Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5
1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8
1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11
1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16
Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29
2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература……………………………………………………………….. 52
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки» (по технике аппликация).
Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках труда. Правда, время на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходиться переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Кружковая работа должна быть тесно связана с уроками труда и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и кружковые занятия имеют одни и те же цели и задачи – всестороннее и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности.
Изготовление поделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумием,
оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования её там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы её построения.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает младших школьников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены на день рождения, к празднику своим родителям, учителям, друзьям. Организация занятий по изготовлению подарков, сувениров требует особой подготовки. Прежде всего, необходимо объяснить школьникам значимость такого труда. Учащиеся должны учиться работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и не только выполнять изделие, но и сделать его качественно, хорошо, ведь их труд будет оцениваться другими.
Ученик радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетает ввысь и т.д. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к дальнейшему успешному обучению в школе.
Конструируя из цветной бумаги, младшие школьники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали.
Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалено, напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.
Внеклассные занятия являются составной частью всей учебно-воспитательной работы в школе, поэтому, приступая к их организации, прежде всего, необходимо составить четкий план работы на четверть, полугодие, год, он должен обязательно учитывать возраст детей, знания, умения и навыки, получаемые ими на уроках труда. В плане следует наметить темы экскурсий, бесед, рассказов, инструктажей, практических заданий, предусмотреть наличие необходимых материалов и инструментов. В каждую тему надо включить несколько видов изделий, что даст возможность при необходимости заменить как материалы, так и практические задания.
В учебном процессе возможны изменения. Они зависят от ряда конкретных причин. Например, учащиеся проявили большой интерес к каким-либо самоделкам, в таком случае можно увеличить время на их изготовление, или, наоборот уменьшить, если он не вызывает интереса.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени- 90 %. Занятия проводят в рабочей комнате, которая оборудована наглядными пособиями, раздаточным материалом, технологическими картами, стендами и шкафами с образцами поделок, хорошо проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
За каждым учащимся закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты.
Дети любят мастерить. В этом им помогают родители, но, как правило, эта работа не имеет целевой направленности, поэтому целесообразно познакомить родителей с планом кружковой работы, рассказать о значении и задачах не только уроков труда, но и внеклассных занятий. Тесная связь семьи и школы будет способствовать трудовому обучению и воспитанию школьников.
Некоторые виды работ дети выполняют дома, например изготовление
сувениров к празднику и т.д. Внеклассные занятия необходимо строить с учетом этих факторов, акцентировать внимание учащихся не на изготовлении конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку.
Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к занятиям. То есть необходимо помнить, что внеклассные занятия должны строиться с учетом интересов учащихся - в этом их главное отличие от уроков трудового обучения.
При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности, склонности, возрастную группу учащихся, материально-техническую базу. В группе должно быть 10-15 человек. С большим количеством учащихся трудно осуществить индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения.
В процессе работы значительную роль играет степень подготовленности детей, знания, умения и навыки, полученные ранее в школе или дома. На них надо опираться, развивать и совершенствовать.
Продолжительность занятий зависит от возраста кружковцев. Для детей 6-7 лет они длятся 30-40 минут, 7-8 лет продолжительность увеличивается до 60 минут, 9-10 летние дети могут заниматься до 90 минут. Продолжительность занятия увеличивать не рекомендуется, чтобы избежать перегрузки учащихся.
В начале каждого занятия обязательно сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие политехнический кругозор детей. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20 процентов учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должен учитываться принцип научности.
Руководитель кружка опирается на знания детей, полученные на уроках трудового обучения. Внеклассные занятия призваны расширить эти знания, дополнить их, совершенствовать умения и навыки. Поэтому руководителю кружка необходимо познакомиться с программами по трудовому обучению в I –IV классах.
Выбор изделий для практической работы зависит от подготовки учащихся, их возраста. Дети 6-7 лет выполняют простейшие изделия, старшие ребята выполняют более сложную работу. Принцип «от простого - к сложному» необходимо соблюдать и на внеклассных занятиях. Выбор объекта труда зависит от конкретных условий, материально-технической базы, опыта педагога, подготовленности школьников.
Самое главное - в работе с детьми не должно быть однообразия, поэтому на занятиях лучше предлагать различные виды поделок.
Необходимо отметить, что изделия, выполняющиеся на внеклассных занятиях, не должны дублировать те, которые школьники делают на уроках, Если тот или иной вид работы понравился учащимся, им можно заняться в свободное время
Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала. Учитель, руководитель кружка, должен помнить, что нельзя давать учащимися трудновыполнимую работу; это вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, в результате они не приучаются к преодолению простейших трудностей. Трудовые задания должны быть посильными для детей и в то же время - это самое главное - служить укреплению их здоровья, развивать физически, умственно.
Организуя внеурочную работу, следует учитывать пожелания учащихся, тогда на такие занятия они идут охотнее, лучше трудятся, с большей заинтересованностью.
Целесообразно в рабочей комнате иметь постоянно действующую выставку или выставлять выполненные изделия. Дети видят результат своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
Заключительной формой внеклассных занятий служит итоговая выставка творческих работ детей, к отбору экспонатов на которую необходимо активно привлекать самих кружковцев. Экспонируются обычно лучшие образцы, но желательно, чтобы среди них были поделки всех участвовавших в работе школьников.
Учет знаний детей на внеклассных занятиях не проводится, ведется лишь журнал посещаемости.
К концу года дети должны уметь:
- начальные сведения о бумаге, о её видах, свойствах;
- иметь представление о декоративно - прикладном искусстве – аппликация;
- композиционно правильно располагать изображения;
- составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и
растительных форм;
- использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое
и гармошкой;
- сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного
образа;
- правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничеств;
и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
- изготавливать сувенирные изделия;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по кружку «Очумелые ручки» (по технике аппликация).
№ | | Кол-во часов |
п/п | ЗАНЯТИЙ | Общ. |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Материалы для выполнения поделок по технике аппликация | 1 |
3. | Характеристика видов бумаги | 1 |
4. | Окраска бумаги | 1 |
5. | Приемы изготовления поделок по типу аппликации | 2 |
6. | Выбор натуры, сюжета, узора | 1 |
7. | Составление эскиза аппликации | 1 |
8. | Предметная аппликация | 3 |
9. | Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги | 2 |
10. | Вырезание многоцветных аппликаций | 2 |
11. | Вырезание части из изображения и подклеивание под нее подкладки | 2 |
12. | Декоративная аппликация | 3 |
13. | Декоративная аппликация с подклеиванием канта | 2 |
14. | Национальные орнаменты в декоративной аппликации | 2 |
15. | Сюжетная аппликация | 3 |
16. | Аппликация из бумаги в оформительских работах | 2 |
17. | Итоговое занятие. Выставки поделок | 1 |
|
|
|
Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах