Эстетическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Оглавление

Введение 3
Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства в эстетическом воспитании

4
Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников
9
Роль утренников и праздников в эстетическом воспитании детей. Эстетика оформления зала и группы к празднику
11
Использование радио - и телепередач в музыкально-эстетическом воспитании детей
16
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 52.28 Кб (Скачать)

     Таким образом, в едином процессе общения  можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие. 

     4. Использование радио - и телепередач  в музыкально-эстетическом воспитании  детей 

     За  последние годы телевидение в  нашей стране получило самое широкое  распространение. Оно обогащает  наглядной информацией, развлекает и доставляет радость. Вес больше исследователей склонны видеть в  нем не только техническое чудо, транспортирующее на дом другие виды искусства, а самостоятельное, сравнительно молодое искусство, которое заключает  в себе возможности театра, кино, радио, документальной хроники и  т. д.

     Телевидение и другие средства массовой информации (радио, кино, печать) воздействуют на ребенка, выступают двигателем его воспитания и развития. Дети довольно много  времени проводят у телевизора, смотрят  передачи и для детей, и для  взрослых. Но можно сказать, что телевидение  оказывает как положительное, так  и отрицательное воздействие  на детей. [4]

     Влияет  ли телевидение на эстетическое, умственное и нравственное развитие ребенка  и можно ли использовать этот мощный фактор в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений? Безусловно. Уже  сейчас многие детские сады имеют  телевизоры. Поэтому педагогам необходимо знать, как воздействует на ребенка  та или иная передача.

     Практика  показывает, что детские впечатления  при этом, достаточно стойкие. Даже спустя продолжительное время (2—3 месяца) пяти-шестилетние дети могут пересказать сюжет спектакля, фильма и отразить его в рисунке. Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет композиция кадра, звук, цвет. Происходит одновременное влияние на зрение и слух, что углубляет впечатление. Передачи, как правило, художественно оформлены, в них широко используются музыка и слово.

     Центральное телевидение систематически организует различные передачи для дошкольников: «Солнцеворот», «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» (продолжительность их от 15 до 60 минут). Одни имеют познавательное значение и знакомят с явлениями природы, окружающей действительностью, новыми книгами, детскими писателями, трудом взрослых.

     Другие  — призваны развлечь ребенка, заполнить  его досуг шутками, смехом, песнями, играми. Это в основном музыкальная  передача «Веселые нотки».

     Некоторые передачи можно назвать учебными; «Умелые руки», «Выставка Буратино». Они идут регулярно, в определенной последовательности, тематически близки Программе воспитания в детском  саду и помогают в обучении определенным навыкам рисования, лепки, конструирования, аппликации. Время их показа совпадает с проведением занятий или временем, отведенным для самостоятельной художественной деятельности детей в дошкольных учреждениях. Учебная телепередача «АБВГДейка» дает первые представления о грамоте, знакомит со звуками и буквами, учит составлять, читать слова и целые предложения. Каждая из перечисленных передач выполняет познавательные и развлекательные функции.

     Передача  «Спокойной ночи, малыши» пользуется большой популярностью у дошкольников. Здесь театрализованные представления  и кукольные спектакли, мультфильмы  и дружеские, доверительные беседы ведущего с поросенком Хрюшей и зайчиком Степашкой, собачкой Филей и ежиком Чучуней. Они повествуют о добре и зле, помощи и взаимовыручке, дружбе и красоте, умении вести себя со сверстниками и взрослыми. Вечерняя сказка в исполнении мастеров художественного слова, музыка, подчеркивающая характеры и настроение героев, видовой фильм или мультипликация, иллюстрирующие содержание, формируют чувство прекрасного, учат выразительности речи, правильному восприятию и пониманию литературных произведений. Например, знакомая сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» осмысливается по-новому, побуждает высказать свои впечатления, сделать рисунок, отметить характер музыки. Передачи «Выставка Буратино» и «Умелые руки» воспитывают у детей эстетическое отношение к окружающему, пробуждают интерес к изобразительному искусству, развивают наблюдательность, фантазию, зрительную память, настойчивость и трудолюбие. Очень важно, что таким образом организованная самостоятельная деятельность ребенка зачастую перерастает в увлечение.

     В «Выставке Буратино» (ведет ее художник В, Курчевский) принимают участие-дети, начинающие художники (дошкольники и учащиеся школ). Ведущий комментирует их рисунки, дает практические советы. Телезрители, осваивая, таким образом, некоторые приемы рисования, учатся видеть рисунок, выделять главное в его содержании, подмечать существенное. Здесь есть возможность в нескольких детских работах на определенную тему показать, как одно и то же явление или предмет можно изобразить по-разному. Каждый художник видит и воспроизводит окружающую действительность по-своему.

     Телепередачи  «Солнцеворот» и «Ребятам о зверятах» оказывают большое влияние на формирование эстетического отношения к природе. Ребенок видит и слышит интересный рассказ о животных или растениях, природных явлениях и отношении к ним людей. Это заставляет его вернуться к личному опыту, вспомнить виденное и по-новому оценить его. Такие передачи углубляют знания ребенка о природе, обогащают его внутренний мир поэтическими образами, помогают, понять красоту родного края. Например, чтение по телевидению «Лесной газеты» В. Бианки и рассказа «Приемыш» Г. Скребицкого, задушевная беседа дедушки и внучки об осенней поре, отлете птиц, показ красивых пейзажей, музыкальное оформление соответствующим образом настраивали детей, давали толчок их чувствам, воображению, мыслям. Они охотно делились впечатлениями о том, что видели сами.

     Передача  «Мы играем и поем» особенно привлекает детей младшего возраста. Конечно, не все из них станут в будущем  композиторами или актерами, но раннее приобщение малышей к миру искусства  поможет формированию их художественного  вкуса, усилит эстетическое наслаждение  при встрече с прекрасным. С этим нельзя не согласиться.

     Музыкальные передачи всегда интересны. Маленькие  песенки, например из передачи «АБВГДейка», особенно полюбились детям. Они поют их дома, в гостях, в детском саду.

     Цикл  «Стихи — детям» знакомит малышей  с лучшими классическими и  современными произведениями советских  и зарубежных поэтов: С. Михалкова, А. Барто, И. Токмаковой, Е. Благининой, А. Босева и др. Литературно-поэтические образы помогают детям увидеть знакомые картины природы, окружающей жизни, услышать красоту и богатство родной речи. Восприятие усиливается музыкой, кадрами кино- и фотосъемки. Эстетическая направленность телеперадачи создается литературно-драматическими и театральными приемами построения, речевой выразительностью персонажей, удачным художественным и музыкальным оформлением.

     Однако  качество передач различно. Одни очень  интересны, несут в себе определенную учебную и воспитательную нагрузку, другие менее удачны и не учитывают  возраста детей, особенностей их восприятия. Дошкольники с большой доверчивостью  относятся ко всему увиденному и  услышанному и не могут воспринимать передачи критически. Поэтому именно от взрослых зависит то, как дети воспримут и оценят передачу, поймут ли они, что главное, а что второстепенное, что красиво, а что посредственно.

     Воспитатель должен знать, что телевидение не может учитывать индивидуальные особенности детей, режим работы каждого детского сада, отдельной  возрастной группы. Успех восприятия целиком зависит от организации  просмотра.

     Телевизор устанавливается в групповой  комнате или зале с учетом гигиенических  требований и условий каждого  учреждения. Расстояние от экрана до первого  ряда должно быть не менее двух метров. Рассаживать детей необходимо в  несколько рядов (лучше в шахматном  порядке), учитывая их особенности: рост, состояние зрения, слуха и т. д. Создавая благоприятное для глаз освещение, не следует затемнять  помещение, если нет слишком яркого солнечного света, В вечернее время  рекомендуется зажигать неяркий  источник света, расположенный вне  поля зрения детей. Настраивать телевизор  нужно до просмотра передачи, чтобы  качество изображения и звук были четкими.

     Если  при показе диапозитивов, прослушивании  пластинок или магнитофонных  записей можно регулировать темп, выбирать отдельные кадры или  отрывки, то при использовании телевидения  такой возможности нет. Следовательно, чтобы подготовить детей к  восприятию, педагог должен знать  содержание передачи, ее характер. Накануне или перед просмотром нужно поговорить с детьми о том, что они видели на прогулке в лесу или в парке, уточнить их знания о природных явлениях, животных и таким образом настроить детей на передачу, например о природе.

     Вот как можно организовать просмотр телепередачи «Ребятам о зверятах». Настроив телевизор, воспитатель сообщает детям, что сейчас они увидят и услышат различных птиц и животных, узнают об их повадках, познакомятся с интересными рассказами юннатов о своих питомцах. После просмотра воспитатель задает несколько вопросов: Какие животные и птицы вам понравились и чем? Чей рассказ был наиболее интересным? Ответы будут самыми разнообразными. Одним понравится косуля, ее красивые грациозные движения, большие глаза, другим — окраска жирафа, красивые маленькие рожки на голове, третьим - оперение попугайчиков. Выслушав ответы детей, воспитателю можно снова задавать вопросы: А могли бы мы с вами, ребята, вот так же интересно рассказать о нашем попугайчике, белке, рыбках? Желание рассказать было у всех. Подводя итог, воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что рассказы интересными могут получиться только в том случае, если самим ухаживать за животными, наблюдать за их повадками, действиями.

     Важно помнить, что эти телепередачи не должны подменять непосредственных наблюдений и экскурсий, но могут  служить их дополнением, а также  иллюстрацией бесед, рассказов, произведений художественной литературы.

     Организация просмотров мультфильмов и музыкальных  телепередач, таких, как Мы играем и  поем, может быть решена по-другому. Как правило, они идут в вечернее время и служат своеобразным отдыхом, развлечением. В них часто выступают  воспитанники детских садов с  исполнением знакомых песен, стихов, игр. Можно предложить детям (во время  передачи) отгадывать загадки, петь вместе с участниками передачи, отвечать на вопросы ведущего. Это активизирует детей, помогает им почувствовать себя причастными к творческому процессу.

     Особенно  ценными являются телепередачи, в  которых участвуют известные  актеры, любимые детские писатели, поэты, композиторы, художники.

     В процессе просмотра передачи, учитывая особенности своей группы, педагог  помогает детям видеть экран, направляет внимание на главное репликой «Обратите  внимание!», различными эмоциональными проявлениями (улыбка, одобрительный, осуждающий кивок головы и т. д.). Однако излишнее вмешательство нежелательно.

     После передачи следует поговорить с детьми и выяснить, что им понравилось, что  заинтересовало, что осталось непонятным, а в своей дальнейшей работе стараться  не снизить эмоционального восприятия увиденного. Важно помнить, что даже самые интересные передачи никогда  не заменят живого общения взрослых с детьми.

     Часто с экрана зрителям предлагаются задания  с просьбой выполнить их и прислать в редакцию. Этот момент служит обратной связью ребенок — телеведущий  и свидетельствует о степени  активного воздействия на детей.

     Знания, умения и навыки, полученные от просмотра  телепередач, окажутся полезными и  прочными, если ребенок найдет им применение в своей деятельности. Поэтому нужно учить детей, оперировать этими знаниями, определениями, понятиями в различных жизненных ситуациях. Впечатления от просмотра могут вылиться в какую-либо деятельность (рисование, игру), которую иногда организует воспитатель. Например, после телепередачи «Как звери к зиме готовятся» он предлагает детям сделать зарисовки осеннего леса и его обитателей, оформляет с ними микрофон, волшебный экран и, переговорив с каждым ребенком о содержании его рисунка, предлагает поиграть: Давайте представим себе, что наши ребята ведут телепередачу прямо из леса, а передачу назовем «Путешествие по осеннему лесу». Мы с вами будем телезрителями. В конце вы мне скажете, что вам больше всего понравилось. А ведущие должны так интересно рассказать о путешествии, чтобы показалось, будто мы сами побывали в лесу.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников