Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 10
1.2 Основные средства эстетического воспитания в детском саду 13
ГЛАВА 2. ДЕТСКАЯ КНИГА КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Особенности эстетического воспитания дошкольников 25
2.2 Ознакомление детей с творчеством В.В. Бианки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список ЛИТЕРАТУРы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в эстетическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, развитию чувства патриотизма, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.

Практическая значимость: данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.

Перспектива моей дальнейшей деятельности заключается в разработке проекта занятий, в которых используется детская литература, произведения писателей-натуралистов и их анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ЛИТЕРАТУРы

 

  1. Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000. — 127 с.: ил.
  2. Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 2008. — 10 с.: ил. — (Семицветик).
  3. Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.: РОСМЭН, 2006. — 86 с.: ил. — (Художник Е.Чарушин — детям).
  4. Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 2009. — 79 с.: ил.

5.     Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит., 2000. — 11 с.: ил.

6.     Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. ун-та, 2002. – 272 с.

7.     Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В.Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

8.     Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

9.     Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия2006. – 346 с.

10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 2005.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2003. – 464 с.

12. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ин-т практической психологии, 2006. – 185 с.

13. Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.

15. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. – М., 2005.

16. Основы дошкольной педагогики / под. ред. В.А.Запорожца, Т.И.Марковой. – М.,2000. – 275 с.

17. Основы дошкольной педагогики / под. ред. В.А. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 2000.

18. Островская Л.Ф. Каким растет ваш ребенок. – М., 2007.

19. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в воспитании дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

20. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408 с.

21. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под. ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2001. – 303 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.

24. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

1. Тема: В. Бианки «Первая охота»

 

Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

1. Чтение сказки «Первая охота».

2. Беседа и обсуждение.

Вопросы:

- Какие звери попадались Щенку на охоте?

- С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

- Почему Щенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)

- Почему Щенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на пестрый лоскут)

- Куда спряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?

- Каких птиц вы еще знаете?

- Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?

3. Рисунок по теме. Обсуждение работ.

4. Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою, Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой.

5. Викторина

Загадки про птиц

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири).

И в лесу, заметьте дети,

Есть лесные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши: прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(соловей)

Верещунья, белобока,

Изовут ее … (сорока).

Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами (петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

По лужку он важно бродит,

 

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?.. (цапля)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Тема: В. Бианки «Лесные домишки»

 

Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе, наблюдательность, развивать память, речь, мышление.

 

Ход занятия

1. Введение в тему.

–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка?

(гнездо)

– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем это из рассказа Виталия Бианки.

2. Чтение рассказа «Лесные домишки».

3. Обсуждение. Вопросы:

- Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?

- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?

- Где живет Зуек? (в камнях)

- Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик

Береговушке? Почему?

- Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)

- На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)

- Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)

- Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней

Береговушка?

- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)

- Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)

- Нашла ли Береговушка свой домик?

- Где находился домик Ласточки-Береговушки?

- Ребята, чей домик вам больше всего понравился?

- Чей домик вам показался самым удивительным?

- Хотите нарисовать птичек и их домики?

4. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик понравившейся птички.

5. Чтение разучивание стихотворения В. Бардадыма «Ласточка»

Ласточка

- Спой мне ласточка, - прошу,

А она в ответ:

- Спешу! –

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула

Целый день забот полна –

Домик строила она.

Дни прошли. Опять прошу,

А она в ответ:

- Спешу!

Считаны минутки!

У меня малютки.

Мошек ловлю,

Крошек кормлю. –

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

- Спой мне ласточка, прошу,

А она в ответ:

- Спешу!

Собираю в путь семью,

Возвращусь весной - спою.

 


3. Тема В. Бианки «Мастера без топора»

 

Цель: Продолжать знакомить детей с птичьими домиками, развивать память, мышление.

Ход занятия.

1. Ребята на прошлом занятии мы узнали много интересного про птичьи домики, кто помнит, где живут птицы?

- А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете, почему ее так звали?

2. - Кто хочет рассказать стихотворение про ласточку? (чтение стихотворения)

3. Чтение Рассказа В. Бианки «Мастера без топора».

4. Беседа по вопросам.

- Ребята, что нового вы узнали про птичьи домики?

- Вьет ли гнездо Козодой?

- Из чего делает гнездышко Ремез – синичка? (из пуха)

- Из чего домик у Ласточки-Касаточки? (из глины)

- Опишите домик Дрозда. (снаружи зеленым мхом украшено, внутри – как чашечка, гладкое).

- Какое гнездо у орла?

5. Ребята, отгадайте загадку:

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу (дятел)

- Какой домик у дятла?

- Ребята, кто хочет нарисовать дятла?

6. Выполнение аппликаций по теме. Обсуждение работ.

7. Разучивание скороговорок:

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

8. Физкультминутка

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

9. Переход к игре

Игра «летает не летает». Педагог называет птиц, дети машут руками, если птица летает:

Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и т.п.

4. Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»

Цель: в продолжении темы «Знакомство со строением птицы» можно прочитать рассказ «Чей нос лучше».

Оборудование: изображения птиц, встречающихся в рассказе.

1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека - нос, а у птицы - (клюв).

2. Чтение рассказа.

3. Беседа. Вопросы:

- Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?

- Чей клюв вам показался самым удивительным?

- Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.

- Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки, шишки). Покажите Дубоноса.

- Какой клюв у Клеста-Крестоноса?

Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).

Информация о работе Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников