Роль музыки в эстетическом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Обосновать и проанализировать роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать идеи эстетического воспитания ;
2) Определить значение музыки в эстетическом воспитании человека;
3) Охарактеризовать эволюцию взглядов на музыкально-эстетическое воспитание

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.
1.1 Идеи зарубежного эстетического воспитания………………………………5
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания………………………....11
Глава 2. Практические аспекты музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание…………..17
2.2. Роль музыки в эстетическом воспитании человека. Практическая работа, развивающая анкета «Твои увлечения» ……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогики 2 курс (акристина).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Чтобы понять роль музыки в эстетическом воспитании нужно разъяснить некоторые понятия, такие как «музыкальное воспитание» и «эстетическое воспитание».

Развитие у  детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание. «Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком  смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека». (17, С.11)

Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует  художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

«Музыкальный  образ произведения - это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием». Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», (19, С.7). Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи - ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся  государственным деятелем А.В. Луначарским  были намечены основные пути осуществления  воспитания:

1) развитие способности  воспринимать музыку (слушание);

2) развитие необходимых  для воспроизведения музыкальных  произведений способностей и  умений (пение, игра на инструментах);

3) усвоение нужных  знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Особое значение имеет музыка в детском и юношеском  возрасте, когда формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и художественной области такое разделение немыслимо, эстетическое воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование к воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.

Начиная с 1967 года в Городской детской музыкальной  школе Ленинграда учащимся выдавался  «Дневник интересов», в котором они  записывали внешкольные занятия, увлечения, пожелания относительно программы  заседаний клуба юных музыкантов при школе. На обратной стороне обложки напечатано обращение: «Дорогой юный друг! Ты учишься в музыкальной школе. Мы, педагоги, знаем, что научиться хорошо играть - это не просто, не легко… Нужны: большая любовь к музыке, прилежание, серьезная ежедневная работа. Музыка должна приносить радость, воспитывать прекрасные душевные качества Но для этого ты должен стать духовно богатым человеком, тебе надо многим интересоваться, много знать в разных областях искусства. Мы хотим, чтобы ты не только умел сыграть музыкальное произведение, но и побеседовать с твоими товарищами, открыть им красоту искусства. Может быть, они попросят тебя аккомпанировать, прочесть с листа, подобрать песню по слуху. Всему этому тебя будут учить Но и ты сам можешь внести много полезного в наше общее дело. Мы просим, чтобы на классных собраниях и в музыкальном клубе ты рассказывал обо всем интересном, то увидел, услышал, придумал, прочитал Твои замечания, предложения, твоя фантазия очень для нас ценны -- Мы вручаем тебе этот дневник Записывай в него впечатления и события твоей жизни, все, что тебя волнует, радует, удивляет». Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества . (18, С.14-29).

Согласно записям из дневника можно сделать выводы о том, что у школьников возникает интерес к посещению концертов, оперных, балетных и драматических спектаклей, потребность знакомства с сокровищами музеев.

Особое место  в эстетическом воспитании детей  занимают встречи в клубе юных музыкантов, где в занимательной форме они узнают о музыкальной жизни страны, знакомятся с музыкантами-исполнителями, композиторами, где сами принимают участие в играх, конкурсах, соревнованиях. Все это благотворно отражается на повышении интереса к музыке, пробуждении инициативы и проявлении разносторонних способностей.

Очень важна  в психологическом и профессиональном отношении игра по слуху. Она свидетельствует  о возникновении потребности  в самостоятельном музицировании, о развитии музыкально-слуховых представлений -- важнейшего компонента музыкальных способностей.

Значительный  интерес представляет влияние внешкольных  мероприятий на развитие эстетического  вкуса, способности дать оценку увиденному и услышанному.

Важно отметить, что полученные знания и впечатления обогащают школьников, способствуют повышению их общественной активности. В проявлении активности детей можно различить многообразные положительно сплетающиеся влияния: разносторонние впечатления расширяют кругозор, а занятия в музыкальной школе придают интересам ребенка эстетическую направленность. Это, в свою очередь, обогащает личность, стимулирует потребность к получению новых впечатлений, знаний, которые развивают художественный вкус и предоставляют возможность проявить себя среди сверстников, завоевать их симпатию.

Формирование  музыкальных способностей, которое  осуществляется в детских музыкальных  школах, на практике подтверждает возможность  всестороннего развития личности. К  этому нужно добавить, что искусство  способствует повышению восприимчивой и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии выдающихся музыкантов - Ф. И. Шаляпина, Дж. Энеску, С. В. Рахманинова и многих других - показывают, что художественная одаренность сама по себе многогранна. (21, С.58)

Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты одаренности и тем  самым расширяет возможность  формирования специальных способностей.

Таким образом, музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание. По сути, музыкальное искусство, в эстетическом понимании, это всегда коллективное сотворчество. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества .

Задача учителя музыки - способствовать развитию музыкально - эстетической культуры школьника, что в нынешней сложной ситуации чрезвычайно трудно, однако возможно, если проводить в данном направлении специальную работу по изучению уровня развития музыкальной культуры подростков и формированию у них музыкально - эстетической культуры как способа эстетического отношения к культурным ценностям, освоения объектов культуры, творческого переноса их в свою деятельность и в сферу общения.

 

Развивающая анкета «Твои увлечения» 

Цель: выявление и развитие эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки.

Ход проведения:

1. Каждому учащемуся  предлагается выполнить следующее  задание: составить список своих  любимых музыкальных произведений  разной стилистики и музыкальных  направлений (10 основных), и записать их в столбик. Рядом с полученным списком начертите таблицу из 4 вертикальных граф (“а”, ”б”, ”в”, ”г”):

а) поставь “+” в  графе “а” рядом с теми музыкальными композициями, которые приносят радость  не только тебе, но и окружающим (композиции которые так же любят слушать твои близкие, друзья). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.

 
б) поставь “+” в графе “б”, если твоя любимая композиция неприятна  или раздражает твоих близких (соседи, знакомые и т. д.). Подсчитай общее  количество плюсов. Запиши их число.

в) поставь “+” в  графе “в”, если твое  музыкальное  увлечение помогает тебе стать лучше, способствует твоему развитию. Подсчитай  общее количество плюсов. Запиши их число.

г) поставь “+” в  графе “г”, если ты слушаешь любимую  композицию на протяжении длительного времени (двух недель хотя бы). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.

 А теперь поразмышляй,  сделай выводы о том, достаточно  ли серьезно ты относишься  к выбору музыкальных увлечений  и предпочтений, не мешают ли  они твоим близким, не являются ли увлечения лишь твоим воображением.

Ключ.

От 1 до 13-ваши музыкальные  предпочтения, не характеризуют вас  с лучшей стороны. Окружающих за частую они раздражают и являются не приятными.

От 14 до 27-вы придерживаетесь  золотой середины. Способны угодить окружающим и при этом получить удовольствие от прослушивания любимой музыки.

От 28 до 40-вы придерживаетесь  правила: «что слушают другие, то слушаю и я». Главное не забывайте про  индивидуальность. Она может потеряться.

Подведение итогов.  

Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о музыкальных предпочтениях, стилистики и музыкальных направлений. Выявление уровня эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки. 

Таким образом, данное анкетирование помогает в первую очередь выявить уровень эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ теории и практики эстетического воспитания показывает, что в становлении  эстетической культуры человека основополагающую роль выполняет взаимодействие трех факторов: творческий фонд личности, влияние социокультурной среды, целенаправленная педагогическая коррекция и стимуляция.

Музыкальная культура личности как часть общей эстетической культуры в своей основе предполагает музыкальный тезаурус, систему знаний о музыкальном искусстве, ориентацию в мире музыкальных ценностей, наличие способностей музыкального восприятия - то, что характеризует музыкальный опыт.

За рубежом  среди систем массового музыкально-эстетического воспитания ХХ века наиболее известными стали следующие:

- система музыкально-ритмического  воспитания и воспитания эмоциональной  отзывчивости (эвритмика) - швейцарского  педагога и композитора Эмиля  Жак-Далькроза,

- система на  основе певческо-хоровых традиций - венгерского педагога и композитора Золтана Кодай,

- система синтетического  подхода: единство слово-музыки-движения (музыкально-сценическая игра, театр) - немецкого педагога и композитора  Карла Орфа,

- система на  основе сензитивных периодов развития ребенка - итальянского педагога, теоретика дошкольного воспитания Марии Монтессори,

- система активного  музыкального воспитания в раннем  возрасте благодаря триаде взаимодействия - «учитель - мать - ребенок» - японского  скрипача Шиници Судзуки.

При этом, по словам В.А.Фролкина, система Э.Жак-Далькроза  вовсе не ограничивалась воспитанием  у людей чувства ритма и  не сводилась к музыкальному воспитанию. Она ставила целью воспитать  человека, гармонически развитого физически, умственно, художественно, эстетически.

Само понятие  ритма трактовалось Жак-Далькрозом чрезвычайно широко, непременно включая  эстетическую составляющую. Японский музыкант-педагог Шиници Судзуки  развил систему массового воспитания маленьких детей до полноценной  системы эстетического воспитания, основанной на раскрытии творческих потенциалов ребенка.

На современном  этапе является характерным выдвижение музыкально-педагогических концепций  с позиций эстетического воспитания. Так например, философия музыкального воспитания Дж.Т.Гейтса (1973г.) построена на теории «опыта» Дж. Дьюи. Труд Б.Реймера «Философия музыкального воспитания» (1989г.) представляет собой разработанную теорию музыкально-эстетического воспитания, основанного на оценке художественных явлений в музыке.

Информация о работе Роль музыки в эстетическом воспитании школьников