Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без
него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу
обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому
воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили
воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции
физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное
время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали
самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине
слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые
основы физического воспитания.
Введение 3
Глава 1. Характеристика методических принципов физического воспитания 4
Глава 2. Реализация общих принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями 8
Заключение 20
5. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО
ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
Этот принцип
выражает общую тенденцию требований,
предъявляемых к занимающимся в процессе
физического воспитания, которая заключается
в постановке и выполнении все более трудных
новых заданий, в постепенном нарастании
объема и интенсивности связанных с ними
нагрузок.
Необходимость регулярного обновления
заданий с общей тенденцией к росту нагрузок.
Физическое воспитание находится в постоянном
движении, в развитии, изменяясь от занятия
к занятию, от этапа к этапу. Характерная
черта при этом - повышение сложности упражнений,
нарастание силы и длительности их воздействия.
Переход в процессе физического
воспитания от одних форм двигательной
деятельности к другим, все более сложным,
необходим в первую очередь для выполнения
образовательных задач: не обновляя упражнения,
нельзя приобрести достаточно широкий
круг жизненно важных умений и навыков.
Это необходимо вместе с тем и как условие
дальнейшего совершенствования: по мере
обновления упражнений становится богаче
запас двигательных умений и навыков,
благодаря чему легче осваивать новые
формы двигательной деятельности и совершенствовать
приобретенные ранее умения и навыки.
Наряду с усложнением форм двигательной
деятельности в процессе физического
воспитания должны возрастать все компоненты
физической нагрузки. Это более всего
диктуется закономерностями развития
таких физических качеств, как сила, быстрота
и выносливость.
Степень положительных изменений,
происходящих в организме под воздействием
физических упражнений, пропорциональна
объему и интенсивности нагрузок. Если
соблюдаются все необходимые условия
- в том числе если нагрузки не превышают
меру, за которой начинается переутомление,
то чем больше объем нагрузок, тем значительнее
и прочнее адаптационные перестройки;
чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее
процессы восстановления и "сверхвосстановления".
Существенно, что ответные
реакции организма на одну и ту же нагрузку
не остаются неизменными. По мере приспособления
к данной нагрузке биологические сдвиги,
вызываемые ею, становятся меньше. Происходит
"экономизация функций": функциональные
возможности организма, возросшие в результате
приспособления к неизменной работе, позволяют
ему теперь справляться с той же работой
более экономно, с меньшим напряжением
функций. В этом и состоит биологический
смысл адаптации к нагрузкам.
Но, как только нагрузка становится привычной
и перестает вызывать "избыточную компенсацию",
она уже не может служить основным фактором
положительных изменений в организме.
Чтобы обеспечить дальнейшее повышение
его функциональных возможностей, необходимо
систематически обновлять нагрузки, увеличивая
их объем и интенсивность. В этом заключается
одна из коренных закономерностей процесса
физического воспитания.
Условия усложнения заданий
и формы повышения нагрузок. Основные
условия повышения требований в процессе
физического воспитания уже рассматривались
в связи с анализом принципов доступности,
индивидуализации и систематичности.
Прогрессирование требований лишь тогда
будет вести к положительным результатам,
когда новые задания и связанные с ними
нагрузки посильны для занимающихся, не
превышают функциональных возможностей
организма. Непременными условиями являются
также последовательность, регулярность
занятий и оптимальное чередование нагрузок
с отдыхом.
Следует подчеркнуть также
значение прочности приобретаемых навыков
и адаптационных перестроек, лежащих в
основе развития физических качеств. Переход
к новым, более сложным и трудным, упражнениям
должен происходить по мере закрепления
формируемых навыков и приспособления
к нагрузкам.
Организм приспосабливается
к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно.
Необходимо определенное время, чтобы
успели произойти адаптационные перестройки,
позволяющие подняться на новый, более
высокий, уровень тренированности. При
этом для различных функциональных и структурных
изменений требуются неодинаковые сроки.
Динамика нагрузок должна
характеризоваться постепенностью. При
этом возможны различные формы постепенного
повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая,
ступенчатая и волнообразная. Использование
той или иной формы зависит от конкретных
задач и условий на различных этапах физического
воспитания.
Заключение
Необходимого
уровня состояния
В
теории и методике спорта, как и во всякой
научно-практической дисциплине, имеющей
дело с проблемами обучения и воспитания,
первостепенное значение придается определению
важнейших теоретико-методических положений
- принципов, которые отражают основные
закономерности в данной сфере практической
деятельности и в силу этого служат руководством
к действию. На занятия физическими упражнениями
распространяются основные педагогические
принципы, поскольку в них концентрированно
выражены наиболее общие отправные положения,
справедливые для любой образовательно-воспитательной
деятельности: сознательности и активности,
наглядности, доступности и индивидуализации,
систематичности, а также другие принципы,
выражающие специфику физического воспитания.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Итак, внимательно анализируя
сказанное о принципах физического воспитания,
нетрудно заметить, что содержание их
тесно соприкасается вплоть до частичного
совпадения. Это и не удивительно. Ведь
все они отражают отдельные стороны и
закономерности одного и того же процесса,
который по существу своему един и лишь
условно может быть представлен в аспекте
отдельных принципов.
Принцип сознательности
и активности формулирует общую предпосылку
реализации всех других принципов физического
воспитания, ибо сознательное и активное
отношение занимающихся к делу обусловливает
доступность учебного материала, прочность
приобретаемых знаний, умений и навыков,
связь предыдущего с последующим, установку
на дальнейший прогресс и т. д.
С другой стороны, активная деятельность
занимающихся лишь тогда может считаться
по-настоящему сознательной и лишь тогда
ведет к поставленной цели, когда она согласуется
с требованиями, вытекающими из принципов
наглядности, доступности, индивидуализации,
систематичности. Столь же тесная связь
объединяет и другие принципы. Так, вне
учета принципа доступности и индивидуализации
немыслимы ни выбор рациональной последовательности,
ни прогрессирование нагрузок. В свою
очередь, границы доступного раздвигаются
на основе реализации принципов систематичности
и прогрессирования.
Отсюда следует, что ни один
из указанных принципов не может быть
реализован в полной мере, если игнорируются
другие. Лишь на основе единства принципов
достигается наибольшая действенность
каждого из них.