Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:05, контрольная работа
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Введение
Теория воспитания
- часть педагогической науки, которая
рассматривает вопросы
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он "относится" к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.
1. Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
целенаправленность;
многофакторность;
сложность;
длительность;
непрерывность;
комплексность;
вариативность и неопределенность;
двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.
Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:
1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;
2) с высокой
избирательной
3) с низким
уровнем восприимчивости к
Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:
наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;
наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
- трудностью
изучения внутреннего
- вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Цель воспитания
зависит от ряда объективных причин:
закономерностей
В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих
ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.
История педагогики - это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.
Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.
| Воспитание
как одна из подсистем целостного педагогического
процесса подчиняется его общим закономерностям:
- зависимость
воспитания от объективных и
субъективных факторов - единство и
взаимосвязь воспитания с признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности; связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся. Итак, воспитание
- длительный и противоречивый процесс,
результаты которого имеют отдаленный
характер. Оно начинается с рождения
и продолжается всю жизнь. С определенного
возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. 2. Понятие о содержании воспитания Содержание воспитания - составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8). Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию. Программа формирования
базовой культуры школьника во многом
совпадает с содержанием Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности. В Российских школах
в настоящее время имеются
курсы "Основы безопасности жизни",
"Граждановедение", ориентированные
на выработку знаний и норм поведения,
необходимых в обществе, в семье, на улице,
в быту. 3. Результаты воспитательного процесса Результаты воспитательного
процесса - достигнутый личностью
или коллективом уровень Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с
проявлением результатов связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Содержание воспитания - система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: реализм целей воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; самоопределение; личностная направленность; коллективизм. Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления. Каждое направление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию, реализуется в его результатах. Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое и пр. воспитание. Результатом воспитательной и учебной работы является сформированное научное мировоззрение. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных и пр. взглядов на мир. Мировоззрение
определяет социальную ориентацию, тип
поведения и деятельности. С определенных
мировоззренческих позиций Субъективным
отражением объективной действительности,
результатом усвоения коллективного
и индивидуального опыта людей
являются убеждения. Убеждения - это
знания, перешедшие во внутреннюю позицию
личности. Убеждения выполняют Проблема воспитания личности, способной решать на высоком научном уровне современные задачи, тесно связана с развитием интеллектуальных способностей человека. Развитие творчески мыслящей личности - задача умственного воспитания. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры, личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и осуществляется в тесном единстве с формированием научного мировоззрения. Основные пути умственного воспитания - систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеучебная работа по развитию умственной культуры. В отечественной педагогике вопросами умственного воспитания много занимались Л. Выготский, Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д. Эльконин и др. Умственную деятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые у учащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию и характеризуют личностный смысл учения, действенность
мотива, самостоятельность Задачи идейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны и решаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности - форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его представлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципами руководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения. Эмоциональная сторона идейно-нравственной жизни человека проявляется через его чувства. Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, общественным явлениям. Идейно-нравственное воспитание в учебных заведениях охватывает весь процесс учебно-воспитательной работы. Все формы обучения воспитывают учащихся нравственно. Составной частью
нравственного воспитания является
экологическое воспитание. Отношение
человека к природе имеет глубокий
гуманистический смысл и Правовое воспитание также связано с нравственным и обусловлено нарушениями в нравственной и правовой областях. Причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом связаны с низким уровнем правового сознания, неверными представлениями о материальных и духовных ценностях общества. Задача правового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться, чтобы эти требования приобрел для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Более сложным
является перевоспитание, которое направлено
на перестройку неправильно учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих развитие личности. Процесс перевоспитания предполагает установление существенных причин отклонений в нравственном развитии, определение путей, средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения. Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знание политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура - часть нравственной культуры человека. Это относится
и к культуре межнациональных
отношений, основное содержание которой
состоит в следующем: любовь к
культуре своего народа и уважение,
терпимость к другим народам. К задачам
формирования культуры межнациональных
отношений следует отнести культуры, искусства
своей родины, страны; любовь к своему
народу и активное участие в сохранении
и развитии национальной культуры;
знание культур других народов своей
страны и других государств, уважительное
к ним отношение; наконец, умение
строить отношения с Формирование
здорового образа жизни является
очень важным в свете современного
состояния нравственного Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей. На Западе имеются многочисленные программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был курс "Этика и психология семейной жизни", который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизни является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых. К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни. Эстетическое воспитание - это развитие способности восприятия и правильного понимания прекрасного об искусстве и действительности. Оно формирует у учащихся систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать критерии эстетических ценностей. Эстетическое воспитание учит умению вносить элементы прекрасного в свою жизнь. Эстетическое начало заложено в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание) осуществляется различными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из них. Единая система физического воспитания в нашей стране была теоретически разработана, обоснована и апробирована П. Лесгафтом в начале XX в. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств. Задача же физического воспитания - научить детей преодолевать усталость, страх, неуверенность, неприятные болевые ощущения. Физическое воспитание осуществляется в учебное и внеучебное время. Основной и обязательной для всех учащихся организационной формой являются уроки физической культуры, они предусмотрены учебными программами и составляют основу общей физической подготовки. В основе существования человеческого общества лежит труд. Трудовое воспитание предусматривает формирование взглядов, убеждений, норм и правил поведения в области трудовых отношений. Принцип соединения обучения с трудом развивает преемственность в системе непрерывного образования. Разные виды
трудовой деятельности развивают у
учащихся трудовые умения и навыки,
волевые качества. Труд включает учащихся
в сложную систему общественных
отношений, формирует нравственно- Цель трудового воспитания включает в себя: развитие осознанного, творческого, ответственного отношения к труду как первой жизненной потребности; формирование трудовых навыков;
культуры умственного и физического
труда; общественно-трудовой активности;
подготовку к выполнению необходимых
и доступных видов Заключение Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности. Список использованной литературы Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 1990. Ильина Т.А. Педагогика. М. 1994. Лихачев В.Т. Педагогика. М. 1993. Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1997. .....
...... |
........