Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; объективно оценивать результативность обучения; осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
Принцип сознательности и активности………………………………
4
Принцип наглядности………………………………………………….
8
Принцип доступности и индивидуализации…………………………
12
Принцип систематичности……………………………………………
17
Принцип повторности ………………………………………………..
21
Принцип прочности…………………………………………………..
24
Принцип научности…………………………………………………..
26
Принцип постепенного повышения требования (динамичности)..
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФИЗО Microsoft Office Word.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Могилевский государственный

университет им. А.А.Кулешова»

 

 

 

 

кафедра ТМФВ

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Общепедагогические  (дидактические) принципы

теории физического  воспитания»

 

 

 

                                       Подготовил:  

                                                                           студент 4 курса

                                                                           43 группы ФФВ

                                                                            Кузнецов В.А.  

 

 

 

                                                             Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Могилев 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

Принцип сознательности и активности………………………………

4

Принцип наглядности………………………………………………….

8

Принцип доступности  и индивидуализации…………………………

12

Принцип систематичности……………………………………………

17

Принцип повторности ………………………………………………..

21

Принцип прочности…………………………………………………..

24

Принцип научности…………………………………………………..

26

Принцип постепенного повышения требования (динамичности)..

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

31

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем  к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принцип всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.

Большинство названных  принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.

Знание содержания принципов обучения позволяет учителю  строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; объективно оценивать результативность обучения; осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.

Разработку  системы методических принципов  по справедливости считают одним  из важнейших достижений теории и  методики физического воспитания.

  1. Принцип сознательности и активности

 

Результативность  педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно замеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих  требованиях.

Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко эти мотивы, с педагогической точки зрения, случайны или малосущественны. Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и военной обороне.

Вместе с  осмыслением сущности физкультурной  деятельности развивается и устойчивый интерес к ней. Реализация принципа сознательности и активности состоит в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.

Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость донести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания – значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных физических упражнений.

Вполне очевидно, что осмысление цели и заданий  зависит от возрастных возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают существо дела и определяют очередные задачи и пути своего физического совершенствования.

Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и  рациональное использование сил  при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при их выполнении сама собой  необходимая степень осмысления действий не достигается.

В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация  движений, что в принципе не умаляет  роли сознания, а наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью. Но это справедливо, если автоматизация достигается не механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий.

Ведущая роль в  оценке и корректировании действий занимающихся принадлежит преподавателю. Вместе с тем успех дела непосредственно  зависит и от самооценки, в том  числе от способности своевременно и точно оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений по ходу выполнения задания.

Отсюда понятна  необходимость использования таких  методов, которые в наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом объективизировать на основе точной информации.

Большое значение имеют такие идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение  движений с установкой исправить  или усовершенствовать те или  иные моменты действий, прежде чем  они будут реально выполнены.

Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом  изучения и в то же время основным средством развития способностей в  процессе физического воспитания является  активная двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Следует учесть так же, что физическое воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в значительной мере на самостоятельных началах. Все это требует умелого сочетания руководящей роли преподавателя с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся.

Активность  обусловлена заинтересованностью. Проблема побуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. Физические упражнения по природе своей связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При умелой организации занятий действие этого фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса.

Было бы неверно  делать ставку только на этот фактор и  придавать занятиям развлекательный  характер. Путь к физическому совершенству – прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно  на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности.

Существенную  роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принцип  наглядности

 

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое  использование зрительных ощущений, восприятии образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

В процессе физического  воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих  специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

Наглядность –  необходимая предпосылка освоения движений. Практическое познание начинается с чувственной ступени – «живого  созерцания». Живой образ изучаемых  движений формируется с участием как внешних, так и внутренних рецепторов, воспринимающих органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов, мышц и т.д. Существенно при этом, что показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических и волевых качеств.

Создавая чувственные  предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известную методическую трудность. А именно: чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается в основном двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно приводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом,  идеомоторным упражнением, а также имитационными и другими подводящими упражнениями.

Наглядность –  неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постойной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции отдельных анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогает избирательно направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного искусственного выключения некоторых анализаторов, например зрительного, для того, чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций.

Информация о работе Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания