Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В.П. Филин с соавт. (192, 193), З.А.Осколкова (145) указывают, что возраст 10–11лет характеризуется незначительным приростом силы. В наших исследованиях сила возрастала как в экспериментальной, так и в контрольной группах, что связывается нами с крайне низким исходным уровнем начального развития этой способности у исследуемых нами школьников, а предложенная нами программа занятий позволила получить сдвиги значительно выше средних по данной возрастной группе.
Значительное
увеличение силы в опытной группе
можно рассматривать как
По мнению В.Б.Попова (150, 151) скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития школьников, и улучшения их функциональных возможностей. Типичными скоростно-силовыми упражнениями являются прыжки и метания. Среди множества форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными являются прыжковые упражнения.
Большинство
специалистов (20, 23, 32, 51) применяют термин
«прыгучесть» при характеристике основного
качества, необходимого при выполнении
прыжков. Прыжки относятся к ациклическим
движениям, которые характеризуются
максимальной силой и скоростью
сокращения мышц. В нашей работе
для более полного
По результатам средних исходных данных в прыжке в длину с места можно заключить, что достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено (t=0,59; p>0,05). К концу первого года исследований средний результат в прыжках в длину с места увеличился на 4,9% (t=2,63; p<0,05). При этом в экспериментальной группе прирост составил 12,6% (t=4,09; p<0,001). На начало VI класса процентное соотношение данных было следующим: для контрольной группы – 4,9% (t=3,02; p<0,01), экспериментальной – 5% (t=1,59; p>0,05). К концу исследований средние данные в контрольной группе были равны для мальчиков 173,21±1,61, в экспериментальной группе - 196,71±2,78. Абсолютный прирост составил в контрольной группе 21,91см., при этом в экспериментальной он был 47,29см., что соответственно равно 14,5% (t=8,3; p<0,001).
Таблица 19. Показатели скоростно-силовых качеств у мальчиков V класса в течение учебного года (М±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Прыжок в длину с/м (см) | I
IV |
151,3±2,09
158,76±1,92 |
149,42±2,42
168,19±3,9 |
1,88
9,43 |
0,59
2,17 |
P > 0,05
P < 0,05 |
Бросок набивного мяча (1кг) и.п. сидя (см) | I
IV |
550,87±3,7
614,54±5,44 |
549,87±3,81
662,58±6,28 |
1
48,04 |
0,21
5,78 |
P > 0,05
P <0,001 |
Выпрыгивание вверх (см) | I
IV |
23,29±0,46
24,68±0,5 |
22,69±0,54
27,89±0,67 |
0,6
3,21 |
0,84
3,84 |
P > 0,05
P <0,001 |
Бросок набивного мяча (1кг.) из положения сидя на дальность в контрольной группе у мальчиков имел исходный показатель 550,87±3,7, в экспериментальной группе 549,87±3,81 (t=0.21; p>0.05). К концу первого года исследований темп прироста равен у мальчиков контрольной группы был 11,5% (t=9,66; p<0.001), в экспериментальной группе 20,5% (t=15,34; p<0,001). В начале второго года исследований процентный прирост составил в контрольной группе у мальчиков 17,3% (t=13,75; p<0,001), в экспериментальной группе - 19,6% (t=24,44; p<0,001). Конечные результаты выявили преимущество экспериментальной группы по сравнению с контрольной, как по средним результатам: 7,46 м. против 6,96 м., так и по темпу прироста, который стал равен в экспериментальной группе мальчиков 35,7% (t=23,62; p<0,001), в контрольной - 26,3% (t=19,9; p<0,001).
При сравнении средних исходных данных в выпрыгивании вверх, можно отметить, что они имеют близкие значения во всех группах. Так, у мальчиков контрольного класса средний показатель равен 23,29±0,46, экспериментального класса – 22,69±0,6 (t=0,84; p>0.05),
В первой четверти V класса средний результат в выпрыгивании стал равен в контрольной группе у мальчиков 25,26±0,46 (t=0,85; p>0,05), в экспериментальной группе - 29,37±0,49 (t=1,34; p>0,05). К концу второго года исследований средний результат увеличился до 28,59±0,43 и 34,26±063 (контрольная и экспериментальная группы); процентный прирост – 22,7% (t= 8,42; p<0,001), 51% (t=13,94; p<0,001).
Таким
образом, полученные результаты по скоростно-силовым
показателям за исследуемый период
в экспериментальной группе были
весьма значительны в темпах прироста.
По сравнению с контрольной
Таблица 20. Показатели развития скоростно-силовых качеств у мальчиков V класса в течение учебного года (М±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Прыжок в длину с/м (см) | I
IV |
166,51±1,7
173±1,61 |
176,55±3,54
196,71±2,78 |
10,04
23,71 |
2,56
7,31 |
P < 0,05
P < 0,001 |
Бросок набивного мяча (1кг) и.п. сидя (см) | I
IV |
646±5,88
696,06±6,3 |
657,9±2,24
746,45±7,4 |
11,9
50,39 |
1,81
5,18 |
P > 0,05
P < 0,001 |
Выпрыгивание вверх (см) | I
IV |
25,26±0,46
28,59±0,43 |
29,37±0,49
34,26±0,63 |
4,11
5,67 |
6,11
7,43 |
P < 0,001
P < 0,001 |
Такое преимущество в развитии скоростно-силовых качеств в опытной группе можно объяснить увеличением объема упражнений скоростно-силового характера и особенности методики их применения.
В частности, как отмечает В.Г.Никитушкин (139), степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.
Как известно, выносливостью называют способность организма длительное время сохранять работоспособность, преодолевая наступление утомления. Выносливость зависит от целого комплекса взаимосвязанных факторов, и в том числе от интенсивности выполняемых физических упражнений (54, 64, 133, 137, 193, 218). Развитие выносливости контролировалось по времени пробегания дистанции 2км и количеству прыжков со скакалкой за 1мин. (См. табл.21,22).
Исходные данные в беге на 2км были в обеих группах относительно одинаковыми - 10мин 58с.
Примечательно,
что за первый год наблюдений показатели
в беге на 2 км улучшились в обеих
исследуемых группах
Исходные испытания в прыжках со скакалкой за одну минуту также показали, что группы не имеют существенных различий. Средние данные были равны у мальчиков 53,79±0,87 в контрольной группе и 53,84±0,99 - в экспериментальной (t=0,79; p>0,05). После первого года исследований количество прыжков увеличилось на 3,6% (t=1,58; p>0,05) у мальчиков контрольной группы и на 10,2 % (t=3,44; p<0.001) - экспериментальной группы. Средние показатели в начале второго года исследований составили у детей контрольной группы 61,39±0,91 и в экспериментальной группе – 65,35±0,9 (t=3,09; p<0.01). Итоговые результаты достоверно увеличились во всех группах: в контрольной группе - на 15,5 % (t= 6,66; p<0,001), в экспериментальной группе - на 29,2% (t=11,02; p<0.001).
Таблица
21. Показатели выносливости у мальчиков
V класса в течение учебного года
(М±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Бег 2 км (сек) | I
IV |
658±7,49
625±5,57 |
658±8,12
580±4,75 |
0
33 |
0
4,51 |
P > 0,05
P < 0,001 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин (раз) | I
IV |
53,79±0,87
55,73±0,87 |
53,84±0,99
59,35±1,26 |
0,05
3,62 |
0,79
2,36 |
P > 0,05
P < 0,05 |
Таблица 22. Показатели развития выносливости у мальчиков V класса в течение учебного года (М±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Бег 2 км (с) | I
IV |
625±5,57
600±5,45 |
568±5,25
540±4,25 |
57
60 |
7,44
8,68 |
P <0,001
P <0,001 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин (раз) | I
IV |
61,39±0,91
62,18±0,94 |
65,39±0,9
69,58±1,03 |
4,0
7,4 |
3,09
5,38 |
P <0,01
P < 0,001 |