Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; объективно оценивать результативность обучения; осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
Принцип сознательности и активности………………………………
4
Принцип наглядности………………………………………………….
8
Принцип доступности и индивидуализации…………………………
12
Принцип систематичности……………………………………………
17
Принцип повторности ………………………………………………..
21
Принцип прочности…………………………………………………..
24
Принцип научности…………………………………………………..
26
Принцип постепенного повышения требования (динамичности)..
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………
33
Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.
Естественно, что
физическая система чередования
занятий и отдыха зависит от конкретных
задач, уровня предварительной
Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к том, что становится доступным на следующем, и т.д. Доступность, таким образом, обуславливает последовательность.
При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.
Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к закономерностям возрастного развития.
Вполне логичен
переход от широкого общего физического
образования к
Последовательность материала на каждом данном этапе физического воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего – от объективно существующих связей между намеченными видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Строя систему
занятий физическими упражнения
В связи с изложенным материалом возникает проблема ограничения тормозящего действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.
Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последствия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений.
Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т.д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом [6].
Принцип отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения. Повторение – главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Следовательно, учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обнаружится, что он плохо усвоен, забыт. Реализация принципа повторности имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей к регулярной работе Все это образно выражено в известной поговорке: «Повторение – мать учения».
Реализация принципа опирается на три основных положения: [7]
Каждое повторение, как бы внешне оно ни было похоже на предыдущее, всегда содержит в себе элементы нового, вновь приобретенного. Повторение не должно быть механическим актом. Оно является специфическим процессом умственной переработки того, что знает и что умеет ученик. Образно говоря, «повторения совершаются без повторений». Именно в этом кроется залог постепенного формирования нового двигательного действия. По характеру выполнения двигательного действия повторения делятся на две противоположные разновидности: повторение простое и вариативное.
Простое повторение позволяет осваивать основной вариант двигательного действия при неизменных условиях его воспроизведения. Подобное повторение по существу обучение путем копирования: учитель объясняет и показывает стандартную технику, а ученик стремится ее скопировать, приблизить свое выполнение к увиденному образцу. Простое повторение хотя и неизбежно в обучении, но имеет ограниченные дидактические возможности.
Вариативное повторение преследует иную задачу: передать двигательному действию такую гибкость, чтобы его можно было выполнять в различных вариантах. С этой целью повторение совершается в системе изменяющихся вариантов действия и условий выполнения. При грамотном использовании вариативное повторение может дать большой дидактический эффект:
Нельзя игнорировать ни одну из разновидностей повторения. В зависимости от задач обучения должна применяться и та и другая: при начальном освоении действия – только простое повторение, затем – простое и вариативное, на последнем этапе обучения – преимущественно вариативное. Только знание, опыт и интуиция учителя позволят определить все эти переходы от одного повторения к другому.
При любом обучении процесс повторения не может быть беспредельным. Отсюда возникает проблемы количества повторений и распределения их во времени. Целесообразное количество повторений определяется задачами обучения, сложностью и объемом учебного материала, уровнем подготовленности учеников, совершенством методики обучения, а также длительностью уроков и их количеством в учебном году [7].
В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также – в определенных чертах – и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса [1].
Столь же существенное значение имеет противоположная черта – вариативность, то есть широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.
6. Принцип прочности
Данный принцип подитоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развития познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется [3].
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось, что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения [5].
Непременным условием осуществления принципа прочности является соблюдение всех принципов обучения – в этом его характерная черта. Ни один из других принципов не имеет такой многосторонней зависимости.
Реализация принципа прочности должна идти по двум направлениям. Первое направление – формирование прочной системы специальных знаний. В основе этого лежат общие закономерности запоминания теоретических сведений, раскрытые в курсах педагогики и психологии.
Второе направление
- формирование прочных двигательных
умений. Прочность двигательного
умения зависит от многих факторов:
меры учета закономерностей
Характерной особенностью
реализации принципа прочности при
обучении физическим упражнениям является
прямая зависимость прочности
7. Принцип научности
Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей [5].
Информация о работе Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания