Проблемы и пути реализации принципа непрерывности в физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:28, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы – разработка приемлемых средств для организации каникулярного времени учащихся.

Гипотеза . Предполагается, что использование в учебном процессе предложенные нами средства по организации каникулярного времени школьников окажет положительное влияние на качество физической подготовки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

Понятие принципа непрерывности в физическом воспитании………………..6

Пути реализации принципа непрерывности в физическом воспитании ….8

Заключение……………………………………………………………………………………………………10

список литературы…………………………………………………………………………………..……11

Файлы: 1 файл

Проблемы и пути реализации принципа непрерывности в физическом воспитании..docx

— 24.00 Кб (Скачать)

 великолукская государственная академия физической культуры и спорта 

 кафедра гуманитарных наук 
 
 
 

Проблемы  и пути реализации принципа непрерывности  в физическом воспитании. 
 
 

                                                      подготовил:

                                                  проверил:  
 
 
 
 
 
 
 

великие луки,2011

Содержание: 
 

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

Понятие принципа непрерывности  в физическом воспитании………………..6

Пути реализации принципа непрерывности в физическом воспитании ….8

Заключение……………………………………………………………………………………………………10

список литературы…………………………………………………………………………………..……11 

Введение.

       Кризис детства настолько очевиден, что данную проблему обсуждают представители государственных структур, и руководители различных общественных движений, и средства массовой информации. В связи с новыми концепциями образования, его модернизации необходимо пересмотреть и отношение к организации свободного времени, досуговой деятельности детей.

     Поставлена приоритетная задача организации любых форм досуга детей - здоровьесбережение подрастающего поколения

     Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

    Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть (35, с. 132). Наибольшие возможности для достижения данной цели предоставляют каникулы.

       Непрерывность физического воспитания, как  и образования в целом, является важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность данного процесса. Развернутое определение понятию «преемственность» дает А.А. Леонтьев: «…под непрерывностью мы  понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из  последовательных временных отрезков.

       Таким образом, проблема организации детского досуга в каникулярное время является актуальной.

       Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

     Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека самостоятельно распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личных потребностей и интересов. Однако обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, поэтому оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации в сфере досуга, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения. Общество исходит из того, что человек должен использовать свободное время прежде всего на восстановление собственного здоровья и на развитие своей личности.

    Цель  нашей работы – разработка  приемлемых средств для организации  каникулярного времени учащихся.

     Гипотеза . Предполагается, что использование  в учебном процессе предложенные  нами средства по организации  каникулярного времени школьников  окажет положительное влияние  на качество физической подготовки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Понятие принципа непрерывности  в физическом воспитании.

 Сущность  принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих  основных положениях.

 1. Первое  положение принципа непрерывности  предполагает, что процесс физического  воспитания является целостной  системой, в которой предусматривается  последовательность в проведении  занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим  условием процесса обучения движениям  и процесса воспитания физических  качеств.

 Реализация  этого положения в процессе физического  воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от  освоенного к неосвоенному», «от  знаний к умениям». Их грамотное  выполнение обеспечивает успех в  решении образовательных задач  физического воспитания.

 Закономерности  воспитания силы, быстроты, выносливости и других физических качеств также  требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных  функциональных и морфологических  изменений в организме. Это предусматривает  строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к  которым организм привык.

 При построении учебного процесса определение  последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях  и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.

 В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического  воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и  узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач  физического воспитания в масштабе занятий (урок) определяется «следовыми»  явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений (например, целесообразно скоростные упражнения помещать в начале занятия, а на выносливость — в конце).

 2. Второе  положение принципа непрерывности  обязывает специалистов по физической  культуре и спорту при построении  системы занятий обеспечить постоянную  преемственность эффекта занятий,  устранить большие перерывы между  ними с целью исключения разрушающего  воздействия того, что было приобретено  ранее в процессе занятий физическими  упражнениями.

 При обучении двигательным действиям и  воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла  кумуляция этих эффектов. Степень  кумуляции эффекта занятий будет  зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное  занятие. Следовательно, перерыв между  занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая  эффективность обучения движениям  и воспитание физических качеств  при длительных интервалах между  занятиями. Сформированные двигательно-координационные  связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.

 

Пути  реализации принципа непрерывности в  физическом воспитании

         Принцип непрерывности  реализуется при следующих организационно-методических условиях - организация круглогодичной двигательной деятельности. Так большинство исследований свидетельствует, что каникулярные периоды негативно влияют на уровень физической подготовленности учащихся. он снижается до такого уровня, что преподавателю приходится  затрачивать значительное количество учебного времени для ее подтягивания до  доканикулярного  уровня. Полученные результаты  еще раз подтверждают, что организованный процесс физического воспитания обладает большей эффективностью  по сравнению с результатами спонтанной, неограниченной двигательной деятельности школьников.

      В связи со всем выше сказанном, становится очевидным необходимость пролонгации организованной двигательной активности в ходе каникул. При этом данная проблема наиболее актуальна для летнего каникулярного периода по многим причинам, к основным из которых относится: большая длительность каникул у школьников, возможность широкого использования климатических факторов, благоприятный эмоциональный фон, что позволяет на хорошей материальной базе и под руководством квалифицированного специалиста, направленно осуществлять процесс непрерывного физического воспитания. Характеризуя в общем виде особенности процесса физического воспитания в летний период, необходимо отметить следующие требования, обеспечивающие, по нашему мнению, оздоровительный  эффект: приоритетное развитие выносливости, силу  мышц и координационных способностей  школьников; ориентация на особенности мотивационно-потребностной сферы детей; комплексность применяемых средств и методов; разносторонность воздействия в сочетании с другими оздоровительными мероприятиями во  взаимосвязи с общим режимом дня.

      Позитивными средствами решения   вопроса о непрерывности физического  воспитания  являются такие мероприятия,  как соревнования во время  каникул  школьников, тренировочные  занятия, лагерь по типу дневного  пребывания учащихся. Но при этом  наблюдаются трудности связанные  с материальным обеспечением  не только достойной технической  базы, но и приемлемой  мотивирующей  оплаты квалифицированных кадров. Преподаватель не заинтересованный  в своей работе, не ощущающей  на себе(кроме нематериальной  стороны) результатов своей деятельности, не может  мотивировать учащихся, ведь если нет искры в глазах  – нет и способности зажечь  окружающих.

      Именно поэтому  основными  путями реализации принципа непрерывности  физического воспитания  является  не только качественная организация  занимающихся  во время каникул(а  так же свободного времени), профессионально   квалифицированным специалистом , но  и мотивация  самого учителя   на дополнительную работу.

 

Заключение.

     В современных условиях свободное время является настоящей ценностью, поэтому грамотное его распределения является важной задачей. Личность может воспитать только личность!  Преподаватель ответственно, профессионально,  заинтересованно лично в решении важнейшего вопроса о непрерывности физического воспитания школьников  сможет организовать  каникульрное время так, чтобы уровень физического развития из года в год имел позитивную тенденцию развития. Благодаря чему обеспечится формирование гармонически развитого гражданина , отвечающего запросам  предъявляемых обществом.

     Исходя из выше сказанного,  можно сделать вывод о необходимости  решения  вопроса о непрерывности  физического воспитания школьников, ввиду недостаточного  научно-методического  обеспечения данной тематики.

    Но несомненно, мы можем сделать  вывод о необходимости мотивации  занимающихся и преподавателей  в приросте  физической подготовки.

 

    Список  литературы 

  1. Непрерывность и преемственность образования/А. А. Леонтьев// Образовательная система «Школа 2100». Педагогика  здравого смысла: сб. материалов. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003. – С. 28-34
  2. Холодов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. С 58-60
  3. Физическое воспитание учащихся 5--7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона.  - М., 1997.
  4. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 1998.
  5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. -- М., 1999.
  6. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: ФиС 1986г.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. - М., 1990.
  8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. -2-е изд., испр. и доп. -- М., 1976.
  9. Теория и методика спорта: учеб. Пособие для училищ Олимпийского резерва под общ. ред. Суслова, Холодова. - М. 1987г.

Информация о работе Проблемы и пути реализации принципа непрерывности в физическом воспитании