Общие принципы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без
него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу
обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому
воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили
воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции
физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное
время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали
самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине
слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые
основы физического воспитания.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Характеристика методических принципов физического воспитания 4

Глава 2. Реализация общих принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями 8
Заключение 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФВ (ПОСЛЕДНЕЕ).doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 

Содержание                                                                                                                2 

Введение                                                                                                                       3 
 

Глава 1. Характеристика методических принципов физического воспитания    4                  
 

Глава 2. Реализация общих принципов физического воспитания в процессе   занятий физическими упражнениями                                                                      8 

Заключение                                                                                                               20 
 

Список литературы                                                                                                   21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 
 

      Физическое воспитание - очень важная  деталь  образования.  Без

 него невозможно  представить ни одну школьную  или вузовскую программу

 обучения. Еще  в  Древней  Греции,  особенно  в  Спарте,  физическому

 воспитанию  уделялось особенное внимание. Это  понятно – греки растили

 воинов, способных  защищать свою страну. Кроме того, именно в  Греции

 физически-сильные  люди стали пользоваться популярностью  и  в  мирное

 время. Это  были, конечно, олимпийские игры,  в  которых  участвовали

 самые сильные,  быстрые и выносливые эллины.  Победителям  на  родине

 слагались  гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли  первые

 основы физического  воспитания.

      Но особенно сильный толчок  к  развитию  физическое  воспитание

 получило  в наше время. Один классик  сказал, что  в  человеке  должно

 быть прекрасным  все – и тело, и душа, и помыслы.  Именно “тело” стоит

 на первом  месте, и это не случайно. Мы  должны помнить, какое  сейчас

 время –  время машин и компьютеров. Человек освободился от  тяжелого,

 потогонного  труда. Но хорошо ли это?  Нет – без  физической  нагрузки

 человеческое  тело начинает атрофироваться. Организм  теряет  защиту,

 быстрее   поддается  различным  инфекциям   и  болезням.   Это,   плюс

 загрязнение  окружающей  среды  –  главные  причины  появления   так

 называемого  “больного поколения”.

      Вот  почему  так  актуален  в  наше  время  вопрос  физического

 воспитания.  Именно  занятие  физкультурой  и   спортом   восполняет

 потребности  организма в физическом  труде.   Поэтому   физическое

 воспитание  так необходимо в школах и  вузах. Но нельзя забывать  и  о

 том, что  бессистемное обучение физической  культуре может не  помочь,

 а, наоборот, навредить организму.  Необходимо  помнить  о  том,  что

 полезно   только  физическое  воспитание,  основанное  на  строгой  и

 понятной  системе.  В  своей работе я  хочу  рассмотреть  принципы

 системы физического  воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика методических принципов физического  воспитания 

 
     Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований. 
     Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.  
 

    Принцип сознательности и  активности 

  Назначение  его состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

  Сознательность — способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

  От преподавателя  во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом. Мастерство преподавателя заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания.. Эффективность зависит от приученности  занимающихся анализировать свои действия. Методы достижения: словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий.

   Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели. Требования: 1)Постановка цели и задач занятия и  их осознание. 2) Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе. 3) Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни. 4) Воспитание инициативы и самостоятельности.

  Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем таких приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений внимания на анализ выполнения движений, обучения самоконтролю за своими действиями, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, идеомоторная тренировка, беседа по разбору техники. 

     

   Принцип наглядности 

  Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность бывает в зрительной, звуковой и двигательной формах.

  Зрительная  наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений.

  Звуковая  наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов.

  Восприятие  через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Применяя оба эти способа, человек воспринимает 65% информации.

 Двигательная  наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение велико при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность ее в обеспечении возможности ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных. 
 
 

      Принцип доступности  и индивидуализации 

  Принцип доступности и индивидуализации - требование оптимального соответствия задач, средств и методов  возможностям занимающихся. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня развития занимающихся, от их установки -  преднамеренного, целеустремленного и волевого поведения. Назначение принципа: 1) обеспечить условия для развития и совершенствования, 2) исключить негативные нагрузки и задания. Критерии для определения доступных нагрузок и заданий: 1) объективные показатели: показатели здоровья, показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон, аппетит).

  Доступность задач, средств и методов делят на группы. 1) общие особенности данного контингента занимающихся. 2) индивидуальные особенности каждого человека 3) группа динамика общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. 4)особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

   Оценка их доступности складывается из оценки их как таковых, и из сопоставления этой оценки с общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике, так как общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. 
 

     Принцип систематичности  
     

  1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность - важнейшее условие процесса обучения. Реализация этого положения определяется дидактическим правилом: «от простого к сложному». Закономерности воспитания физических качеств требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого из качеств происходит в результате изменений в организме. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык. В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой подготовке.

  2. при  построении системы занятий надо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия приобретенного ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло скопление этих эффектов. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.

      Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.

Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как: рациональная повторность заданий; рациональное чередование нагрузок и отдыха; повторность и вариативность заданий и нагрузок. 
 

Принцип постепенного повышения  требований 

  Данный  принцип обусловливает необходимость  систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок для прогрессирующего развития физических качеств.

   В основе  механизма развития физических качеств лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине те, к которым организм приспособился. Повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Динамика повышения нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма. Здесь имеет место такие противоречивые тенденции, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании.

      Принцип постепенного повышения требований предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общие принципы физического воспитания