Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5
1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8
1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11
1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16
Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29
2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература……………………………………………………………….. 52
Ф И З М И Н У Т КА
Жук.
Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.
А л г о р и т м выполнения задания:
1. Рассмотреть насекомое.
2. Определить количество осей симметрии.
3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.
4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с. 22.
Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки – на лужайке с цветами, на кустике и т.д.
При вырезывании соблюдайтеТ Е Х Н И К У Б Е З О П А С Н О С Т И
III. И т о г у р о к а.
Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать и подумать, как сделать аппликацию на с.23.
У Р О К 3.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: АППЛИКАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИММЕТРИЧНОГО И
КОНТУРНОГО ВЫРЕЗЫВАНИЯ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Повторить контурное вырезание;
2. Повторить симметрию;
3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: образцы вырезанных деревьев, цветов, кустов, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и музыкальные записи со звуками природы, счетные палочки, стаканчики от йогурта.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2.М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: для начала надо предложить сложить лист бумаги пополам, нарисовать контур, например, половины елочки и вырезать. Далее учитель просит нарисовать и вырезать елочку пошире, потом повыше. На следующем этапе вырезать елочку, не рисуя контур. А как изготовить другие деревья, дети должны догадаться сами.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Кто подумал, как делается аппликация на с.23? Какой вид аппликации?
III. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а .
Откройте учебник на с.23. Тема нашего урока – вырезывание контура изображения. Сначала будем вырезать просто изображение деревьев.
Вырежьте контуры нескольких деревьев, сделайте аппликацию. Как изобразить в аппликации отражение деревьев в воде? Обратите внимание, какие контуры у деревьев, у травы, солнца, как показать берег.
Ф И З М И Н У Т К А
К о н к у р с на лучшее название аппликации. (Дети предлагают варианты. Лучшее название принимается голосованием.)
Закончите построение композиции, приклейте вырезанные фрагменты.
IV. И т о г у р о к а.
Расскажите как вы выполняли работу над аппликацией.
V. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать учебник, с.24-25, составить план выполнения работы.
У Р О К 4.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Закрепить технику симметричного вырезывания;
2. Повторить симметрию;
3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2.М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
III. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Откройте учебник,с.24.
Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.
Какую технику применим для такого «наряда»? (симметричное вырезание.)
Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании гирлянд и снежинок.)
Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру « Лестница к мастерству». Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт – это ступенька лестницы.
1) Выбрать цветную бумагу.
2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.
3) Сложить бумагу в 3 раза.
4) Отметить высоту баночки
5) Нарисовать узор.
6) Вырезать узор.
7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.
Выполняем наряд для баночки по плану.
А как сделать баночку по плану.
1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.
2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.
3. Вырезать лицо и волосы.
4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.
5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.
IV. И т о г у р о к а.
Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)
Как получить одинаковые кружева для отделки? ( Сложить бумагу гармошкой и вырезать.)
Дома вы нарядите небольшую бутылочку из- под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.
На след. уроке мы устроим выставку «На прогулке». Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.
V. Д о м а ш н е е з а д а н и е: повторить правила техники безопасности на
с.5
У Р О К 5.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: ВЫПУКЛАЯ ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Научить делать прорезную аппликацию, работать с макетным ножом;
2. Делать прорези с переворотами, прорези по криволинейному контуру;
3. Воспитывать навыки безопасной работы с макетным ножом;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: образцы, цветная бумага, макетный нож, подкладная доска, счетные палочки, копировальная бумага, калька, фальцлинейка.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2.М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: обратить внимание на технику безопасности, на приемы вырезания макетным ножом. Поощрять безопасную работу, «набив» руку вначале, дети потом будут работать увереннее, а вместе с этим применяют фантазию и творческий подход к вырезыванию макетным ножом. При проверке домашнего задания найти похвалу для каждой работы, подчеркнуть, что авторские работы, оставить их в классе на некоторое время, показать на родительском собрании.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Давайте, организуем экспресс-выставку «На прогулке» из ваших украшенных бутылочек. Посмотрите, какие красивые принцы и принцесс, бабушки и куклы в ажурных нарядах « вышли на прогулку».
2. П р а в и л а техники безопасности при работе с макетным и канцелярским ножами:
1) Хранить макетный нож нужно со спрятанными в ручку лезвием.
2) При работе для резания бумаги и картона нужно выдвигать лезвие на 1-2 деления.
3) При работе нажимать равномерно и резать аккуратно, не торопясь. Левую руку убирать от места разреза.
4) При работе пользоваться фальцлинейкой и работать только на подкладной доске.
5) Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку.
6) Передавать нож соседу со спрятанным лезвием, то есть нерабочем состоянии.
3. О т р а б о т к а приемов резания канцелярским ножом по учебнику, с.26.
1) Рассмотрите изображение.
2) Возьмите лист ватмана и нарисуйте рисунки по линейке.
3) Положите лист бумаги на подкладочную доску. Резать надо сверху вниз, поворачивая бумагу, или слева направо.
4) Углы прорезайте с двух сторон в направлении к вершине угла.
III. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Дети вырезают, учитель наблюдает, помогает, комментирует.
Посмотрите на схемы звезды, елочки, шестиугольника. Выполните вырезание канцелярским ножом по той схеме, которая понравилась. Что надо сделать, прежде чем вырезать? (нарисовать карандашом). Можно перевести через копировку, только сверху на лист учебника надо положить кальку или кусок полиэтиленового пакета, а еще можно переводить непишущей ручкой.
Вырезанный узор красиво смотрится, если подложить снизу цветную бумагу.
Ф И З М И Н У Т К А
Рассмотрите цветок в учебнике на с.27. В какой технике он выполнен? ( Прорези с переворотами.)
Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах