Роль музыки в эстетическом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Обосновать и проанализировать роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать идеи эстетического воспитания ;
2) Определить значение музыки в эстетическом воспитании человека;
3) Охарактеризовать эволюцию взглядов на музыкально-эстетическое воспитание

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников.
1.1 Идеи зарубежного эстетического воспитания………………………………5
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания………………………....11
Глава 2. Практические аспекты музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание…………..17
2.2. Роль музыки в эстетическом воспитании человека. Практическая работа, развивающая анкета «Твои увлечения» ……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогики 2 курс (акристина).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Р.А.Тельчарова, занимаясь проблемой философии музыкального воспитания отмечает, что отечественная музыкальная наука недостаточно уделяет этой проблеме внимания, за рубежом же ее интенсивно исследуют.

Что такое философия  музыкального воспитания? Это система  главных убеждений, которые обосновывают музыкально-воспитательную деятельность, цель воспитания, систему музыкальных ценностей и способы приобщения к ним. Современная философия музыкального воспитания различает три модели: музыкальный утилитаризм, музыкальный дидактизм, музыкальный эстетизм.

Идеи первой концепции достаточно известны: от античности до современности настойчиво развивалась мысль о воспитательном и общеразвивающем воздействии  музыки на человека, о чем сказано  было выше. Музыкальное воспитание в данной философской модели основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное развитие человека. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, т.е. музыка используется в воспитании достойного гражданина общества, отсюда утилитарный подход.

Безусловно, отдельные  самоценные стороны музыки при этом признаются важными, однако основной является связь в социуме: человек - музыка - общество.

Ценность музыки выбирается не из пространства самой  музыки, а из целей культурного воспитания.

Второй тип  философии музыкального воспитания, основанный на дидактизме, особенно характерен для музыкальной педагогики Германии. Суть этой модели сводится к тому, что  важно музыкальное знание само по себе. Избегаются социальные, общественные, политические установки в музыкальном воспитании. Учителя музыки преследуют прежде всего музыкально-дидактические цели. В Германии урок музыки (на основании поездки и встреч Тельчаровой с немецкими педагогами в 1990г. ) ставит такие задачи, как овладение музыкальной грамотой, обучение игре на музыкальных инструментах (флейте, гитаре, др.), пение песен, чтение с листа. К традиционным формам работы сегодня присоединились новые формы: анализ музыкального произведения, стиля с их логической обоснованностью. Музыкальный дидактизм противоположен музыкальному утилитаризму, т.к. здесь утверждаются музыкальные приоритеты.

Третья модель -музыкальный эстетизм - сложилась  в шестидесятые годы в США. Она  формировалась длительно. В ее основе лежат гуманистические идеи великих педагогов прошлого : Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а также теоретиков так называемого прагматизма и инструментализма : Дж.Дьюи и Ч.Пирса, которые видели необходимость в век прагматизма -ХХ- привносить эстетическое (чувственное) начало в преподавание любого школьного предмета. Они признавали значение ценностей музыки как важное средство для развития личности, тех способностей, которые заложены в самой личности. Теоретики и педагоги-практики третьей модели в понятие «эстетическое воспитание» вкладывают смысл самоценности эстетического развития человека. Музыка рассматривается как стимул человеческой деятельности, а не как социальный инструмент.

Центром современного музыкального воспитания является личность, однако предполагая не прямое педагогическое воздействие на личность, а взаимодействие с ней с учетом ее, свободы и автономии.

Таким образом  сегодня цели музыкального образования  соединились с задачами эстетического  развития индивидуальности на основе ее самоценности.

Философия современного музыкального воспитания дает возможность выйти на новые горизонты музыкально-эстетического мышления, способствует поиску смысла собственной деятельности.

В научной литературе, несмотря на разные определения понятия  «Эстетическое воспитание», оно  понимается традиционно как система воздействия. При этом в некоторых научных трудах диссертации встречается понимание эстетического воспитания адекватное художественному (средствами искусства), в чем усматривается ограниченность взгляда. Однако в большинстве работ видятся горизонты возможностей эстетического воспитания не только средствами искусства.

Несмотря на то, что многовековой путь развития взглядов на эстетическое воспитание основанный на взаимосвязи эстетического  и этического, на современном этапе  естественно подводит к поискам высших форм эстетического воспитания через ценность искусств, через синтез, интеграцию эстетического и нравственного, формированию эстетической культуры, нам представляется такое решение вопроса несколько утопическим, а абсолютизация роли эстетического воспитания в эстетическом отношении к действительности, как мы полагаем, спровоцирована односторонним взглядом на саму проблему эстетического воспитания как систему воздействия. Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер.

Музыкальные занятия  не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает  художественный вкус детей, воспитывает  любовь к музыкальному искусству - формирует  нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Советский композитор, вып.1, 1988.

2. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Советский композитор, вып.2, 1985.

3. Л.А.Баренбойм и др. Из истории Советского музыкального образования // Сб. материалов и документов (1917-1927).- Л.: Москва, 1999.

4. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов - М.: Просвещение, 2003.

5. М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 2003.

6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. -- М.: Издательский центр «Академия», 2005. -- 320 с.

7. Е.П. Крупник. Психологическое воздействие искусства. -- М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. - 240 с.

8. Л.Михеева. Музыка- детям. // Вопросы музыкально-эстетического воспитания. -Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-2006.

9. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества . Изд. «Музыка». Л. 2001, с. 14-29.

10. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, Владос, 2004.

11. Н Я.С.Турбовской. Средства и методы педагогического действия. - М.: Знание, 2000.

12. Философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.- С.37

13. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарики, 2000. - 351 с.

14. П. Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. «Методика музыкального воспитания», М.:-«Музыка», 2000.

15. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М., 2000. -231 с.

16. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. – М., 2008. – 98 с.

17. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. (Пер. с англ.). /Под ред. КМ. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 2002.

18. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 2003. – 221 с.

19. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб, 2009. – 341 с.

20. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2000. – 83 с.

21. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Г. Психологические проблемы изучения и коррекции личности. – М., 2008. – 132 с.

 


Информация о работе Роль музыки в эстетическом воспитании школьников