Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:51, контрольная работа
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Введение 3
Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства в эстетическом воспитании
4
Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников
9
Роль утренников и праздников в эстетическом воспитании детей. Эстетика оформления зала и группы к празднику
11
Использование радио - и телепередач в музыкально-эстетическом воспитании детей
16
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Вариант
№ 3
Тема:
Эстетическое воспитание дошкольников
Введение | 3 |
|
4 |
|
9 |
|
11 |
|
16 |
Заключение | 23 |
Список используемой литературы | 25 |
Введение
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое
воспитание - понятие очень широкое.
В него входит воспитание эстетического
отношения к природе, труду, общественной
жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое
воспитание тесно связано с современностью
и во многом определяется ею. Эстетическое
воспитание действительности предполагает
близость к жизни, стремление преобразовать
окружающий мир, общество, природу, предметную
среду.
Эстетическое воспитание — это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле эстетическое воспитание - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели эстетическое воспитание и эстетического образования:
В России теория и практика эстетическое воспитание в своём развитии опираются на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс эстетическое воспитание на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры. [2, с327 – 328]
В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [3, с. 53]
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [5, с. 43] В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Итак, художественно-эстетическое
Общаясь
с эстетическими явлениями
Концепция развития образования— конкретный документ, являющийся основой проектирования содержания образования по основным предметным областям, определяющий организационные формы развития системы образования. В документе сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере на годы и десятилетия вперед. [12]
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
Творческий процесс — это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. Творческий процесс — это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать “не так, как надо”, что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.
Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически “детских” видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.
В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями — делами, встречами, играми, приключениями.
Большую
роль в этом играет искусство. Жизнь
ребенка должна протекать в мире
искусства, во всем его разнообразии
и богатстве. Ничто не может сравниваться
с ним по силе воздействия на растущего
человека. Искусство является уникальным
средством формирования важнейших
сторон психической жизни —
Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.
Воображение — это основа активного участия ребенка в разных видах деятельности:
Оно включается в состав уже исходных
форм мышления (наглядно-действенного,
наглядно-образного), самосознания (образ
“я”, самооценка и др.), отношений к другому
человеку (сопереживание, сочувствие,
понимание). Достаточно развитое воображение
позволяет ребенку преодолевать сложившиеся
стереотипы собственных игровых действий,
ролевые позиции, строить новые сюжеты
игры. На основе воображения у детей складываются
первые проявления творческого отношения
к действительности. [7,
c. 11-18]
2.Значение
музыки в нравственном и эстетическом
воспитании дошкольников
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Человек
живёт в обществе и не может
быть свободным от требований этого
общества. Эти требования касаются
в первую очередь моральных, нравственных
качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми,
не возникают стихийно и произвольно,
а складываются в процессе совместного
труда и общения, принимают характер определённых
нормативных требований к человеку. В
этих требованиях заключены обязанности
каждого человека по отношению к обществу,
к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так: