Роль музыки в эстетическом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Обосновать и проанализировать роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать идеи эстетического воспитания ;
2) Определить значение музыки в эстетическом воспитании человека;
3) Охарактеризовать эволюцию взглядов на музыкально-эстетическое воспитание

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.
1.1 Идеи зарубежного эстетического воспитания………………………………5
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания………………………....11
Глава 2. Практические аспекты музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание…………..17
2.2. Роль музыки в эстетическом воспитании человека. Практическая работа, развивающая анкета «Твои увлечения» ……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогики 2 курс (акристина).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по культуре и кинематографии 
федеральное государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Самарская государственная академия культуры и искусств 
Кафедра Народного – художественного творчества 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету:

" Педагогика и психология "

 
Тема: "Роль музыки в эстетическом воспитании школьников"

 

 

 

 

 

 

Выполнила 
Студентки з/о группы ТФ-23.

Чевычаловой К. С. 

Специальность:

"Режиссёр любительского  театра. Педагог".

Проверила:

к.п.п доцент Астахова С.В.

 
Дата ____________________ 
Оценка __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 

2011

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.

1.1 Идеи зарубежного  эстетического воспитания………………………………5

1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания………………………....11

Глава 2. Практические аспекты музыкально-эстетического воспитания.

2.1. Эволюция  взглядов на музыкально-эстетическое  воспитание…………..17

2.2. Роль музыки в эстетическом воспитании человека. Практическая работа, развивающая анкета «Твои увлечения» ……………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Актуальность  исследования. Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности - единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи-воспитание нравственно-эстетически развитой личности ребенка. Все выше сказанное определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и "предлагает" своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

В последние  годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых  предполагается приоритет личностного  начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах М.А.Верба, К.В.Гавриловец, И.И.Казимирской, Б.Т.Лихачева, А.Ж.Овчинниковой, Л.И.Рувинского, И.Ф.Свадковского, Н.Е.Щурковой и других.

Искусству как  средству гармонического духовного  развития человека придавалось огромное значение в трудах А.В.Бакушинского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского,Л.Н.Толстого.

В современных  исследованиях раскрывается влияние  комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В.В.Ванслов, Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский), на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л.В.Горюнова, Н.А.Терентьева, Н.П.Шишлянникова), на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская), на развитие эстетического сознания и формирования опыта чувств (Т.Н.Иванова, Е.П.Крупник, О.В.Непершина, В.Г. Ражников, Е.М.Торшилова.), на формирование эстетического вкуса (О.И.Ворожейкина, Б.И.Ивасив).

Воздействие музыки на нравственно-эстетическое воспитание ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, М.С.Каган, Е.В.Квятковский, В.И.Лейбсон, Б.Т.. Лихачев), основывается на глубоком переосмыслении идей Л.С.Выготского, Д.С.Лихачева, В.В.Соловьева, П.А.Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума).

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки.

В качестве объекта исследования выступает музыка, как эстетическое воспитание школьника.

Предметом изучения является роль музыки в эстетическом воспитании школьников.

Цель данной работы: Обосновать и проанализировать роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1) Проанализировать идеи эстетического воспитания ;

2) Определить  значение музыки в эстетическом  воспитании человека;

3) Охарактеризовать эволюцию взглядов на музыкально-эстетическое воспитание;

4) Рассмотреть  роль музыки в эстетическом  воспитании человека.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.

1.1 Идеи  зарубежного эстетического воспитания

Музыкально-эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности - эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения  в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе.

Осознание значимости эстетического воспитания прошло ряд  этапов развития. Если мы обратимся  к истокам эстетического воспитания, то обнаружим, что отношение к  миру изначально эстетическим было у  древних народов. Образно, на основе душевного строя чувств, через практику осваивался, осязался мир.

Начальной «школой» эстетического воспитания была мифология, миф являлся универсальным инструментом воспитания.

Библейская  мифология ставит эстетическое воспитание на второй план, уступая место этическому, особенно евангельские сказания «Нового завета». (8, 192 с.)

В свете исследования особый интерес представляет античная философская мысль, затрагивающая  область музыки и создающая фундамент  для современных педагогических теорий.

Великий мыслитель, учитель и воспитатель Пифагор  видел в математике не только науку, обращенную к интеллекту, но и как  чувственно-воспринимаемую гармонию пластических форм архитектуры и скульптуры, движения звездного неба, - создающего музыку космических сфер и упорядоченную игру на музыкальных инструментах, подающуюся математической точности и обращенную к эмоциям.

Пифагорийцы развивали  учение о гармонии сфер, считая при  этом, что музыкальная гармония есть звуковое выражение мировой гармонии: планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам.

Интервалы между  сферами соотносятся между собой  как интервалы тонов октавы в  музыке. Планеты движутся, издавая  звуки, но наше ухо не способно уловить  мировую гармонию сфер.

Высшей целью  пифагорийского эстетического воспитания являлось подчинение своего тела и души всеобщей космической музыкальности, найти свое место, смысл в этой жизни и, тогда правильно настроенное тело даст здоровье, а душе и интеллекту откроется гармония астральных сфер. Правило эвритмии Пифагора, заключенное в верном ритме в пении, игре, танцах, речи, жестах, мыслях, поступках, жизни и смерти, говорит о тесной взаимосвязи эстетического и этического и то, что музыка была не развлекательной по назначению, а духовным актом, важным жизненным занятием.

Во всей полисной классике воспитание опиралось на идеи сверхличного лада. Эти идеи также, как пифагорийский рационализм, через много веков привлекут  музыкальных классиков разных эпох (И.С.Бах, П.Хиндемит) и найдут индивидуальное выражение. В этой связи напомним еще одного философа Гераклита, в эстетических взглядах которого центральный образ красоты жизни-огонь, пожирающее пламя, превращающее в пепел отжившее и рождающее из пепла новое - символ вечной борьбы, отмирания и становления. А через много веков это отзовется в музыке А.Н.Скрябина.

Мысли об эстетическом воспитании, соединяющем эстетическое, нравственное и интеллектуальное мы находим у Платона и Аристотеля - вершин философской мысли античности. Философия в вопросах и ответах. В высказываниях обоих философов относительно эстетического воспитания, есть много общего. (3, 18 с.)

В частности, эстетическое воспитание по их убеждению воздействует на личность человека и определяет его нравственное сознание, при этом велика роль музыки, как важнейшего средства эстетического воспитания.

По Платону  музыкальный ритм и гармония особенно внедряются в душу, сильно трогая ее, делают благопристойную.

Таким образом, человек, воспитанный надлежащим образом  музыкой, воспринимает прекрасное в  душу и, питаясь им, становится честнее, добрее. По Аристотелю музыка также оказывает воздействие на этическую сторону души, поскольку ритм и мелодия, близкие к реальной действительности, способны передать гнев, кротость, мужество и другие нравственные качества. Воспитатель должен учитывать эти возможности искусства, воздействовать на нравственность. И Платон, и Аристотель выступают за установление регламента в вопросах искусства и воспитания, за введение моральной цензуры, контролирующей смысл и содержание поэзии, песен и плясок.

Платон, уверенный  в том, что искусство должно выражать «ту истину, что Бог не есть причина  всего, а только причина добра» и  что правдивое искусство формирует  многосторонне развитого человека, но он-то создает модель идеального аристократического государства, создает учение о смысле эстетического созерцания: красота - необходимая ступень в интеллектуальном восхождении к истине, и ступень эта - эротическая, так как эрос у Платона есть побудительная сила духовного возрождения, эстетический экстаз, которая устремляет к созерцанию идей красоты и добра.

Эта идея была близка музыкантам идеалистам таким, как Ф.Лист, Р.Вагнер, А.Н.Скрябин. В тоже время  Платон критикует «подражательное» искусство, мимезис («подражание») как  отражение действительности, то, что было коренным понятием эстетики Аристотеля. (4, 187 с.)

Новый взгляд в  эстетическом воспитании дает Аристотель, отвечая на вопрос: что такое музыка? - интеллектуальное развлечение, забава, отдых, т.е. социальная функция искусства - культурный досуг, а не включение в астральную гармонию, как было у натурфилософов.

Идеи эстетического  воспитания, зародившись в Греции, были восприняты другими культурами. В период эллинизма и расцвета римской цивилизации значение эстетического  воспитания возрастает, однако по пути литературно-риторического образования, роль музыки, которая превратилась в служанку риторики, падает. Античное убеждение в этическом содержании и воздействии музыки вызывало скептицизм. Так, например, философ Диоген, а позднее и Эпикур, оставаясь на позиции античной музыкальной эстетики об эпосе и аффектах, вместе с тем связывают познание музыки с субъективными, психологическими качествами характера человека: сложность человеческой души способствует тому обстоятельству, что одно и то же музыкальное произведение оказывает разное действие на разных людей. Музыка для человека, согласно его учению, является сферой, регулирующей индивидуально-личностный мир, умиротворяющей страсти и страдания.

В средние века, когда официально церковь властвовала  над всем, в том числе над образованием и воспитанием, когда христианство, по сути, являлось педагогическим движением морально-религиозного направления, эстетическое воспитание было в поле зрения культурной политики религиозных организаций. Это уже не философствование на эстетическую тему, характерную для античности, а жесткое регламентирование эстетических впечатлений, направленных отвратить от мирской суеты, от античного гедонистического и элитарного эстетизма, однозначности переживания христианской службы.

Церковь выдвигает два требования к искусству: во-первых, чтобы связь эстетического и нравственно-воспитывающего в религиозном духе, была очевидной; во-вторых, чтобы религиозное по содержанию искусство имело всеобщее воздействие. Таким образом, средневековое эстетическое воспитание основывалось на вере и развивалось вокруг центральной религиозной темы-символа.

Характерно, что  церковная музыка, которая должна нести специфическое эмоциональное  воздействие, представляла собой в  течение нескольких веков унисонное  мужское хоровое пение - григорианский хорал в европейской культуре и знаменный распев в русской, - воплощая идею единодушия верующих и бесстрастного погружения в божественном откровение, в вечную красоту. (5, 39 с.)

Взгляды на эстетическое воспитание в средние века чаще мы находим не в трактатах по философии, эстетике, музыке, педагогике, а в поучениях и исповедях монахов. Эстетическое воспитание данного периода характеризуется сближением философии, искусства и педагогики, сближением эстетического, этического и интеллектуального. Новым качеством средневекового воспитания становится систематическое психологическое самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание собственного душевного мира.

Важным выводом  средневекового периода в эволюции взглядов на эстетическое воспитание является то, что музыка, рассматриваемая долгое время, как наука в одном ряду с математикой и астрономией, стала поистине «музыкальным искусством» с точки зрения ее эстетической природы, возникло представление о художественном наслаждении.

С XV века в Италии появляются трактаты о воспитании (до нас дошло 11 трактатов по педагогике) П.Верджерио, М.Веджио, Д.Манетти, Л.Б.Аретино, но среди них нет работ специально посвященных проблемам эстетического воспитания, так как художественное воспитание тесно связывалось с вопросами общего воспитания и не осмысливалось автономно от физического, этического, интеллектуального. Однако почти в каждом трактате присутствуют рассуждения о значении искусств в воспитании, и в частности, музыки. Обратим внимание на то, что система образования строилась на преподавании «свободных дисциплин», которые являлись предпосылкой для дальнейшего специального обучения и которые ставили задачей, близкой к античности - развитие ума, тела, духа. Музыка учила чувствовать музыкальную гармонию, риторика - хорошо говорить, гимнастика - грации.

Информация о работе Роль музыки в эстетическом воспитании школьников