Эстетическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Оглавление

Введение 3
Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства в эстетическом воспитании

4
Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников
9
Роль утренников и праздников в эстетическом воспитании детей. Эстетика оформления зала и группы к празднику
11
Использование радио - и телепередач в музыкально-эстетическом воспитании детей
16
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 52.28 Кб (Скачать)

     Вариант № 3 

     Тема: Эстетическое воспитание дошкольников 

        Введение 3
  1. Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства  в эстетическом воспитании
 
 
4
  1. Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников
 
9
  1. Роль утренников и праздников в эстетическом воспитании детей. Эстетика оформления зала и группы к празднику
 
11
  1. Использование радио - и телепередач в музыкально-эстетическом воспитании детей
 
16
      Заключение  23
      Список используемой литературы 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический  процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у  него способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и  создавать ее. Начинается оно с  первых лет жизни детей.

     Эстетическое  воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического  отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно  и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического  воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства  составляет предмет художественного  воспитания.

     Знакомство  с красотой в жизни и искусстве  не только воспитывает ум и чувство  ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

     В процессе осуществления эстетического  воспитания необходимо решить следующие  задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и  представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического  вкуса.

     Эстетическое  воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной  сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника  понятия «красивый» и «добрый» почти  идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического  воспитания является эстетическое развитие.

     Важно, чтобы работа воспитателя строилась  на научной основе и проводилась  по определенной программе, учитывающей  современный уровень развития различных  видов искусства, с соблюдением  принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

     Эстетическое  воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать  окружающий мир, общество, природу, предметную среду. 

  1. Эстетическое  воспитание дошкольников на современном  этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства  в  эстетическом воспитании
 

     Эстетическое  воспитание     —  это процесс  формирования и развития эстетического  эмоционально-чувственного и ценностного  сознания личности и соответствующей  ему деятельности под влиянием искусства  и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных  аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание     реализуется  в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле эстетическое воспитание      - в отличие от художественного  воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели эстетическое воспитание     и эстетического образования:

  • развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности;
  • совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры.

     В России теория и практика эстетическое воспитание     в своём  развитии опираются на концепции  Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс эстетическое воспитание     на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры. [2, с327 – 328]

     В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [3, с. 53]

     Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [5, с. 43] В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

       Итак, художественно-эстетическое воспитание  имеет деятельную и созидательную   направленность, которое не должно  ограничиваться только созерцательной  задачей, оно должно также формировать  способность создавать прекрасное  в искусстве и жизни. 

     Общаясь с эстетическими явлениями жизни  и искусства, ребенок, так или  иначе, эстетически и художественно  развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено  стремлением к развлечению, а  без вмешательства извне у  ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [9, с. 51-60].

     Концепция развития образования— конкретный документ, являющийся основой проектирования содержания образования по основным предметным областям, определяющий организационные формы развития системы образования. В документе сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере на годы и десятилетия вперед. [12]

     Реализация  специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря  участию дошкольников в соответствующих  возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация  этих видов деятельности, руководство  ими, забота об их совершенствовании, о  приобретении ими коллективного  и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного  характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

     Творческий  процесс — это качественный переход  от уже известного к новому и неизвестному. Творческий процесс — это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать “не так, как надо”, что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

     Условием  такого единства является общий подход к отбору материала и организации  воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех  возможностей ребенка, которые формируются  и проявляются в специфически “детских” видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств  и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую  задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

     В основе - идея обогащения духовного  мира ребенка, насыщения его жизни  яркими, необычными, интересными событиями  — делами, встречами, играми, приключениями.

     Большую роль в этом играет искусство. Жизнь  ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего  человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших  сторон психической жизни — эмоциональной  сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются  основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.

     Развитие  родной речи детей, овладение богатствами  родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

     При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие  главные образующие личности, как  воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

     Воображение — это основа активного участия  ребенка в разных видах деятельности:

    • предметно-практической,
    • игровой,
    • коммуникативной,
    • эстетической и т. д.

       Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного), самосознания (образ “я”, самооценка и др.), отношений к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание). Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. [7, c. 11-18] 
 
 
 
 

     2.Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников 

     Нравственное  воспитание подрастающего поколения  – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается  не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и  с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

     Человек живёт в обществе и не может  быть свободным от требований этого  общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. 
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

     Задачи  нравственного воспитания можно  сформулировать так:

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников