Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:08, курсовая работа
Цель данной работы: Обосновать и проанализировать роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать идеи эстетического воспитания ;
2) Определить значение музыки в эстетическом воспитании человека;
3) Охарактеризовать эволюцию взглядов на музыкально-эстетическое воспитание
Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.
1.1 Идеи зарубежного эстетического воспитания………………………………5
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания………………………....11
Глава 2. Практические аспекты музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание…………..17
2.2. Роль музыки в эстетическом воспитании человека. Практическая работа, развивающая анкета «Твои увлечения» ……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………………………………….31
Чтобы понять роль музыки в эстетическом воспитании нужно разъяснить некоторые понятия, такие как «музыкальное воспитание» и «эстетическое воспитание».
Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание. «Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека». (17, С.11)
Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.
«Музыкальный образ произведения - это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием». Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», (19, С.7). Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи - ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.
Музыка обладает
могучим эмоциональным
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:
1) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
2) развитие необходимых
для воспроизведения
3) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.
Особое значение имеет музыка в детском и юношеском возрасте, когда формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и художественной области такое разделение немыслимо, эстетическое воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование к воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.
Начиная с 1967 года
в Городской детской
Согласно записям из дневника можно сделать выводы о том, что у школьников возникает интерес к посещению концертов, оперных, балетных и драматических спектаклей, потребность знакомства с сокровищами музеев.
Особое место в эстетическом воспитании детей занимают встречи в клубе юных музыкантов, где в занимательной форме они узнают о музыкальной жизни страны, знакомятся с музыкантами-исполнителями, композиторами, где сами принимают участие в играх, конкурсах, соревнованиях. Все это благотворно отражается на повышении интереса к музыке, пробуждении инициативы и проявлении разносторонних способностей.
Очень важна
в психологическом и
Значительный интерес представляет влияние внешкольных мероприятий на развитие эстетического вкуса, способности дать оценку увиденному и услышанному.
Важно отметить, что полученные знания и впечатления обогащают школьников, способствуют повышению их общественной активности. В проявлении активности детей можно различить многообразные положительно сплетающиеся влияния: разносторонние впечатления расширяют кругозор, а занятия в музыкальной школе придают интересам ребенка эстетическую направленность. Это, в свою очередь, обогащает личность, стимулирует потребность к получению новых впечатлений, знаний, которые развивают художественный вкус и предоставляют возможность проявить себя среди сверстников, завоевать их симпатию.
Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в детских музыкальных школах, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивой и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии выдающихся музыкантов - Ф. И. Шаляпина, Дж. Энеску, С. В. Рахманинова и многих других - показывают, что художественная одаренность сама по себе многогранна. (21, С.58)
Искусство объединяет
художественно-эмоциональные и
Таким образом, музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание. По сути, музыкальное искусство, в эстетическом понимании, это всегда коллективное сотворчество. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества .
Задача учителя музыки - способствовать развитию музыкально - эстетической культуры школьника, что в нынешней сложной ситуации чрезвычайно трудно, однако возможно, если проводить в данном направлении специальную работу по изучению уровня развития музыкальной культуры подростков и формированию у них музыкально - эстетической культуры как способа эстетического отношения к культурным ценностям, освоения объектов культуры, творческого переноса их в свою деятельность и в сферу общения.
Развивающая анкета «Твои увлечения»
Цель: выявление и развитие эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки.
Ход проведения:
1. Каждому учащемуся
предлагается выполнить
а) поставь “+” в графе “а” рядом с теми музыкальными композициями, которые приносят радость не только тебе, но и окружающим (композиции которые так же любят слушать твои близкие, друзья). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.
б) поставь “+” в графе “б”,
если твоя любимая композиция неприятна
или раздражает твоих близких (соседи,
знакомые и т. д.). Подсчитай общее
количество плюсов. Запиши их число.
в) поставь “+” в графе “в”, если твое музыкальное увлечение помогает тебе стать лучше, способствует твоему развитию. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.
г) поставь “+” в графе “г”, если ты слушаешь любимую композицию на протяжении длительного времени (двух недель хотя бы). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число.
А теперь поразмышляй,
сделай выводы о том,
Ключ.
От 1 до 13-ваши музыкальные предпочтения, не характеризуют вас с лучшей стороны. Окружающих за частую они раздражают и являются не приятными.
От 14 до 27-вы придерживаетесь золотой середины. Способны угодить окружающим и при этом получить удовольствие от прослушивания любимой музыки.
От 28 до 40-вы придерживаетесь правила: «что слушают другие, то слушаю и я». Главное не забывайте про индивидуальность. Она может потеряться.
Подведение итогов.
Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о музыкальных предпочтениях, стилистики и музыкальных направлений. Выявление уровня эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки.
Таким образом, данное анкетирование помогает в первую очередь выявить уровень эстетического воспитания учащихся среднего и старшего возраста, посредствам музыки.
Заключение
Анализ теории и практики эстетического воспитания показывает, что в становлении эстетической культуры человека основополагающую роль выполняет взаимодействие трех факторов: творческий фонд личности, влияние социокультурной среды, целенаправленная педагогическая коррекция и стимуляция.
Музыкальная культура личности как часть общей эстетической культуры в своей основе предполагает музыкальный тезаурус, систему знаний о музыкальном искусстве, ориентацию в мире музыкальных ценностей, наличие способностей музыкального восприятия - то, что характеризует музыкальный опыт.
За рубежом
среди систем массового музыкально-
- система музыкально-
- система на основе певческо-хоровых традиций - венгерского педагога и композитора Золтана Кодай,
- система синтетического
подхода: единство слово-
- система на основе сензитивных периодов развития ребенка - итальянского педагога, теоретика дошкольного воспитания Марии Монтессори,
- система активного
музыкального воспитания в
При этом, по словам В.А.Фролкина, система Э.Жак-Далькроза вовсе не ограничивалась воспитанием у людей чувства ритма и не сводилась к музыкальному воспитанию. Она ставила целью воспитать человека, гармонически развитого физически, умственно, художественно, эстетически.
Само понятие ритма трактовалось Жак-Далькрозом чрезвычайно широко, непременно включая эстетическую составляющую. Японский музыкант-педагог Шиници Судзуки развил систему массового воспитания маленьких детей до полноценной системы эстетического воспитания, основанной на раскрытии творческих потенциалов ребенка.
На современном
этапе является характерным выдвижение
музыкально-педагогических концепций
с позиций эстетического
Информация о работе Роль музыки в эстетическом воспитании школьников