Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа
Ц е л ь исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации.
Г и п о т е з а – мы предполагаем, что уроки по технике аппликацией будут успешны при следующих условиях:
- если будут соответствующие материалы;
- если учитель будет хорошо подготовлен;
- если будет благоприятная психологическая обстановка;
- если у детей будет соответствующая мотивация.
Введение…………………………………………………….. 3
Глава I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства……………………………………………………. 5
1.1. Сущность эстетического воспитания………………………….. 5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы… .. 8
1.3. История происхождения бумаги……………………………. 11
1.4. Материалы и оборудования, применяемые в аппликации .. ... 16
Глава II. Методика обучения технике аппликации в школе…………. 19
2.1. Аппликация из бумаги как средство эстетического
воспитания школьников………………………………………… 19
2. 2. Кружковая работа «Очумелые ручки»
(по технике аппликация)……………………………………….. 29
2.3. Планы конспектов уроков по технике аппликации…………. 34
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература……………………………………………………………….. 52
|
2. 3. Планы конспектов уроков по технике аппликации.
У Р О К 1.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Познакомить учащихся с историей ножниц;
2. Повторить способы аппликации;
3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;
4. воспитывать аккуратность и терпение;
5. прививать навыки культуры труда;
6. развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и кассета (веселая музыка, «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского).
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Р е к о м е н д а ц и и: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. И з у ч е н и е н о в о г о м а т е р и а л а.
1.Б е с е д а «Что могут ножницы?».
Откройте учебник, с.19. Какие инструменты изображены? Для чего они нужны?
У ч и т е л ь. Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов.
Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.
Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовник – секатор.
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие, с прямыми и особенно острыми лезвиями.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?
Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.
Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.
4) Ч т е н и е р а с с к а з а из истории ножниц ( с. 19 учебника ).
5) П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.
Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?
( Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)
Как можно сделать такие завитки? ( Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)
Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? ( Можно склеить длинную полоску, например, 20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)
Как получить форму капли? ( Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте
Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.
Работайте в парах.
Игра « Театр пальчиков ».
Парта – это сцена, а артисты- ваши пальчики.
Первый номер нашего концерта- балетный номер. ( Включает музыку «Танец маленьких лебедей ».)
Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце
балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.
Второй номер- русский танец.
На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.
Третий номер – акробаты ( пальцы изображают акробатов).
Последовательность выполнения аппликации « Петушок»:
1.Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.
2.Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки коробки от конфет.
3.Склеить круглую головку из кругов.
4.Склеить туловище в виде капли.
5.Склеить три больших капли для хвоста.
6.Соединить голову, туловище и хвост.
7.Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.
8.Приклеить ноги и жердочку к ногам.
9.Вклеить петуха в коробку.
Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.
Приготовьте коробку с фоном для петуха.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Петух.
III. И т о г у р о к а.
Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?
Давайте оценим ваши фигурки.
Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.
Приводите в порядок рабочее место.
Урок закончен.
IV. Д о м а ш н е е з а д а н и е: прочитать текст ( с. 22 в учебнике), рассмотреть картинки, посчитать оси симметрии и уточнить их расположение.
У Р О К 2.
Р а з д е л: Работа с бумагой.
Т е м а: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.
К л а с с: 3
Ц е л и:
1. Повторить симметрию и асимметрию;
2. Повторить способы аппликации;
3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;
4. Воспитывать аккуратность и терпение;
5. Прививать навыки культуры труда;
6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
О б о р у д о в а н и е: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО - магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное зеркало.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а: 1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара: Корпорация «Федоров», 2005 г.
2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение» 1982 г.
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) приветствие
б) организация рабочего места
в) повторение правил безопасности при работе с ножницами
II. Р а б о т а п о т е м е .
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!
2. Р а с с к а з об истории вырезывания.
Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство – вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.
Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.
Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.
В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.
Искусство силуэта привлекало и художников XX века М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н. В. Ильин, Е. С. Кругликова.
Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
Откройте учебник на с.22.
- Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет ось симметрии.)
- Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)
- А как проверить, не сгибая? ( Приложить зеркало.)
Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)
Рассмотрите изображения насекомых на картинке.
У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)
У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)
Чем отличается вырезывание паук и клопа? ( При вырезывании клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)
Информация о работе Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах