Принципы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:47, реферат

Краткое описание

Принципы физического воспитания, в соответствии с которы­ми складываются закономерности, правила и требования, предьявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесто­ронней физической подготовке ребенка к будущей жизни, рас­крытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими ди­дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания.

Файлы: 1 файл

Принципы физического воспитания.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Принципы  физического воспитания

Принципы физического  воспитания, в соответствии с которы­ми  складываются закономерности, правила  и требования, предьявляемые к  воспитателю, определяют его деятельность по всесто­ронней физической подготовке ребенка к будущей жизни, рас­крытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими ди­дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания. Пе­речислим основные из этих принципов:

 

   1. всестороннее  и гармоническое развитие личности;

   2. связь физической  культуры с жизнью;

   3. оздоровительная  направленность физического воспитания;

   4. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

   5. постепенность  наращивания развивающих, тренирующих  воздействий;

   6. цикличное  построение занятий;

   7. возрастная  адекватность направлений физического  воспи­тания.

 

Общепедагогические  принципы

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения  к физическим упражнениям и подвижным  играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию дви­жений.

П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выпол­нять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельно­сти в действиях и волевым проявлениям.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую  степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется в;

взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последую­щего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего до­школьного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последователь­ность физкультурных занятий с обязательным чередованием на­грузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими  меро­приятиями приучают ребенка постоянно  соблюдать оздоровитель­но-воспитательный режим, тогда как прекращение  систематичес­ких занятий снижает  функциональные возможности его организ­ма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков  тре­буют их повторяемости. Принцип  повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повто­рений образуются двигательные навыки, вырабатываются дина­мические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвое­нии  нового и повторении в разнообразных  вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может  проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика  систематического и последовательного  обу­чения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность  от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности  — предназначен для связи чувствительно­го восприятия с мышлением.

Он способствует направленному воздействию на функции  сен­сорных систем, участвующих в  движении. В практике физического  воспитания используется непосредственная и опосредованная на­глядность.

Непосредственная  наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного  действия.

Опосредованная наглядность  представлена демонстрацией по­собий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обес­печивающих представление о выполняемом действии.

 

Наглядность облегчает  выполнение двигательных заданий, раз­вивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формиро­вание двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.

При разучивании новых движений принцип наглядности осу­ществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точ­ное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенно­сти в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важ­ные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно вли­яет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступ­ности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выпол­нении определенного упражнения.

Соблюдение принципа доступности предполагает, что, моби­лизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется  с программным материалом.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги по­лучают путем тестирования и диагностирования, изучения резуль­татов медико-педагогического контроля.

Педагог подбирает  упражнения, которые соответствуют  функ­циональным и приспособительным  возможностям детского орга­низма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширя­ются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

По мере развития физических и духовных сил ребенка  изменя­ются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые по­степенно усложняются в различных формах двигательной деятель­ности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упраж­нений способствует преодолению трудностей при усвоении двига­тельных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения после­довательности в создании методических условий. Поскольку дви­гательные умения и навыки базируются на уже приобретенных уме­ниях, важным условием принципа доступности является п р еемственность физических упражнений. Распределение мате­риала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с по­следующим, обеспечивает усвоение программного содержания.

Соблюдение преемственности  занятий выражено в следующих  правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к не­освоенному; от простого к сложному, от легкого  к трудному. Од­нако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка [23, с. 94]. Оптимальное по­строение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принци­па доступности в работе дошкольного учреждения.

Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета  функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать поло­жительные качества и способности ребенка.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осу­ществляется  на основе общих закономерностей обучения и вос­питания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог все­сторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его раз­витие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребен­ка, его двигательных способностей и состояния здоровья намеча­ются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигатель­ной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания

Принцип непрерывности  — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важ­нейших принципов, обеспечивающих последовательность и пре­емственность между занятиями, частоту и суммарную протяжен­ность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие мор-фофункциональных свойств организма, которые развиваются и со­вершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип не­прерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса [23, с. 94]. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы па­раметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от эта­па к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на ос­нове  принципа постепенного наращивания  развивающе-тренирую-щих воздействий. Она выражает поступательный характер и гаран­тирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе фи­зического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от зако­номерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Реализация потенциальных  двигательных возможностей орга­низма, прогрессивное изменение психофизических  качеств про­исходит волнообразно и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается  в повторяющейся последова­тельности  занятий, что обеспечивает повышение  тренированно­сти, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование  ребенка, его двигательные способности, функцио­нальные возможности организма  развиваются в физическом вос­питании  на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего  и гармонического развития личности. Он со­действует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нрав­ственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной  направленности решает задачи укреп­ления здоровья ребенка.

Подбор физических упражнений для ребенка направлен  не толь­ко на профилактику нарушения  осанки, состояния здоровья, но и  на всестороннее оздоровление организма, повышение его рабо­тоспособности, совершенствование психофизических качеств, под-Держание эмоционально-положительного состояния, жизнерадо­стности и любви к жизни.

Физические упражнения в сочетании с определенными  проце­дурами повышают функциональные возможности организма, спо­собствуют  значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.

Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм организации двигательной деятельности ребенка непремен­но должна осуществляться под строгим врачебным контролем.

В дошкольных учреждениях  используются разнообразные спо­собы обучения:

 

   1. фронтальный  — направленный на одновременное  осо­знанное выполнение двигательных  действий всеми участвующими  в этом процессе детьми;

   2. групповой — обеспечивает возможность самостоятельно­го упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному

 

действию;

— индивидуальный — позволяет каждому ребенку само­

Информация о работе Принципы физического воспитания