Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 10
1.2 Основные средства эстетического воспитания в детском саду 13
ГЛАВА 2. ДЕТСКАЯ КНИГА КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Особенности эстетического воспитания дошкольников 25
2.2 Ознакомление детей с творчеством В.В. Бианки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список ЛИТЕРАТУРы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Творчество писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания детей дошкольного

возраста

 

 

 

                                                                       Студент:

                                                                        Масленникова Александра Дмитриевна

                                                                        Специальность

                                                                        «Дошкольное образование»

                                                                         Группа № 11

 

                                                                         Руководитель:

                                                                         Преподаватель высшей категории

                                                                         Кириллова Елена Константиновна

 

 

 

 

Нижний Тагил

2011

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                              3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ                                                                      10

1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников              10

1.2 Основные средства эстетического воспитания в детском саду              13

ГЛАВА 2. ДЕТСКАЯ КНИГА КАК СРЕДСТВО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ                            25

2.1 Особенности эстетического воспитания дошкольников                            25

2.2 Ознакомление детей с творчеством В.В. Бианки                                          28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                              34

Список ЛИТЕРАТУРы                                                                                                  36

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                              38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Долманова и др.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. В.А. Сухомлинский по этому поводу сказал: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность».

Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность, огромный мир — в зерне песка. В единой капле — бесконечность, и небо в чашечке цветка» (Уильям Блейк).

В содержание эстетического воспитания входит  формирование  у  детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной.  Дети приобретают знания о стихах,  рассказах,  фольклоре:  поговорках,  загадках, былинах. Учатся понимать выразительные  средства  литературных  произведений (реалистических,  сказочных,  лирических,  героических,   юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста  знакомятся  с  именами  известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно  литература  способна пробудить ум и сердце ребенка.

Исследуя  роль   литературы   в   эстетическом  и нравственном  воспитании необходимо отметить ее тесную связь со всеми видами искусства. Но именно литература  часто выступает по отношению к ним своеобразной основой.

В результате общения с художественным произведением у  дошкольника воспитывается культура  эстетического  восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте, образности, поэтичности, яркости художественного слова.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, бережное отношение к природе и всему живому - все это содержат литературные произведения, формируя у дошкольников чувство патриотизма. Благодаря произведениям писателей-натуралистов В.В.Бианки, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина дети знакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получают научно-достоверные знания о живом мире; обогащая свою речь. Произведения писателей-натуралистов позволяют формировать не только знания об объектах природы, о мотивах охраны природы, но и реально сопереживать, развивая тем самым чувство «благоговения перед природой» (А. Швейцер).

Б.М. Теплов рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. Она вызывает у ребенка волнение, сочувствие и эмпатию к персонажам, сопереживание описываемых событий. Как отмечает автор, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.

Г.А. Савостина выделила следующие групповые критерии  эстетического  развития посредством художественной  литературы:

1. уровень эмоциональной отзывчивости на литературное произведение;

2. установление смысловых связей литературного произведения;

3. понимание некоторых признаков жанра;

4. тематическое предпочтение жанра воспринимаемого произведения литературы;

5. реакция на выразительные средства литературного языка и использование их в собственной речи.

Реакция на выразительные средства литературного языка приобщает детей к истинным образцам высокохудожественной  литературы, формирует запас литературно-художественных впечатлений, раскрывает меткость и выразительность языка, развивает речь, способность передавать содержание небольших фрагментов текста, переносить их в коммуникативную деятельность, обеспечивает  эстетическое  восприятие литературного текста.

Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.

Итак, значение детской  литературы  в формировании личности неоспоримо.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека – задача сложная, актуальная.

            Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

В государственном образовательном стандарте прописано: «Образовательный процесс должен охваты­вать практически все основные сферы разви­тия детей старшего дошкольного возраста».

В связи с этим определяем проблему исследования: развитие эстетических чувств у дошкольников.

Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования является формы знакомства дошкольников с творчеством писателей-натуралистов.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что творчество писателей-натуралистов влияет на эстетическое воспитание и развитие всесторонне-гармоничной личности.

Цель:

Определение способов влияния произведений детской литературы на эстетическое развитие дошкольника.

Информация о работе Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников