,12 1,20±0,12 1,22±1,3
5. ЖЕЛ (л) 2,22±0,6 3,52±1,0 3,58±0,8
6. МК (мускульный компонент) (кг) 14,6±2,9 15,8±2,9 18,0±4,2
7. ЖК (жировой компонент) (кг) 7,48±1,9 5,6±1,6 5,4±1,6
8. МКТ (масса костной  ткани) (кг) 6,7±0,9 7,4±1,1 7,6±1,8
9. PWC 170 (кгм) 283,3±18,1 385,9±19,6 415,2±24,3
 

  Силовые способности, оцененные подтягиванием  на перекладине, становой и кистевой динамометрией были так же выше у  юных спортсменов, чем у детей, не занимающихся спортом (Р<0,001). В то же время, было обнаружено достоверные различия в показателях силовых способностей по тестам подтягивание на перекладине и кистевая динамометрия между юными единоборцами и футболистами в пользу первых (Р<0,001).

  Силовая выносливость как физическое качество, определенное по отжиманиям в упоре  лежа и лазанию по канату, по нашим  данным было выше у школьников-спортсменов (Р<0,001); обнаружено, что отжимаются в положении лежа результативнее единоборцы, а лазают по канату относительно одинаково представители обеих групп спортсменов (Р<0,001).

Информация о работе Физическое воспитание