Народная песня как средство эстетического воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние народной песни на эстетическое воспитание старших дошкольников.
Задачи исследования:
Представить общее понятие, цели, задачи и функции эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Рассмотреть народную песню в эстетическом воспитании старших дошкольников.
Охарактеризовать народную песню в различных формах в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты народной песни как средства эстетического воспитания старших дошкольников
Общее понятие, цели, задачи и функции эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте
Народная песня в эстетическом воспитании старших дошкольников
Народная песня в различных формах в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование изучения влияния народной песни на эстетическое воспитание старших дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

НАРОДНАЯ  ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты народной песни как средства эстетического  воспитания старших дошкольников

    1. Общее понятие, цели, задачи и функции эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте
    2. Народная песня в эстетическом воспитании старших дошкольников
    3. Народная песня в различных формах в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование изучения влияния народной песни на эстетическое воспитание старших дошкольников

 

Заключение

Список  литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эстетическое  воспитание занимает одно из ведущих  мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Невозможно  переоценить роль музыки в эстетическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни – не их, а о них.

Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и  вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.  Каждому возрасту соответствуют свои песни. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. 

Недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы курсовой работы: «Народная песня как средство эстетического воспитания старших дошкольников».

В представленной курсовой работе раскрывается актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которую обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное искусство  должно являться стержневым компонентом  современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Народная песня обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Все вышесказанное  позволило сформулировать проблему исследования: как влияет народная песня на эстетическое воспитание старших дошкольников.

Объект исследования: особенности эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: народная песня в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить влияние народной песни на эстетическое воспитание старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Представить общее понятие, цели, задачи и функции эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
  2. Рассмотреть народную песню в эстетическом воспитании старших дошкольников.
  3. Охарактеризовать народную песню в различных формах в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: народная песня влияет на эстетическое воспитание старших дошкольников …….

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования); эмпирические

 

В исследовании использовались ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, О.П. Радынова и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты народной песни как средства эстетического воспитания старших дошкольников

 

 

    1. Общее понятие, цели, задачи и функции эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте

 

 

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей [26; 108].

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв) [4; 77].

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны  действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Принцип всестороннего  и гармоничного развития личности подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты. Эстетическое начало входит в общую систему воспитания. Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Современные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно - волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

В.Н. Шацкая ставит перед  эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [8, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими  явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически  или духовно развивается. Но при  этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Задачи эстетического  воспитания непосредственно связаны  с формированием морального облика ребёнка - дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее [27; 86].

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы и в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Задачи эстетического  воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью воспитания, возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

  1. На развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, на формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов.
  2. На формирование элементарного эстетического сознания.
  3. На освоение эстетической деятельности.
  4. На развитие эстетических и художественно - творческих способностей [13; 56].

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие  задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость.
  2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
  3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребёнок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его творческая деятельность.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно - изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определённым жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений [12; 26].

Активно развиваются  художественно - творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная  отзывчивость на различные выразительные  средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

Информация о работе Народная песня как средство эстетического воспитания старших дошкольников