Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без
него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу
обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому
воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили
воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции
физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное
время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали
самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине
слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые
основы физического воспитания.
Введение 3
Глава 1. Характеристика методических принципов физического воспитания 4
Глава 2. Реализация общих принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями 8
Заключение 20
Содержание:
Содержание
Введение
Глава
1. Характеристика методических принципов
физического воспитания 4
Глава
2. Реализация общих принципов физического
воспитания в процессе занятий
физическими упражнениями
8
Заключение
Список литературы
Введение
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без
него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу
обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому
воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили
воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции
физически-сильные
люди стали пользоваться
время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали
самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине
слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые
основы физического воспитания.
Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание
получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно
быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно “тело” стоит
на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас
время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого,
потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки
человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту,
быстрее
поддается различным
загрязнение окружающей среды – главные причины появления так
называемого “больного поколения”.
Вот почему так актуален в наше время вопрос физического
воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет
потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое
воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о
том, что
бессистемное обучение
а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что
полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и
понятной системе. В своей работе я хочу рассмотреть принципы
системы физического
воспитания.
Глава
1. Характеристика методических
принципов физического
воспитания
Методика лишь тогда ведет
кратчайшим путем к цели, когда основывается
на верных принципах. Наиболее общие отправные
положения, определяющие всю направленность
и организацию деятельности по физическому
воспитанию в нашем обществе, - это принципы
всестороннего гармонического развития
личности, связи воспитания с трудовой
и оборонной практикой и оздоровительной
направленности. Есть вместе с тем ряд
принципов, которые выражают главным образом
методические закономерности педагогического
процесса и в силу этого являются обязательными
при осуществлении образовательных и
воспитательных задач. Это принципы сознательности
и активности, наглядности, доступности
и индивидуализации, систематичности,
постепенного повышения требований.
Большинство названных принципов
совпадает по наименованию с известными
общедидактическими принципами: поскольку
физическое воспитание есть вид педагогического
процесса, то на него распространяются
общие принципы педагогики. Но последние
получают в сфере физического воспитания
соответствующую конкретизацию и дополняются
специальными положениями, отражающими
его особенности.
Принцип
сознательности и
активности
Назначение его состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.
Сознательность — способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.
От преподавателя во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом. Мастерство преподавателя заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания.. Эффективность зависит от приученности занимающихся анализировать свои действия. Методы достижения: словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий.
Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели. Требования: 1)Постановка цели и задач занятия и их осознание. 2) Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе. 3) Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни. 4) Воспитание инициативы и самостоятельности.
Повышению
сознательности и активности способствует
применение преподавателем таких приемов:
контроль и оценка действий занимающихся,
направлений внимания на анализ выполнения
движений, обучения самоконтролю за своими
действиями, иллюстрация заданий с помощью
наглядных пособий, использование зрительных
и слуховых ориентиров в обучении упражнениям,
идеомоторная тренировка, беседа по разбору
техники.
Принцип
наглядности
Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность бывает в зрительной, звуковой и двигательной формах.
Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов.
Восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Применяя оба эти способа, человек воспринимает 65% информации.
Двигательная
наглядность является наиболее
специфичной для физического воспитания.
Ее значение велико при освоении сложнейших
движений, когда ведущим методом являются
направляющая помощь и «проведение по
движению». Особенность ее в обеспечении
возможности ориентироваться в динамике
действующих внутренних и внешних сил,
особенно инерционных и реактивных.
Принцип доступности
и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации - требование оптимального соответствия задач, средств и методов возможностям занимающихся. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня развития занимающихся, от их установки - преднамеренного, целеустремленного и волевого поведения. Назначение принципа: 1) обеспечить условия для развития и совершенствования, 2) исключить негативные нагрузки и задания. Критерии для определения доступных нагрузок и заданий: 1) объективные показатели: показатели здоровья, показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон, аппетит).
Доступность задач, средств и методов делят на группы. 1) общие особенности данного контингента занимающихся. 2) индивидуальные особенности каждого человека 3) группа динамика общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. 4)особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.
Оценка
их доступности складывается из оценки
их как таковых, и из сопоставления этой
оценки с общими и индивидуальными особенностями
занимающихся в их динамике, так как общие
и индивидуальные особенности занимающихся
постоянно изменяются. Изменяется физиологическое
и психическое состояние на протяжении
одного занятия, и, следовательно, степень
доступности того или иного задания и
требования.
Принцип
систематичности
1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность - важнейшее условие процесса обучения. Реализация этого положения определяется дидактическим правилом: «от простого к сложному». Закономерности воспитания физических качеств требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого из качеств происходит в результате изменений в организме. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой подготовке.
2. при построении системы занятий надо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия приобретенного ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло скопление этих эффектов. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.
Специфическим
для реализации принципа системного
чередования нагрузки и отдыха в физическом
воспитании является построение четкой
системы и последовательности воздействий
с учетом «следовых» явлений. Этим определяются
такие методические пути реализации принципа,
как: рациональная повторность заданий;
рациональное чередование нагрузок и
отдыха; повторность и вариативность заданий
и нагрузок.
Принцип
постепенного повышения
требований
Данный
принцип обусловливает
В основе механизма развития физических качеств лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине те, к которым организм приспособился. Повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Динамика повышения нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма. Здесь имеет место такие противоречивые тенденции, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании.
Принцип постепенного повышения требований
предусматривает планомерное увеличение
и обновление заданий в сторону их усложнения,
увеличения объема и интенсивности нагрузки
по мере роста функциональных возможностей
организма.