Эстетическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Оглавление

Введение 3
Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе. Концепция дошкольного воспитания о роли музыкального искусства в эстетическом воспитании

4
Значение музыки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников
9
Роль утренников и праздников в эстетическом воспитании детей. Эстетика оформления зала и группы к празднику
11
Использование радио - и телепередач в музыкально-эстетическом воспитании детей
16
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 52.28 Кб (Скачать)

     - осознание требований и норм  общественной морали, выработка  нравственных убеждений, мировоззрения;

     -развитие  у детей чувства патриотизма;

     - развитие чувства уважения к  старшим, товарищества и дружбы  со сверстниками, заботы и внимания  к окружающим людям;

     - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

     - формирование ответственного отношения  к своим трудовым делам, тщательности  в работе, дисциплинированности, ответственности  в труде, трудолюбия;

     - формирования умений и навыков  трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы  общественным;

     - формирование таких черт характера,  как: принципиальность и стойкость  в убеждениях, правдивость, целеустремленность  и творческое отношение к труду,  непримиримость к несправедливости, тунеядству;

     - формирование навыков культуры  поведения и др.

     «Ничто  так не возвышает личность, как  активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию – главная цель нравственного воспитания».[1, с. 5]

     Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его  моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного различного  эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

     Жанровое  богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

     Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда  дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно, мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

     Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

     Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. [10, c. 9] 

     3. Роль утренников и праздников  в эстетическом воспитании детей.  Эстетика оформления зала и  группы к празднику 

     Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость  и богатство могут согреть  и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость  общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость  раскрепощения и взаимообогащения.

     Праздник  – это прекрасная ситуация для  активизации речи, ее коммуникативной  функции. Праздник – это речевая  среда. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

     В любом празднике присутствуют разнообразные  виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

     В любом празднике присутствуют разнообразные  виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.

     Психология  определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой  целью. [11, с.99]

     Уже в первые годы жизни у ребенка  складываются предпосылки для овладения  простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. 
Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

     В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов  деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:

  • Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;
  • Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

     Анализ  данной классификации позволяет  говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту.[8, с. 8]

     Творческая  деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает  нечто новое. Не важно, будет ли это  какой-нибудь вещью внешнего мира или  построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка.

     В процессе музыкального воспитания детей  дошкольного возраста особое место занимают вечера развлечений. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности, организации дружного коллектива.

     Вечера  развлечений способствуют всестороннему  развитию ребенка:

  • дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;
  • вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус детей;
  • способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу;
  • позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, уверовать в свои возможности.

     В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают  или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные  произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.

     Для вечеров развлечений второго  вида привлекается в основном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изобразительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях.

     Инструментальная  и вокальная музыка занимает большое  место на вечерах развлечений. Сопровождая действия детей, она эмоционально углубляет создаваемые ими образы, помогает активизировать всех участников - и «актеров», и «зрителей», а в дальнейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой. [6, c. 228]

     Особую  роль на утренниках играет музыкальное  искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные марши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.

     По  ходу действия музыкальное сопровождение  праздника различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.

     Музыка  углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство  сопереживания содержанию песни. [10, c. 236]

     Профессиональное  назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка  как постоянное восхождение к  культуре, взаимодействие с миром  на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

     Основой любого праздника является музыкальная  деятельность. В массовом детском  саду она состоит из песен и  танцев.

     Навыки  и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.

     Для развития моторики человека большое  значение имеет созревание нервно-мышечного  аппарата и усвоение исторически  сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

     Дети, готовясь к празднику, делают подарки  родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют  в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и  т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим  трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как  их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

     Основную  часть костюмов, необходимых для  выступления на празднике, готовят  родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие  дополнения к костюмам и необходимые  аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

     Общение, как особый вид деятельности, активно  используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при  проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми.

     Для нас представляет интерес точка  зрения психологов (А. В. 
Петровского, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко и др.) на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

     Общение включает в себя обмен информацией  между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован  в качестве коммуникативной стороны  общения. Общаясь, люди обращаются к  языку как к одному из важнейших  средств общения.

     Вторая  сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

     Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению  другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного  или же заранее предполагает, что  тот ничего не поймет и ни в чем  сообщенном ему не разберется. И очень важная задача для педагогов и воспитателей – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников