Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников 10
1.2 Основные средства эстетического воспитания в детском саду 13
ГЛАВА 2. ДЕТСКАЯ КНИГА КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Особенности эстетического воспитания дошкольников 25
2.2 Ознакомление детей с творчеством В.В. Бианки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список ЛИТЕРАТУРы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской об­становке, располагающей к откровенности, размышлениям. Та­кое чтение вслух, сопровождающееся коллективными пережива­ниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимо­понимания.

Существуют разные формы занятий по чтению, но их объ­единяет одно — они дают дошкольнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятель­ность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению дет­ского коллектива. Художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональ­ность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим из­менениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появ­лению у него живого отклика на различные события жизни, пе­рестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосозна­ние, формирует мировоззрение.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобре­тает в художественном произведении живое содержание.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ре­бенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основ­ных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художест­венное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необ­ходимо обратиться к классической русской и переводной лите­ратуре, к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это про­изведения А.С. Пушкина,     Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, П.П. Ер­шова, Н.А. Некрасова,               Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплин­га, Ш. Перро, братьев Гримм,           Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького,        В. Маяковского, С. Маршака, В.В.Бианки, К. Чуковского, А. Барто,      С. Михалкова и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависи­мости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Например, для воспитания у детей старшего возраста гуман­ных чувств педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айбо­лит» К. Чуковского, «Белый медвежонок» У.Турманжанова, «Девочка и верблюжонок» Ш.Муртаза и др.

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться — естественно. Дет­ские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего — все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литерату­рой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказ­ки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И. Чуковский», «Знакомство с творчеством В.В. Бианки», и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже зна­комым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рас­сказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры при­нимают участие в праздниках, концертах.

Итак, воспитание эстетических чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ре­бенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему являет­ся косвенным показателем становления их чувств. Художествен­ная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

 

2.2 Ознакомление детей с творчеством В.В. Бианки.

 

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

Литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности.

Цель:

Изучение знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям Виталия Бианки.

Задачи:

1. Раскрыть особенности знакомства детей с птицами на примере произведений В. Бианки

2. Разработать план мероприятий знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям В. Бианки

Основные занятия о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.

Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во-первых, потому, что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию лесного мира.

Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как, собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины.

Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой "Лесной газеты", а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так сам автор называл свои произведения).

Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами.

Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок.

Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать какую-нибудь птичку.

На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц.

Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением птицы.

Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений В. Бианки.

Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и др. По некоторым из них («Оранжевое горлышко» (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести («Одинец», 1928, «Карабаш», 1926, и др.), рассказы (сборник «Прятки», 1945 и др.) и тематические циклы («Мышонок Пик», 1926, «Синичкин календарь», 1945 и др.).

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях «Лесная газета», сборник «Лесные были и небылицы» (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос эстетического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения , и надо научиться видеть , слышать , понимать её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны. Иоганн Вольфганг Гёте говорил: « Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание». Очень важно чтобы человек научился читать и понимать эту книгу.

Информация о работе Творчество детских писателей-натуралистов как средство эстетического воспитания дошкольников