Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5
1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8
1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11
1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16
Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29
2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература……………………………………………………………….. 52
В нашу страну секреты мастерства по производству бумаги пришли из Франции лишь в XVI в. Тогда же была построена первая бумажная мельница в селе Ивантеевка под Москвой. Однако просуществовало это производство недолго. Через несколько лет мельница сгорела, и производство бумаги прекратилось. Бумагу снова стали ввозить в страну из Европы.
Возобновилось данное производство в нашей стране лишь в следующем веке, когда патриарх Никон приказал построить предприятия по производству бумаги вдоль рек Яузы и Пахра. И хотя это были всего две бумажные фабрики, Россия стала снова пользоваться своей отечественной бумагой. Но всё же большой процент её был привозным.
Для полного удовлетворения потребностей страны в бумаге требовалось гораздо больше фабрик по её производству.
Однако это стало возможным лишь, а в конце XVII - начале XVIII вв.
И немалую роль в этом сыграл Петр I. Во времена его правления было построено большое количество бумажных фабрик. Был также издан указ о том, чтобы все жители страны не выбрасывали отходы «изношенного полотна», а все сносили в Канцелярию полицмейстерских дел. Это служило сырьем для производства российской бумаги. С этого времени ввоз в страну импортной бумаги был практически полностью прекращен.
С годами производство бумаги в стране расширялось и совершенствовалось. Кроме писчей бумаги, стали выпускаться и листы бумаги для оклеивания стен, окон, для упаковки товаров и т.д. Теперь уже мы не можем представить себе нашу жизнь без бумаги во всех её проявлениях и формах.
Прошло не мало столетий, прежде чем человек научился создавать такое многообразие бумажных изделий. Усовершенствование бумажного производства, опыт других стран мира позволили усложнить технологию изготовления бумаги и автоматизировать производство. Однако до нашего времени практически неизменным остается сырье для нее. Это, прежде всего
тканевые и бумажные отходы, макулатура, а также древесина хвойных пород
деревьев.
XXI в. внес свои дополнения и изменения в производство бумаги. Теперь её ассортимент значительно расширился. Появилась бумага огнеупорная и водостойкая, очень толстая и тончайшая. Стала выпускаться бумага, мало, чем отличающаяся по своим внешним качествам и свойствам от пластика, поделочного материала, ткани… Великое множество разновидностей и сортов бумаги мы используем в своей повседневной жизни. И все новые и новые её виды появляются практически ежегодно.
Х а р а к т е р и с т и к а в и д о в б у м а г и.
Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Рассмотрим некоторые виды бумаги, которые получили наибольшее распространение.
Б у м а г а д л я п е ч а т и.
1) Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование. Она имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы (из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных).
2) Книжно-журнальная бумага – предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразделяется на типографскую, нотопечатную, литографическую, эстампную (в конструировании по типу оригами используют обычно старые журналы, иллюстрации с красочными рисунками).
3) Обложечная, или упаковочная, бумага выпускается для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек.
К р а ш е н а я б у м а г а.
1) Настольная бумага изготовляется из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску.
2) Глянцевая бумага получается из писчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков. Она является прекрасным материалом для изготовления поделок приемами оригами, так как хорошо складывается.
3) Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор.
4) Шагреневая бумага обрабатывается так же, как и мраморная, но ее
дополнительно подвергают тиснению, чтобы придать вид кожи.
5) Обойная бумага с рисунчатой поверхностью.
6) Упаковочная и оберточная бумага бывает общего и специального назначения (разнообразие оберточной бумаги создаст большой арсенал возможностей для ее широкого применения в создании различных поделок).
Б у м а г а д л я п и с ь м а.
1) Писчая, потребительская, почтовая бумага наиболее
высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы.
2) Бумага чертежно-рисовальная выпускается как высшего качества, как
обыкновенная.
3) Калька – это бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом.
Б у м а г а в п и т ы в а ю щ а я.
К этому виду бумаги относят фильтровальную, промокательную, пергаментную, креповую, папиросную. Вся она отличается мягкостью, даже пушистостью, приглушенными оттенками.
К а р т о н - это тоже разновидность более плотной и твердой бумаги.
1.4. Материалы и оборудование, применяемые в аппликации.
Прежде чем начать делать изделия по технике аппликации, следует поближе познакомиться с материалом, с которым предстоит работать, т.е. с бумагой. Для этого сначала следует внимательно присмотреться к обычному листу бумаги. Даже при беглом осмотре его можно увидеть, что бумага состоит из волокон. Причем в одних местах листа эти волокна тоньше и ровнее, в других - толще, со скоплениями и неровностями.
Бумага различается по толщине, водостойкости и иным параметрам. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению изделия, следует выбрать бумагу, подходящую для неё. Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, гуммированная, бархатная, серебряная и бронзовая бумага.
Г л я н ц е в а я бумага – лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается. С её блестящей поверхности легко снимается клей.
Н а с т о л ь н а я бумага – плотная, окрашена в мягкие тона, используется не только для вырезания изображений, но и для фона. Работа с ней требует особой осторожности, так как клей и влажные руки оставляют пятна на её поверхности.
М р а м о р н а я бумага – тонкая, блестящая, разводы её окраски напоминают мрамор. От клейстера на ней не остается пятен. Применяется при вырезании ваз, декоративных орнаментов, букв, цифр.
Ш а г р е н е в а я бумага бывает как плотной, так и мягкой, рисунок на ней напоминают измятую бумагу. В аппликации используется не часто, когда вырезают стволы деревьев, ветки, заборчики, землю.
Т и с н е н а я бумага – плотная, прочная, с рельефным рисунком. В аппликации применяется выборочно. Она служит для выполнения таких изображений, как крыша, корзина, мебель, буквы, цифры.
Б а р х а т н а я бумага отличается насыщенностью и глубиной тона, плотностью, имеет бархатистую поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается. Из бархатной бумаги нельзя вырезать сразу несколько изображений. Бумага плохо приклеивается, поэтому требует густого сильного клея, например, казеинового или синтетического. Необходимо помнить, что любые механические воздействия на лицевую поверхность портят её: образуется белесые вмятины. Детали рисунка будущей аппликации можно рисовать только на обратной стороне бархатной бумаги. Во время работы с ней надо следить, чтобы клей не попадал на её лицевую сторону. Поэтому использовать бархатную бумагу на занятиях не рекомендуется. Но эта бумага является прекрасным декоративным материалом. Она широко применяется для праздничных оформлений: вырезания букв, цифр, знаменательных дат, заголовков на стендах разного содержания.
С е р е б р я н а я и б р о н з о в а я бумага окрашена алюминиевой или бронзовой краской. Это ломкие сорта бумаги, их нельзя сгибать. Применяется в тех же целях, что и бархатная, кроме того, используется в аппликации на елочных украшениях, флажках, в хохломском орнаменте..
Следует назвать еще один сорт бумаги – это г у м м и р о в а н н а я бумага. С одной стороны она окрашена в яркие привлекательные тона, а с другой – проклеена гуммиарабиком. Эта бумага не всегда хорошо приклеивается, поэтому её лучше использовать в качестве фона. Не рекомендуется также для аппликации ф о л ь г а . Она может применяться только при оформлении елочных игрушек.
В качестве фона для аппликации широко используются ч е р т е ж н о – р и с о в а л ь н а я бумага, н а с т о л ь н а я, п л о т н а я о б е р т о ч н а я, к а р т о н. Рисовальная бумага плотная, прочная, с шероховатой поверхностью. На нее хорошо приклеивается аппликация. Оберточная отличается гигроскопичностью, она размокает от клея. Эта бумага обычно окрашена в мягкие тона, она чаще применяется как фон.
К а р т о н о м принято называть толстую, очень твердую бумагу. В продажу картон поступает под номером. Чем легче и тоньше лист картона, тем меньше его номер. Картон чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, сиреневые, розовые и коричневые тона. Если аппликация выполняется на картоне, по окончании работы обратная сторона его оклеивается писчей, обойной или оберточной бумагой, чтобы картон не коробился. Аппликация высушивается под тяжелым грузом.
В продаже имеется большой ассортимент бумаги, которую можно применять в аппликации. Но, кроме этого, можно использовать цветные обложки ученических тетрадей, оберточную бумагу, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций, гладкую обойную бумагу и т. п. Иногда бумагу окрашивают в требуемый цвет.
Кроме материала, в качестве которого выступают различные виды бумаги и картон, потребуются некоторые инструменты и приспособления. К их числу относятся ножницы, клей, кисточки, краски, чистая салфетка.
Для изготовления аппликации необходимыми материалами являются к л е й и к л е й с т е р. От их свойств во многом зависят качество аппликации, её прочность, внешний вид. Клей и клейстер должны отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать. Клей не должен оставлять пятен и обесцвечивать бумагу. Широко применяются синтетический, казеиновый клей и клейстеры. Не рекомендуется употреблять силикатный клей, так как он оставляет следы и обесцвечивают окрашенную бумагу. Клейстер лучше всего варить самим. Он приготовляется из картофельного, кукурузного крахмала или из низких сортов пшеничной муки. Непригодна для клейстера крупчатка. Следует помнить, что клеящие свойства клейстера проявляется только в течение 8-10 часов с момента варки, а по истечении этого срока он становится водянистым или загустевает, т.е. непригодным к работе.
Ножницы необходимы при работе в технике аппликации. При их помощи будут выполняться или вырезаться определенные заготовки и формы из картона и бумаги. Желательно взять ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различной длины (от10 до 20см). При использовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ножницами, передавать ножницы за сомкнутые лезвия, класть ножницы на стол так чтобы они не свешивались со стола и не упали кому-нибудь на ноги. После работы ножницы убирать в коробки или подставки кольцами вверх.
Следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и её надо приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большого размера. После работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки
лучше в вертикальном положении, ворсом вверх
В случаях, когда поделку конструируют с использованием клея, следует заранее приготовить салфетку для промокания места склеивания детали. Салфетка должна быть чистой, легко впитывающей влагу, мягкой по фактуре. После занятий салфетку необходимо постирать и высушить.
Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах