Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:00, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание – воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития; педагогически организованный процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.

Файлы: 1 файл

Физическое воспитание.docx

— 14.24 Кб (Скачать)

Физическое  воспитание – воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития; педагогически организованный процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач. Физическое воспитание начинается с первых же дней после рождения человека.

К оздоровительным  и развивающим задачам физического  воспитания относятся:

укрепление  здоровья и закаливание организма;

гармоническое развитие тела и физиологических  функций организма;

всестороннее  развитие физических и психических  качеств;

обеспечение высокого уровня работоспособности  и творческого долголетия.

Основные  используемые средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среды), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Знание закономерностей влияния физических упражнений на организм и научная методика их выполнения помогают достичь цели физического воспитания.

Естественные  силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для  сохранения здоровья и физического  совершенствования. Осуществляется физическое воспитание по трем направлениям: общая  физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.

Я. А. Коменский  одним из первых предложил включать физическую подготовку в программы  обучения и увязывать ее с уроками  по другим предметам. Теорию физического воспитания также развивали Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. К. Гутс-Мутс и др.

В России научные основы физического воспитания были разработаны в последней  четверти XIX века (Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов  и др.). Популяризации идей физического  воспитания в семье и школе  способствовали работы врачей Е. М. Дементьева и Е. А. Покровского. Особенно важную роль в развитии отечественного физического  воспитания сыграл П. Ф. Лесгафт, который  ввел понятие «физическое образование», является основоположником научной системы физического воспитания гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека.

Активным  занятиям подрастающего поколения  физкультурой способствовали пионерские и комсомольские организации. Несмотря на формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»  и др.), проводимая пионерской организацией работа по физическому воспитанию на местах помогла приобщить к физкультуре  и спорту многих подростков.

С детьми до 1 года уже необходимо заниматься физическими упражнениями, проводить  массаж. В детском саду на занятиях по физическому воспитанию организуются различные несложные игры, физкультминутки. В школьном возрасте физическое воспитание учащихся осуществляется на уроках физической культуры в общеобразовательных, а  также в начальных и средних  профессиональных учебных заведениях. Для студентов высших профессиональных учреждений основными формами физического  воспитания являются учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровительные  мероприятия. Физическое воспитание в  семье осуществляется в форме  закаливания, самостоятельных занятий  физкультурой, а также упражнений, выполняемых на домашних гимнастических комплексах, игр, прогулок и т. п.

Основные  задачи физического  воспитания детей  дошкольного возраста следующие: забота о здоровье, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц; функциональное совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; улучшение обменных процессов. В этом возрасте формируются жизненно важные двигательные навыки (ходьба, бег и т. п.), умение согласовывать движения, сохранять правильную осанку; развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений: ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия.

В процессе физического воспитания развиваются  такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и т. д. При  этом большое значение имеет педагогически  правильная организация самих учащихся и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного коллектива.

Информация о работе Физическое воспитание