Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:10, реферат
Цель исследования - разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы формирования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.
Задачи исследования/
1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.
2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.
3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы: а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения; б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения; в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся.
1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся.
1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности.
1А Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся.
Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы.
2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности.•.
2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы.
2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся.
Выводы.
Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования
Автореферат
Диссертация
Артикул: 372297
Год:
2009
Автор:
Крыхтина, Светлана Юрьевна
Ученая cтепень:
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код cпециальности ВАК:
13.00.01
Специальность:
Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество cтраниц:
234
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся.
1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся.
1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности.
1А Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся.
Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы.
2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности.•.
2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы.
2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся.
Выводы.
Введение:
Актуальность исследования. Проблема внеклассной- и внешкольной' работы учащихся исследовалась психологами, педагогами, методистами. Как педагогическая проблема она стала изучаться с начала XX века в трудах П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки - Росинского и других.
В последнее десятилетие XX века в России существенно изменились условия- деятельности Учреждений дополнительного музыкально-художественного образования. Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при; общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение1 интереса родителей к музыкально-художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школы искусств. Часто отсутствие конкурса, вынуждает принимать^ в контингент учащихся практически^ всех желающих без учёта, специальных способностей. Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и-высококультурного человека, как в, производственных, так и в непроизводственных сферах. Это вызвано, прежде всего, тем, что изменились социальные и экономические отношения, появились новые прогрессивные технологии. Подобные изменения предъявляют к личности повышенные требования. Обществу нужны не просто специалисты, а высококультурные и высокообразованные личности.
В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития, и3 самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. В работах учёных В.Н. Петрушина, Б.Т. Лихачёва, A.M. Матюшкина, Д.К. Кирнарской, Б.М. Теплова, Л.П. Крившенко, Л. Л. Шевченко и других отмечается то обстоятельство, что успех развития общества зависит от количества людей, способных к творчеству, в том числе, к музыкальному творчеству, музыкально-творческой реализации возможностей человека. Поэтому, мы считаем необходимым говорить о различных формах образовательного процесса, в том числе в системе дополнительного образования, способствующих развитию музыкальных способностей детей и подростков, которые в свою очередь способствуют музыкально-творческому развитию.
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть соориентированы на формирование у учащихся потребности в. восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе с тем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её" выразительность музыкальные- школы дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется" музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной- работе. Основная цель воспитания и образования в школе искусств — художественное и эстетическое развитие ребёнка в широком смысле, воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью, умеющего культурно организовать и проводить свой досуг.
Изучение опыта работы Учреждения дополнительного образования г. Волгограда и педагогическое наблюдение за работой коллег показывают, что и у начинающих педагогов Детских музыкальных школ, и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Возникает противоречие между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания', так как организация внеучебной работы отстает современных требований педагогической и социокультурной сферы. Возникшее противоречие выявило проблему в необходимости разработке форм и методов формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования, в разработке критериев их оценки. В целом педагоги Детских музыкальных школ и Детских школ искусств остаются недостаточно подготовленными к организации* внеучебнойз работы. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы организации внеучебной работы как сферы развития музыкально-творческих способностей детей, необходим поиск научно обоснованных средств и методов, которые будут использоваться в этой сложной сфере работы Детских музыкальных школ. Намеченное направление исследования представляется достаточно актуальным в связи со слабой научной и методической разработанностью проблемы внеклассного и внешкольного воспитания учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Всё это и предопределяет актуальность нашего исследования.
Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей5 ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузка в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ. Построение образовательного процесса на принципах единообразия и усреднённости тормозит развитие учащихся, ставит преграды перед внедрением новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс. Очевидна всё возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к-обучению.
Учреждение дополнительного образования — это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодёжи в избранноё ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей». [140]1
Школа искусств, призванная осуществлять задачи- ранней профессиональной ориентации учащихся, должна создать реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования и социализации в* сфере искусства. Центр образовательного процесса — ребёнок, и задача школы — предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, помочь развитию его музыкально6 творческих способностей. Создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкально-художественного образования.
Перед исследованием стояла проблема - выяснить специфику внеклассной работы по развитию музыкально-творческих способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования - на примере Детских музыкальных школ, что и обусловило выбор темы, исследования. На основе анализа научной литературы и педагогической практики были сформулированы цель, объект, предмет исследований, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Объект исследования — внеклассная деятельность Учреждения! дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы Учреждения дополнительного образования.
Цель исследования - разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы формирования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.
Задачи исследования/
1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.
2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.
3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы: а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения; б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения; в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.
4.Разработать и апробировать модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы.
5. Разработать и реализовать программу формирования музыкально-творческих способностей' учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного образования.
В исследовании мы исходим из гипотезы о том, что в условиях научно-обоснованного педагогического процесса,, во внеклассной деятельности происходит интенсивное формирование музыкально-творческих способностей у учащихся, если:
•теоретическое обоснование оптимального содержания внеклассной деятельности Учреждения дополнительного1 образования будет осуществлено на основе научных положений о природе музыкального творчества; о возможностях и музыкально-творческих способностях 8 учащихся; о целях, задачах и принципах деятельности преподавателя Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся;
•содержание внеклассной работы и ее организация в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа) будут включены в структурно-функциональную модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся;
•осуществлению внеклассной и внешкольной работы в Учреждении дополнительного образования будет рассматриваться как одно из важнейших условий формирования музыкально-творческих способностей учащихся и если будет создана Программа внеклассной работы Учреждения дополнительного образования по формированию музыкально-творческих способностей.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о природе музыкальных способностей (Теплов Б.М.,
Кирнарская Д.К., Доровской А.И., Петрушин В.Н.); положения о природе творчества (Бердяев Н., Богоявленская Д.Б., Выготский JI.C.,
Лук А.Н., Энгельгеймер П.К., Гилфорд Дж.); о самореализации сущностных сил личности, индивидуальности (Цыпин Г.М.,
Рубиштейн C.JL, Теплов Б.М., Зеньковский В.В., Маслоу А.Г.,
Моляко В.А., Узнадзе Д.Н., Шульга Т.И.); о единстве общего и уникального (Петрушин В.Н., Кирнарская Д.К., Торранс Т.П., Панов
В.И., Годсдинер А.К., Торшина К.А.); единстве теории и практики
Далькроз Ж.Э., Бочкарёв JI.JL, Вилюнас В.К., Ковалёв В.И.,
Константинова Ф.В., Мелик-Пашиев А.А., Монахов» В.М.); о творческом характере педагогической деятельности (Гессен 9
С.И.,Гончарова О.В., Доровской А.И., Кан-Калик В.А., Симонов В.П., Сериков В.В.,Мильтонян С.О., Мясоедова Н.С., Ветлугина М.Е., Кузьмина Н.В., Пономарёв Я.А.). Методологическими ориентирами исследования являются положения об особенностях музыкально-творческого процесса в целом и в системе учреждений дополнительного образования в частности (Давыдов В.В., Дьяченко Н.Г., Ермилова Н.Ю., Задорина Е.Н., Дмитриева Т.А., Крюкова В.В.); положения о характере, целях, задачах и принципах внеклассной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных и музыкальных школ (Базиков А.С., Вазина К.Я., Сухомлинский В.А., Крившенко Л.П., Бондарева В.В., Воротникова Е.Н., Иванченко В.Н., Кабалевский Д.Б., Макаренко JI.C., Сорока-Росинский В.Н.); положения об особенностях музыкально-творческих проявлений детей школьного возраста (Алексеев А.Д., Ананьев Б.Г., Анисимов В.П., Гафитулин М.С., Зимина А.Н., Матюшкин A.M., Мид М., Рензули Дж., Симановский А.Э., Шевченко JLJL, Юдина Е.Н.).
Для решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов. Теоретических:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- анализ массовой и передовой педагогической практики;
- проектирование структурно-функциональной модели формирования музыкально-творческих способностей у учащихся;
- моделирование воспитательных внешкольных и внеклассных ситуаций; эмпирических: - беседы,
- педагогическое наблюдение,
- анкетирование,
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); методы обработки результатов исследования: математические, графические.
База исследования — Учреждения дополнительного образования (Детские музыкальные школы и Детские школы искусств) г. Волгограда.
На разных этапах исследования в опытной работе задействовано 550 учащихся и 70 преподавателей Детских музыкальных школ.
Организация исследования. Исследование осуществляется в три этапа: