Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  В.П. Филин с соавт. (192, 193), З.А.Осколкова (145) указывают, что возраст 10–11лет характеризуется незначительным приростом силы. В наших исследованиях сила возрастала как в экспериментальной, так и в контрольной группах, что связывается нами с крайне низким исходным уровнем начального развития этой способности у исследуемых нами школьников, а предложенная нами программа занятий позволила получить сдвиги значительно выше средних по данной возрастной группе.

  Значительное  увеличение силы в опытной группе можно рассматривать как следствие  увеличения объема упражнений скоростно-силовой  направленности и использования  таких методов, как круговая тренировка и метод «сопряженных воздействий».

  По  мнению В.Б.Попова (150, 151) скоростно-силовая  подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития школьников, и  улучшения их функциональных возможностей. Типичными скоростно-силовыми упражнениями являются прыжки и метания. Среди  множества форм проявления скоростно-силовых  качеств наиболее распространенными  являются прыжковые упражнения.

  Большинство специалистов (20, 23, 32, 51) применяют термин «прыгучесть» при характеристике основного  качества, необходимого при выполнении прыжков. Прыжки относятся к ациклическим движениям, которые характеризуются  максимальной силой и скоростью  сокращения мышц. В нашей работе для более полного представления  об уровне развития скоростно-силовых  качеств у школьников 10-11лет мы определяли результаты в прыжке в  длину с места, выпрыгивании вверх  и броске набивного мяча (1кг.) из положения сидя. Показатели развития скоростно-силовых качеств у учащихся IV-V классов представлены в табл.19,20.

  По  результатам средних исходных данных в прыжке в длину с места  можно заключить, что достоверных  различий между контрольной и  экспериментальной группами не обнаружено (t=0,59; p>0,05). К концу первого года исследований средний результат в прыжках в длину с места увеличился на 4,9% (t=2,63; p<0,05). При этом в экспериментальной группе прирост составил 12,6% (t=4,09; p<0,001). На начало VI класса процентное соотношение данных было следующим: для контрольной группы – 4,9% (t=3,02; p<0,01), экспериментальной – 5% (t=1,59; p>0,05). К концу исследований средние данные в контрольной группе были равны для мальчиков 173,21±1,61, в экспериментальной группе - 196,71±2,78. Абсолютный прирост составил в контрольной группе 21,91см., при этом в экспериментальной он был 47,29см., что соответственно равно 14,5% (t=8,3; p<0,001).

  Таблица 19. Показатели скоростно-силовых качеств  у мальчиков V класса в течение  учебного года (М±m) и их различия.

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Прыжок  в длину с/м (см)   I

  IV

  151,3±2,09

  158,76±1,92

  149,42±2,42

  168,19±3,9

  1,88

  9,43

  0,59

  2,17

  P > 0,05

  P < 0,05

Бросок  набивного мяча (1кг) и.п. сидя (см)   I

  IV

  550,87±3,7

  614,54±5,44

  549,87±3,81

  662,58±6,28

  1

  48,04

  0,21

  5,78

  P > 0,05

  P <0,001

Выпрыгивание  вверх (см)   I

  IV

  23,29±0,46

  24,68±0,5

  22,69±0,54

  27,89±0,67

  0,6

  3,21

  0,84

  3,84

  P > 0,05

  P <0,001

 

  Бросок  набивного мяча (1кг.) из положения сидя на дальность в контрольной группе у мальчиков имел исходный показатель 550,87±3,7, в экспериментальной группе 549,87±3,81 (t=0.21; p>0.05). К концу первого года исследований темп прироста равен у мальчиков контрольной группы был 11,5% (t=9,66; p<0.001), в экспериментальной группе 20,5% (t=15,34; p<0,001). В начале второго года исследований процентный прирост составил в контрольной группе у мальчиков 17,3% (t=13,75; p<0,001), в экспериментальной группе - 19,6% (t=24,44; p<0,001). Конечные результаты выявили преимущество экспериментальной группы по сравнению с контрольной, как по средним результатам: 7,46 м. против 6,96 м., так и по темпу прироста, который стал равен в экспериментальной группе мальчиков 35,7% (t=23,62; p<0,001), в контрольной - 26,3% (t=19,9; p<0,001).

  При сравнении средних исходных данных в выпрыгивании вверх, можно отметить, что они имеют близкие значения во всех группах. Так, у мальчиков  контрольного класса средний показатель равен 23,29±0,46, экспериментального класса – 22,69±0,6 (t=0,84; p>0.05),

  В первой четверти V класса средний результат  в выпрыгивании стал равен в контрольной  группе у мальчиков 25,26±0,46 (t=0,85; p>0,05), в экспериментальной группе - 29,37±0,49 (t=1,34; p>0,05). К концу второго года исследований средний результат увеличился до 28,59±0,43 и 34,26±063 (контрольная и экспериментальная группы); процентный прирост – 22,7% (t= 8,42; p<0,001), 51% (t=13,94; p<0,001).

  Таким образом, полученные результаты по скоростно-силовым  показателям за исследуемый период в экспериментальной группе были весьма значительны в темпах прироста. По сравнению с контрольной группой, дети экспериментального состава улучшили свои результаты: в прыжках в длину  с места - в 1,14раза, в броске набивного  мяча (1кг) из положения сидя на дальность - в 1,14 раза, в выпрыгивании вверх - в 1,21раза.

  Таблица 20. Показатели развития скоростно-силовых  качеств у мальчиков V класса в  течение учебного года (М±m) и их различия.

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Прыжок  в длину с/м (см)   I

  IV

  166,51±1,7

  173±1,61

  176,55±3,54

  196,71±2,78

  10,04

  23,71

  2,56

  7,31

  P < 0,05

  P < 0,001

Бросок  набивного мяча (1кг) и.п. сидя (см)   I

  IV

  646±5,88

  696,06±6,3

  657,9±2,24

  746,45±7,4

  11,9

  50,39

  1,81

  5,18

  P > 0,05

  P < 0,001

Выпрыгивание  вверх (см)   I

  IV

  25,26±0,46

  28,59±0,43

  29,37±0,49

  34,26±0,63

  4,11

  5,67

  6,11

  7,43

  P < 0,001

  P < 0,001

 
 

  Такое преимущество в развитии скоростно-силовых  качеств в опытной группе можно  объяснить увеличением объема упражнений скоростно-силового характера и  особенности методики их применения.

  В частности, как отмечает В.Г.Никитушкин (139), степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

  Как известно, выносливостью называют способность  организма длительное время сохранять  работоспособность, преодолевая наступление  утомления. Выносливость зависит от целого комплекса взаимосвязанных  факторов, и в том числе от интенсивности  выполняемых физических упражнений (54, 64, 133, 137, 193, 218). Развитие выносливости контролировалось по времени пробегания дистанции 2км и количеству прыжков со скакалкой за 1мин. (См. табл.21,22).

  Исходные  данные в беге на 2км были в обеих  группах относительно одинаковыми - 10мин 58с.

  Примечательно, что за первый год наблюдений показатели в беге на 2 км улучшились в обеих  исследуемых группах школьников. Но по результатам, полученным в конце  первого года исследований, можно  заключить, что экспериментальная  группа имела более значительный темп прироста результативности в беге на 2 км., чем контрольная группа: 13,4% (t=8,29; P<0,001) против 5,2% (t=3,35; P<0,01). Аналогичное отмечается нами и в упражнениях со скакалкой. Время пробегания дистанции за период летних каникул достоверно не изменилось в обеих группах мальчиков. К концу исследований ( 2-го года наблюдений) показатели в беге на 2 км возросли в экспериментальной группе еще на 6,9% и составили за два года 17,9% (t=12,86; p<0,001); в контрольной группе так же произошли положительные, но меньшие сдвиги 3,8% (t=3,2; p<0,01). При этом, лучший результат в контрольной группе был 9,22 мин., в экспериментальной группе - 8,45 мин.; худший результат в контрольной группе был равен 12,10 мин., в экспериментальной группе - 10,53 мин.

  Исходные  испытания в прыжках со скакалкой  за одну минуту также показали, что  группы не имеют существенных различий. Средние данные были равны у мальчиков 53,79±0,87 в контрольной группе и 53,84±0,99 - в экспериментальной (t=0,79; p>0,05). После первого года исследований количество прыжков увеличилось на 3,6% (t=1,58; p>0,05) у мальчиков контрольной группы и на 10,2 % (t=3,44; p<0.001) - экспериментальной группы. Средние показатели в начале второго года исследований составили у детей контрольной группы 61,39±0,91 и в экспериментальной группе – 65,35±0,9 (t=3,09; p<0.01). Итоговые результаты достоверно увеличились во всех группах: в контрольной группе - на 15,5 % (t= 6,66; p<0,001), в экспериментальной группе - на 29,2% (t=11,02; p<0.001).

  Таблица 21. Показатели выносливости у мальчиков V класса в течение учебного года (М±m) и их различия. 

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Бег 2 км (сек)   I

  IV

  658±7,49

  625±5,57

  658±8,12

  580±4,75

  0

  33

  0

  4,51

  P > 0,05

  P < 0,001

Прыжки  со скакалкой за 1 мин (раз)   I

  IV

  53,79±0,87

  55,73±0,87

  53,84±0,99

  59,35±1,26

  0,05

  3,62

  0,79

  2,36

  P > 0,05

  P < 0,05

Таблица 22. Показатели развития выносливости у мальчиков V класса в течение учебного года (М±m) и их различия.

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Бег 2 км (с)   I

  IV

  625±5,57

  600±5,45

  568±5,25

  540±4,25

  57

  60

  7,44

  8,68

  P <0,001

  P <0,001

Прыжки  со скакалкой за 1 мин (раз)   I

  IV

  61,39±0,91

  62,18±0,94

  65,39±0,9

  69,58±1,03

  4,0

  7,4

  3,09

  5,38

  P <0,01

  P < 0,001

Информация о работе Физическое воспитание