Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; объективно оценивать результативность обучения; осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
Принцип сознательности и активности………………………………
4
Принцип наглядности………………………………………………….
8
Принцип доступности и индивидуализации…………………………
12
Принцип систематичности……………………………………………
17
Принцип повторности ………………………………………………..
21
Принцип прочности…………………………………………………..
24
Принцип научности…………………………………………………..
26
Принцип постепенного повышения требования (динамичности)..
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………
33

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФИЗО Microsoft Office Word.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что  физическая система чередования  занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Последовательность  занятий и взаимосвязь между  различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к том, что становится доступным на следующем, и т.д. Доступность, таким образом, обуславливает последовательность.

При выборе пути следования в процессе обучения и  воспитания руководствуются правилами  «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают  лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.

Процесс физического  воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к закономерностям возрастного развития.

Вполне логичен  переход от широкого общего физического  образования к специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования.

Последовательность  материала на каждом данном этапе  физического воспитания зависит  от многих конкретных условий, но более  всего – от объективно существующих связей между намеченными видами двигательной деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Строя систему  занятий физическими упражнениями, необходимо максимально использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать  упражнений, способных вызвать эффект «отрицательного переноса», Содержание физического воспитания определяется, в конечном счете, требованиями жизни,  а в жизненной практике необходимы  всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств появляется возможность успешно преодолевать  отрицательные взаимодействия  и  добиваться общего прогресса.

В связи с  изложенным материалом возникает проблема ограничения тормозящего действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное  значение для выбора оптимальной  последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия  имеет учет ближайшего последствия  различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон, который  в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений.

Последовательность  занятий и упражнений зависит  от многих конкретных условий, в том  числе от особенностей контингента  занимающихся, от общей направленности занятий  на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т.д.  Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом [6].

 

 

 

 

 

    1. Принцип повторности

Принцип отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения. Повторение – главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Следовательно, учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обнаружится, что он плохо усвоен, забыт. Реализация принципа повторности имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей к регулярной работе Все это образно выражено в известной поговорке: «Повторение – мать учения».

Реализация  принципа опирается на три основных положения: [7]

  1. Физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения.
  2. Физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для отдыха.
  3. Во время физических упражнений после них происходят приспособительные изменения, но держатся они не долго. Следовательно, необходимо предусматривать характер и количество не только повторений, но и интервалов отдыха.

Каждое повторение, как бы внешне оно ни было похоже на предыдущее, всегда содержит в себе элементы нового, вновь приобретенного. Повторение не должно быть механическим актом. Оно является специфическим  процессом умственной переработки того, что знает и что умеет ученик. Образно говоря, «повторения совершаются без повторений». Именно в этом кроется залог постепенного формирования нового двигательного действия. По характеру выполнения двигательного действия повторения делятся на две противоположные разновидности: повторение простое и вариативное.

Простое повторение позволяет осваивать основной вариант  двигательного действия при неизменных условиях его воспроизведения. Подобное повторение по существу обучение путем копирования: учитель объясняет и показывает стандартную технику, а ученик стремится ее  скопировать, приблизить свое выполнение к увиденному образцу. Простое повторение хотя и неизбежно в обучении, но имеет ограниченные дидактические возможности.

Вариативное повторение преследует иную задачу: передать двигательному действию такую гибкость, чтобы его можно было выполнять в различных вариантах. С этой целью повторение совершается в системе изменяющихся вариантов действия и условий выполнения. При грамотном использовании вариативное повторение может дать большой дидактический эффект:

  1. Если вариативное повторение применяется в виде заданий, требующих от ученика поиска оптимального решения, то оно становится основой проблемного обучения, которое предусматривает воспитание самостоятельности и творчества в решении двигательной задачи.
  2. Повторение действия в различных вариантах и условиях развивает умение пользоваться действием не только в спортивной борьбе, но и в трудовой, армейской и бытовой деятельности.
  3. Разнообразие вариантов повышает интерес учеников к занятиям; известно, что дети с большей охотой берутся за выполнение пусть более трудных, но новых заданий.
  4. Вариативное повторение расширяет двигательный опыт и знание учеников.

Нельзя игнорировать ни одну из разновидностей повторения. В зависимости от задач обучения должна применяться и та и другая: при  начальном освоении действия – только простое повторение, затем – простое и вариативное, на последнем этапе обучения – преимущественно вариативное. Только знание, опыт и интуиция учителя позволят определить все эти переходы от одного повторения к другому.

При любом обучении процесс повторения не может быть беспредельным. Отсюда возникает проблемы количества повторений и распределения  их во времени. Целесообразное количество повторений определяется задачами обучения, сложностью и объемом учебного материала, уровнем подготовленности учеников, совершенством методики обучения, а также длительностью уроков и их количеством в учебном году  [7].

В процессе физического  воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также – в определенных чертах – и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса [1].

Столь же существенное значение имеет противоположная  черта – вариативность, то есть широкое  видоизменение упражнений и условий  их выполнения, динамичность и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Принцип  прочности

 

Данный принцип подитоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение  содержания образования и развития познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;  прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю;  прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется [3].

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось, что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения [5].

Непременным условием осуществления принципа прочности  является соблюдение всех принципов  обучения – в этом его характерная  черта. Ни один из других принципов  не имеет такой многосторонней зависимости.

Реализация  принципа прочности должна идти по двум направлениям. Первое направление  – формирование прочной системы  специальных знаний. В основе этого  лежат общие закономерности запоминания  теоретических сведений, раскрытые  в курсах педагогики и психологии.

Второе направление -  формирование прочных двигательных умений. Прочность двигательного  умения зависит от многих факторов: меры учета закономерностей формирования умения, характера построений, соответствия возможностям ученика, и прочее. Особое значение приобретает двигательная память.

Характерной особенностью реализации принципа прочности при  обучении физическим упражнениям является прямая зависимость прочности двигательного  умения от уровня развития физических качеств и владения ранее сформированными двигательными умениями [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Принцип научности

 

Принцип научности  обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные  наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей [5].

Информация о работе Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания