Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5
1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8
1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11
1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16
Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29
2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература……………………………………………………………….. 52
контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения);
сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.
Оригинально будет смотреться мозаичная работа, выполненная и з о б ъ е м н ы х э л е м е н т о в. Например, сделанных из фантиков или бумажных салфеток катышков, комочков. Главное — подобрать нужное количество элементов по цвету.
М н о г о с л о й н а я а п п л и к а ц и я выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
Используя этот вид аппликации, можно создавать интереснейшие композиции и з о к р а ш е н н о й п а п и р о с н о й б у м а г и . Как известно, папиросная бумага обладает свойством прозрачности. При наложении одного цвета папиросной бумаги на другой получаются дополнительные оттенки, что делает работы добрыми, теплыми, нежными, воздушными.
Кроме папиросной бумаги, можно использовать кальку. Окрашивание бумаги осуществляется акварельными красками или тушью. Для получения нежных тонов рекомендуется красители разводить водой.
Детали композиции из цветной папиросной бумаги создаются путем обрывания, без использования ножниц.
В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Разные народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.
Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались
силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.
Искусство силуэта привлекало и художников XX века М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н. В. Ильин, Е. С. Кругликова.
Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V–III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей – обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре площадью около 30 кв.м из войлока нашиты цветные аппликации – орнаментальные полосы.
Несмотря на условность и схематичность изображений, в них с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Зверей они изображали особенно любовно, проявляя при этом острую наблюдательность: лось с мощными широкими и ветвистыми рогами, характерной горбоносой мордой; скачущий марал, терзаемый пантерой,- борьба двух зверей. Мастерство в передаче динамики движений и тонкое декоративное чувство свидетельствует об исключительно высоком уровне художественной культуры племен кочевников.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника – караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.
Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок – своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии, Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа.
В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации.
Особенно процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер.
Аппликация прочно вошла в жизнь детского сада и школы; она используется при оформлении интерьеров, наглядных пособий на занятиях и на уроках.
1. 3. Из истории происхождения бумаги.
В настоящее время каждый из нас не может представить себе и дня без бумаги. Нас повсюду окружают бумажные и картонные предметы, вещи. Это книги домашней библиотеки или папки файлы с листами на работе, оберточная бумага в магазине и даже рулоны туалетной бумаги в санузле. На бумаге мы рисуем, выполняем чертежи, планы, пишем письма и открытки, телеграммы и т.д.
Однако так было не всегда. Наши далекие предки не имели в своем распоряжении бумаги. С появлением письменности они на протяжении многих столетий искали подходящий материал, на котором можно было зафиксировать свои мысли и передать их следующим поколениям. В одних уголках мира для этих целей использовались пальмовые листья, на которые наносились знаки и рисунки острыми предметами. Другие народы вырезали пиктограммы на костях животных или выбивали их на камнях.
Позднее в качестве основы и материала для письма люди стали использовать глиняные кирпичики-плитки, которые для большей устойчивости и сохранности подвергали обжигу. Однако это всё было очень хрупким и быстро приходило в негодность, разрушалось и осыпалось. Кроме того, эти письмена были недостаточно удобными в обращении, хранении и переносе.
Поиски писчего материала привели наших далеких предков к тому, что они остановили свой выбор на деревянных табличках. Кору или куски древесины они покрывали тонким, ровным слоем воска.
В качестве пишущего приспособления использовались «стили» - двухсторонние палочки с заостренными и притупленным концами. Острым концом палочки на дощечку наносились знаки или рисунки, тупой конец служил для затирания восковой поверхности в случае неверного выполнения рисунка или ошибки.
Жители Древнего Китая выжигали иероглифы на бамбуковой коре. Уже позднее они стали писать иероглифы специальной жидкостью, которая по своим качествам очень напоминала тушь. В качестве основы для письма использовались шелковые свитки.
Первыми, кто стал использовать для письма более легкий и удобный материал, были жители Древнего Египта. По берегам Нила они собирали тростник для различных бытовых нужд и подметили, что если лист тростника обработать определенным образом, то его можно использовать в качестве основы для письма. Папирус египтяне сворачивали в свитки – рулоны и хранили в специальных хранилищах.
Этот материал был легок и удобен для переноса и хранения. Именно поэтому папирус очень долгое время использовался в качестве основы для письма. Позднее на смену папирусу во II в. до н.э. пришел пергамент.
Пергамент очень быстро распространился по миру. Его стали использовать практически повсюду. Однако ему было суждено недолго просуществовать в этом качестве, так как вскоре мир узнал о первой бумаге.
Современные ученые спорят относительно первенства двух азиатских народов, которые дали миру бумагу. Одни из них утверждают, что бумагу изобрели китайцы. Другие находят в археологических раскопках подтверждение тому, что первыми научились изготавливать бумагу жители Туркмении. Это они первыми научились вымачивать и распускать кусочки шерсти в воде, затем отпрессовывать её и по определенной технологии отжимать и сушить. Полученный таким образом тонкий войлок и использовался как первая бумага. Китайцы же, переняв данный опыт, заменили шерсть на растительные волокна из коры дерева и стеблей бамбука и получили то, что мы теперь называем бумагой. Это произошло в самом начале II в. н.э. в период правления китайского императора Цай Луня.
Секрет изготовления бумаги долгое время держался в строжайшем секрете. Поэтому белые листы бумаги стоили очень дорого, обменивались на куски дорогой ткани, металла. Позднее китайцы стали выпускать первые бумажные деньги, которые назывались фэй-тянь.
Однако любой, даже самый большой секрет однажды становиться известным более широкому кругу людей. И уже через некоторое время другие народы мира стали осваивать технологию изготовления данного писчего материала.
Распространителями этого открытия по праву считаются монахи – буддисты, которые принесли секреты изготовления бумаги из Китая в соседние государства. И уже в начале VII в. бумагу стали делать в Японии.
Но для изготовления бумаги японцы взяли местное сырьё. Это была кора дерева шелковицы, а позднее – коконы тутового шелкопряда. Сначала коконы собирали и варили в воде. Затем их раскладывали на циновку. После тщательного промывания коконы перетирали до образования однородной массы. Затем аккуратно сцеживали всю воду, а оставшуюся массу, т.е. осадок, сушили.
Высыхая, данная смесь представляла собой два слоя: верхний - в виде шелковистой массы наподобие ваты, а нижний – волокна. После этого верхний и нижний слой отделяли друг от друга, а вату раскатывали или разглаживали в тонкий слой. Так получался лист бумаги, которая по многим качествам и свойствам была лучше китайской.
С годами процесс усовершенствовался и усложнялся. Жители Страны восходящего солнца начали поставку бумаги самых различных видов и качества. В XVIII в. на бумажных фабриках Токио выпускалась и самая
Историки утверждают, что именно на японской бумаге «ваши» после Первой мировой войны и был подписан Версальский договор о мире.
Другие народы мира также издавна пытались создать удобный писчий материал, которым можно было бы заменить тяжелые и хрупкие глиняные плитки, дощечки и т.д. Так, например, жители Индии пробовали способ создания бумаги из тканевых основ: парусины, тряпок, канатов, сетей.
Сначала их вымачивали в воде, а затем пропускали и растирали между двумя вращающимися мельничными жерновами.
В Европу бумага попала довольно поздно. Лишь в XII в. её производство было налажено во Франции, Германии, Англии и Италии. Постепенно здесь начали появляться бумажные мастерские.
Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах