Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования - разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы формирования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.
Задачи исследования/
1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.
2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.
3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы: а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения; б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения; в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся.
1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся.
1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности.
1А Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся.
Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы.
2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности.•.
2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы.
2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся.
Выводы.

Файлы: 1 файл

Формирование музыкально.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

В результате внеклассной деятельности интенсивно развиваются музыкальные способности, активизируется позитивная мотивации к учебному процессу; учащиеся привлекаются к креативной деятельности; интенсивно развивается их творческий потенциал.

 

В ходе исследования были выделены педагогические принципы, на основе которых строится содержание и отбираются средства развития музыкально-творческих способностей учащихся:

 

1) привлечение идей развивающего обучения, личностно ориентированного образования,

 

2)диалогический характер отношений и использование методов- и средств- обучения, соответствующих логике художественно-творческого процесса,

 

3)создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

 

В i результате решения четвёртой задачи разработана и апробирована^ на практике модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работы Детской музыкальной школы. Разработанная в ходе исследования программа внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования включена в структурно- -функциональную модель формирования творческих способностей учащихся, представленную в тексте диссертации.

 

При решении пятой задачи определено содержание деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной- работы - это внутри и внешкольные концерты, фестивали, концерты-лекции. Разработана и апробирована технология формирования музыкально-творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе. Нами установлено, что активное участие детей во,всех формах работы Детской филармонии развивают их музыкально-творческий потенциал, профессиональные и интеллектуальные умения, и навыки в области общей и музыкальной культуры. В исследовании дано теоретическое обоснование условий организации внеклассной и внешкольной работы Учреждения дополнительного образования с позиций формирования музыкально-творческих способностей учащихся. На этих основаниях разработана и апробирована программа внеклассной деятельности Учреждения дополнительного'образования по формирования музыкально-творческих способностей учащихся в Детской музыкальной школе (см. приложение 1). В ходе изучения- проблемы данного- исследования установлено, что условием становления дополнительного образования (к системе которого относятся* Детские музыкальные школы и Детские^ школы искусств) как сферы свободного самоопределения личности является» реализация-вариативных и дифференцированных педагогических программ. К числу ведущих видов творческих потребностей для осуществления данных программ следует отнести:

 

1.Креативные потребности, обусловленные как желанием родителей развивать индивидуальные способности детей, так и! стремлением, детей к самореализации^ .избранном виде-деятельности.

 

2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением, к расширению объёма знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

 

3.Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

 

4.Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счёт дополнительных знаний решить! личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

 

5.Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

 

6.Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением* к содержательной^ организации, свободного времени.

 

Реализация индивидуальных образовательных потребностей даёт возможность с помощью педагогических програлш дополнительного образования осуществить социально значимые цели развития личности, в том числе: познавательное развитие, реализуемое через дополнительные программы, а также программы для одарённых детей; социальную адаптацию, включающую опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки; раскрытие творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей < с проблемами в сфере обучения и общения, а также одарённых детей; развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

 

Экспериментально доказано, что участие школьников4 во внеклассной и внешкольной деятельности Учреждения дополнительного образования активно содействует развитию музыкально-творческих способностей. Анализ опытной работы позволил сделать выводы о том, что участие в работе Детской филармонии оказывает влияние на становление личности ребёнка. Формирование музыкально-творческих способностей повышает качественный уровень учебного процесса и при участии детей во внеклассной и внешкольной деятельности происходит:

 

1. Непрерывность образования и развития личности.

 

2. Интенсивное овладение субъектом общечеловеческой и профессиональной культурой.

 

3. Расширение кругозора ребёнка.

 

4. Осознание личностью своего места в социокультурном пространстве.

 

5. Свобода и открытость общения * ученика — исполнителя с аудиторией.

 

6. Осознанное отношение школьника к учебным дисциплинам.

 

7. Разработка и реализация субъектом программ самообразования и саморазвития.

 

8. Развитие музыкально-творческих способностей и потребностей учащихся на новом уровне.

 

Внеклассная и внешкольная деятельность Учреждения» дополнительного. образования (Детская музыкальная школа) способствует созданию и обогащению художественно-развивающей среды, стимулированию общего развития учащихся (посещение концертов, выставок, театральных спектаклей и др.), созданию ориентационного поля развития, возбуждению увлечённости- занятиями музыкой (подготовка концертных номеров, участие в концертах, подготовка тематических лекций о музыке, участие в подготовке мероприятий по сценариям), творческому участию ребёнка во внеклассной деятельности, организации и самоорганизации, деятельности ребёнка (участие педагога в жизни ребёнка, заинтересованность родителей в его деятельности и развитии, проявляющаяся во всесторонней помощи, поддержке ребёнка, в умении побуждать его к необходимым действиям). Разработанная в рамках исследования авторская программа по внеклассной и внешкольной работе Учреждения дополнительного образования "Детская филармония" была утверждена педагогическим советом, внедрена и успешно действует в Детской музыкальной школе № 1 г. Волгограда. Авторская программа получила положительную рецензию, рекомендована Комитетом по культуре г. Волгограда и апробирована в Детских музыкальных школах города. Полученные результаты позволяют считать задачи исследования решёнными, а гипотезу подтверждённой.

Список литературы:

 

1.Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».-2003. - 248 с.

 

2. Азарова JI.H. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. (Проблема трансцендентности в рамках психологического сопровождения): Журнал практического психолога.-1998.- №4.- с.80-83.

 

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- Музгиз.- 1961.-272с.

 

4. Амонашвили Ш.А. Центр гуманной педагогики.//Три ключа:ежегодник. -М.-1987. 32с.

 

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей.-М'.:Педагогика.-1962.-140с.

 

6. Андреева Л.Н.' Педагогическая технология управления процессом обучения одарённых детей:Автореферат дис.кандид.пед.наук.-Казань.-2000.-28 с.

 

7. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС».- 2004. 128с.

 

8. АнуфриеваН.И.Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования:Автореф.дис.на соиск.степени канд.пед.наук.-Москва.-2005.-23'с.

 

9. Белова Е.С. Одарённые дети// Дошкольное воспитание. -1991г. -№4.- с. 69-75, 1996г.-№5.- с. 31-38, 1996г. -№10.- с. 76-87.

 

10. З.Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков, в системе внешкольной работы по искусству:Автореф. дис. на соиск. учён. степ, кандид. пед. наук.- М.:Изд-во Гос. Пед ун-т им. Ленина.-1997.-16 с. 14.Бердяев Н. Философия свободы. -Москва.- 1990:-302с.

 

11. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х томах.-М.- 1994.

 

12. Богиович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Богиович и Л.В. Благонадёжной. -М.: Педагогика,- 1972. -с.22-29.

 

13. Богоявленская. Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа- просто устойчивое словосочетание (о феномене творческого мышления).-М.: Педагогика.- 1998. -№3,- с. 36-43

 

14. Богоявленская Д.Б., Ильясов И.И, Диагностика структуры одарённости и пути повышения творческой активности учащихся// Гуманизация образования.-М.- 2000.- №1.- с. 196-209.

 

15. Богоявленская Д.Б. Определение понятия "активность" как необходимое условие эффективного формирования данного качества личности// Актуальные проблемы формирования и воспитания активности. Тезисы докладов. -Рига.- 1979.- с. 17-19.

 

16. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. Москва.- 1981.-280с.

 

17. Бодалёв А.А. Проблема способностей в психологии//Психология о личности.- М.: Изд-во МГУ.- 1998. с.24-37.

 

18. Бодрова Е.В. И др. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании// Вопросы, психологии.-М,- 1989.-№1.-с. 174-176.

 

19. Бондаревская Е.В1. Педагогическая культура как общественная и личная ценность.-Педагогика.-1999.-№3 .-с.З 7-43.

 

20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов -на - Дону: Изд-во Ростов, пед. ун-та.-2000.-352 стр.

 

21. Борзов Н., Борзова Л. Развитие творческих способностей у детей,-Самара.- 1974.-157с.

 

22. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.:ИПРАН 1997.-352с.

 

23. Булычёв Б.Е.' Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути её совершенствования: Автореф. дис. кадид. пед. наук.- Чебоксары.- 1998.-18 с.

 

24. Вазина К.Я., Костыко Г.М., Клюев Ф.В. Управление новым типом учебного заведения. Концепция, опыт.- Челябинск.- 1996.-97с.

 

25. Венгер Л.А.Педагогика способностей.-М.: Педагогика.-1973". -140с.

 

26. Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве// Мир психологии.-1999.-№4(20)-стр.279-295.

 

27. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- Москва.- 1968.-150с.

 

28. Вилюнас В .К. Психологические механизсы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ.- 1990.- 228с.

 

29. Воротникова Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах//Педагогика.- 2001. -№4.- с.44-47.

 

30. Выготский JI.C. Психология искусства.- Москва.- 1968.-403с.

 

31. Выготский JI.C. Воображение и творчество подростка// Собр. соч. в 6т.-т.4.-Москва.-1984.-с.21.

 

32. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте.// Хрестоматия по психологии,- М.: Просвещение.-1987.- с.320-325.

 

33. Гагай В.В. Влияние творчества на личностное развитие младших школьников/В.В.Гагай,ТимошинаИ.Н.//Социально-психологическиеаспе-кты нравственного развития детей и подростков.-Шадринск.-1999.-с.69-77

 

34. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе атриз: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-т.-1996.-22с.

 

35. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одарённости личности: Автореферат дис. канд.пед.наук.-Красноярск.- 1996.- 20с.

 

36. Гессен С.И. Игра урок - творчество.// Основы педагогики.- Берлин.-1923.-С.224-230.

 

37. Гильбух' Ю.З.,Гарнец О.Н., Коробко C.JI. Феномен умственной одарённости.//Вопросы психологии.-1990.-№4.- с.147-155.

 

38. Голубева Э.А. Опыт комплексных исследований способностей.// Человек в системе наук,- М.: Изд-во «Наука».-1989.- с.252-370.

 

39. Гончарова О.В. О гуманистической направленности в работе с одарёнными детьми.// Гуманизация образования и проблемы развития личности.- Волгоград: Изд-во «Перемена».- 2000.- с.60-71.

 

40. Гончарова О.В. Педагогические условия развития музыкально одарённых детей: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.- Волгоград: Изд-во Волгог. гос.пед. университет. -2002.-20с.

 

41. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: Автореферат дис.д-ра пед.наук.- М.- 1999.- 59с.

 

42. Готсдинер А. К проблеме многосторонних способностей.// Вопросы психологии.-1991.-№ 1.-е. 82-88.

 

43. Григораш В.В. Организация творческой познавательной деятельности учащихся на уроке как средство гуманистического развития личности: Этика: Опыт учителей сред. шк.№75 г.Харькова. /В.В. Григораш//Этика в школе.-Трубчевск.-1996.-с.93-97.

 

44. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления.// Новое педагогическое мышление.- Москва.-1989.-89с.

 

45. Далькроз Ж.Э. Ритм.- Москва:Изд-во «Классика-21 век».-2001. 248с.

 

46. Деятельностный подход к развитию творческой личности ребёнка в школе: Материалы региональной научной практической конференции .

 

47. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет.-1998.-91стр.

 

48. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки.// Музыкальное воспитание в школе.- Москва.-1982г,- вып.15.-90с. 53 .Дмитриева Л.Г., Черночваненко К. А. Методика музыкального воспитания.-Москва.-2000.-59с.

 

49. Дмитриева Т.А. развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации: Автореф.дис. на соиск.учён.степени канд.пед.наук. Москва.'Изд -во Моск.гос.пед.университет.-2005.- 17с.

Информация о работе Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования