Методы обучения учащихся работе с учебником

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Оглавление

I. Приемы самостоятельной работы с учебником ...............................................3


II Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний……............5

III. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке...9
3.1.Работа с текстом учебника………………………………………………….10

3.2.Работа с иллюстративным материалом учебника…………………………12

3.3.Использование учебника для справок……………………………………...13

3.4. Применение игровых приемов работы с учебным текстом……………...13

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................18

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т. д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать.  

3.1.Работа с текстом учебника

     Этот  вид использования учебника может  быть при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой  материала, применении заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на материале курсов 9 — 11 классов.

     Одну  из основных задач при изучении физических явлений представляет выяснение их причин. Для этого рекомендуем следующий простой прием работы. Учитель демонстрирует, например, в 11 классе известный опыт по самоиндукции и предлагает задание: «Используя текст учебника, выясните причину неодновременного загорания ламп при замыкании цепи».

     В 11 классе при изучении модели атома  водорода по Бору часть материала дается для самостоятельного рассмотрения в классе или дома, при этом предлагается определить постоянную Ридберга, используя задания:

    1. Прочитайте  текст учебника.

    2. Выпишите  формулу для частоты излучения атома водорода.

    3. Подумайте,  какими способами можно вычислить постоянную К, исходя из данной формулы и выражения для (название постоянной вводится учителем).

    4. Зная формулу  для частоты y.найдите К. 
    Ответьте,  какие  величины  нужны   для    определения постоянной Ридберга.

    5. Вычислите R.

     Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.

     Практика  показала, что после проведения трех-четырех  самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные  навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.

     Использование учебника на уроке способствует выработке  умения самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактологического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана.

     Необходимо  обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы, Она позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном, обладает мнемоническими свойствами.

     При решении количественных задач школьники часто применяют учебник как справочник: выписывают формулы, обращаются к примерам решения задач и т. п. Полезно большее внимание обращать на использование учебника при решении качественных задач, во-первых, потому, что эти задачи посвящены непосредственно объяснению физических явлений, во-вторых, в практике преподавания физическая сторона задач нередко еще остается в тени. Так, самостоятельное изучение в 10 классе  «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить формулы свободного падения к движению человека, спускающегося на парашюте с самолета? В 10  классе при изучении закона Кулона предлагаем следующий качественный вопрос: используя текст изученного параграфа, объясните, почему два одно-, именно заряженных металлических шара могут на небольших расстояниях притягиваться друг к другу. Противоречит ли это закону Кулона?  

3.2. Работа с иллюстративным материалом учебника

     По  нашему мнению, методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.

     В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: используя рисунок учебника определите характеристики колебания. Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку.   

3.3.Использование учебника для справок

       Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т. д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изучались и в каком классе, какие фундаментальные факты рассматривались и т. д.). Особенно они полезны при повторении материала в 11 классе.  

3.4. Применение игровых приемов работы с учебным текстом

     Применение  игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы:

  • Вопрос-ответ.

   Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.

  • Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить  краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать текст.

  • Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте  список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

  • Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная  мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».

     Играющие  пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право  взять слово после любого выступления.

  • Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало  большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

  • Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель  объясняет тему, а ученики задают вопросы.

  • Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы. Математики - иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники - сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики - выводят формулы и законы. Литераторы - пишут текст без формул.
  • Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
        • Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
        • Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.
        • Подобрать заголовок для текста.
        • Составить план прочитанного, написать краткое изложение
        • Можно провести игру «Восстанови текст». Первый вариант.      Каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

     Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально.

     Подбирая  задания, надо свести к минимуму шаблонное  их выполнение. Содержание работы, ее форма  выполнения должны вызывать интерес  уч-ся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так. Чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.   
 

 

Заключение 
 

            Когда говорят об умении читать, постоянно употребляют  термины «культура речи», «культура  умственного труда». Слово «культура», как известно, обозначает совокупность достижений человеческого общества в той или иной области, уровень, степень развития чего-либо.

      Автор книги «Время в жизни человека»  М. А. Клуит пишет: «Не стоит думать, что учиться можно, только держа перед глазами книгу или конспект. Психологами доказано, что необходимым элементом прочного освоения материала является его воспроизведение в памяти. А для этого вовсе не необходимы кабинет или библиотека. Нужны лишь некоторый (для каждого свой) уровень тишины и два «инструмента»: один из них — наш мозг, второй — интерес к изучаемому предмету...

      Можно тратить на чтение не более часа в день, но все время находиться под впечатлением    прочитанного. Такое восприятие гораздо больше соответствует назначению искусства, чем то, при котором содержание книги забывается сразу же после того, как она закрыта».

      Да, после приобретения некоторого читательского  опыта «перед ненужным ум замыкается». Другими словами, при чтении наш мозг постепенно обучается так чутко, избирательно относиться к материалу, что даже в состоянии утомления не пропускает нужной информации и в то же время легко расстается с ненужной, попросту не усваивает ее.

      Известно: чем шире диапазон знаний, тем глубже ум проникает в существо вопроса. Отсюда вывод: чем глубже читатель хочет проникнуть в суть серьезной книги, тем больше дополнительной литературы и других, подчас самых неожиданных источников ему может потребоваться.

      Надо  сказать, что, какую бы книгу вы ни взяли (а постичь глубины художественной литературы отнюдь не легче, чем научной), всегда вашу работу могут существенно облегчить технические приемы организации чтения.

      Но  книги — не единственный источник информации. Их дополняют периодические издания, в частности, газеты и журналы. Было бы неправильным думать, что, изучив приемы работы с книгами, вы легко справитесь и с периодикой. Нет, у газет и журналов своя специфика и имеются особенности работы с ними. Только овладев всей совокупностью приемов и правил работы с книгами, журналами и газетами, вы сможете сказать: «Я умею читать!»

 

      Использованная  литература 
 
 

  1. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты/Г.Г.Гецов.-М.: Знание,1989. – 144с.

Информация о работе Методы обучения учащихся работе с учебником