Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; объективно оценивать результативность обучения; осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
Принцип сознательности и активности………………………………
4
Принцип наглядности………………………………………………….
8
Принцип доступности и индивидуализации…………………………
12
Принцип систематичности……………………………………………
17
Принцип повторности ………………………………………………..
21
Принцип прочности…………………………………………………..
24
Принцип научности…………………………………………………..
26
Принцип постепенного повышения требования (динамичности)..
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………
33
Принцип требует от учителя систематического обновления содержания своей теоретической подготовленности. Именно поэтому данный принцип рассматривается как принцип оценивания качества учебного процесса, опирающегося на закономерности усвоения учебного материала.
Реализуя принцип научности, необходимо придерживаться следующих правил: [7]
1. При отборе
учебного материала
2. Предупреждать излишнее упрощение, тем более искажение научных положений. Любая дидактическая система не в состоянии в точности воспроизвести соответствующую научную система. В дидактической системе научная информация всегда будет перерабатываться с учетом дидактических закономерностей. Но при таких переработках дидактическая система должна сохранять объективность и максимальную приближенность к уровню современной науки.
3. Допустимо
применять только те методы
обучения, которые имеют педагогическое
и психофизиологическое
4. Последовательно
вводить в учебный процесс
методы исследования. В перспективе
методы обучения должны
5. Использовать
в речи только официально
8. Принцип постепенного повышения требований (динамичности)
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности, связанных с ними нагрузок.
Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом – повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.
Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становился богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельность и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.
Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.
Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия – в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».
Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.
Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.
Следует подчеркнуть
также значение прочности приобретаемых
навыков и адаптационных
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания [6].
Заключение
Внимательно анализируя
сказанное о принципах
Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обуславливает доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т.д. С другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования.
Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.
Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств – слова и сенсорно-образных воздействий («наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.:Высшая школа, 1989. – 346 с.
2. Гужаловский
А.А., Ворсин Е.Н. Физическое
3. Купчинов Р.И.
Физическое воспитание: учебное
пособие ля студентов
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 199. – 543 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 574 с.
6. Теория и
методика физического
7. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ.фак.физ.культуры пед.ин-тов \ под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
8. Физическая культура студента: Учеб. для студ.вузов \ под ред. В.И.Ильинича. – М.:Гардарики, 1999. – 448 с.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
Информация о работе Общепедагогические (дидактические) принципы теории физического воспитания