Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:48, контрольная работа
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.
I. Приемы самостоятельной работы с учебником ...............................................3
II Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний……............5
III. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке...9
3.1.Работа с текстом учебника………………………………………………….10
3.2.Работа с иллюстративным материалом учебника…………………………12
3.3.Использование учебника для справок……………………………………...13
3.4. Применение игровых приемов работы с учебным текстом……………...13
Заключение.............................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................18
Российский государственный социальный университет
Филиал
в г. Чебоксары
Факультет
социальной работы
Кафедра
психологии и педагогики
Контрольная работа
по «Педагогике»
Методы обучения учащихся
работе
с учебником
Чебоксары
2009
Содержание
II Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний……............5
3.1.Работа с
текстом учебника……………………………………
3.2.Работа с иллюстративным материалом учебника…………………………12
3.3.Использование учебника для справок……………………………………...13
3.4. Применение
игровых приемов работы с
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
I. Приемы самостоятельной работы с учебником
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.
Основные из них:
II. Работа с учебником по осмыслению и усвоению
новых
знаний
В курсе каждого учебного предмета есть темы достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу. В принципе следовало бы на каждом уроке после объяснения учителя предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно организована, не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки, глубже подходить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает времени. Нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие:
а) четкая постановка цели работы с учебником,
б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,
в) определение порядка самостоятельной работы и приемов
самоконтроля,
г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,
д) беседа
по закреплению нового материала.
Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, но, тем не менее, оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной литературой. Применение этого метода имеет свою историю. В 20-З0-е годы, когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих методах они считались ненужными) использовались так называемые «рабочие книги», которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым материалом, такие попытки подвергались критике. Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения качества знаний учащихся. В 1958 году в «Учительской газете» появилась статья Б.П.Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть учебники».
Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени наметился поворот к более широкому использованию и методическому совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий. Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.
б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего, нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.
в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.
г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.
д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.
е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.
ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником.
з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.
Приведенные
примеры показывают, что самостоятельная
работа учащихся с учебником по усвоению
нового материала как метод обучения
требует от учителя хорошего знания
и практического владения разнообразными
приемами ее организации.
Одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся является формирование умения работать с книгой – учебником.
В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:
1. Самостоятельная
работа с этой книгой
2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.
3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные.
В старших классах формирование этих умений связано с более глубокой проработкой материала, в частности, при обобщении изученного необходимо придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно дополнению методических приемов, что педагогически эффективно.
Информация о работе Методы обучения учащихся работе с учебником