Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования - разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы формирования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.
Задачи исследования/
1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.
2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.
3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы: а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения; б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения; в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся.
1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся.
1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности.
1А Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся.
Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы.
2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности.•.
2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.
2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы.
2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся.
Выводы.

Файлы: 1 файл

Формирование музыкально.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

Первый этап (2000-2002) — поисково-теоретический. На первом этапе анализировалось философская, психологическая, методическая и педагогическая литература, представляющая интерес для данного исследования; разрабатывались методические и теоретические основы исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; разрабатывалось необходимое методическое обеспечение для проведения исследования.

 

Второй этап (2003-2007) - опытно-экспериментальный.

 

На втором этапе для проверки гипотезы была проведена серия экспериментов. Экспериментальной базой исследования являлась Детская музыкальная школа № 1 города Волгограда, методическое объединение Детских музыкальных школ и школ искусств при Управлении культуры города Волгограда. Всего в экспериментальной работе участвовало 550 детей.

 

Третий этап (2007-2009) - теоретико-обобщающий.

 

На третьем этапе проводилось теоретическое обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.

 

Научная новизна исследования заключается в том, что:

 

1. Обобщены основные научные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования.

 

2. Определены основные критерии и показатели формированиия музыкально-творческих способностей учащихся, что открывает возможности целесообразного взаимодействия внеклассной работы в целостном образовательном процессе Детской музыкальной школы

 

3. Обоснована и экспериментально проверена модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.

 

4. Впервые разработана программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа).

 

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты дополняют соответствующие разделы теории музыкального образования в плане развития способностей учащихся, повышения качества музыкального образования, охвата большего количества детей для участия в музыкальнообразовательном процессе, культурно-просветительской деятельности.

 

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторской программы и методики построения внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся Детских музыкальных школ и социализации личности. Полученные результаты существенно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования и могут быть необходимой основой для дальнейших теоретических и практических исследований.

 

На защиту выносятся следующие положения:

 

Научное обоснование того, что в условиях внеклассной воспитательной деятельности Учреждения дополнительного образования особого внимания и педагогической поддержки- требует работа с одарёнными детьми.

 

Критерии и показатели сформированности музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе, которые открывают возможности диагностики развития музыкально-творческих способностей, эмоционально-волевой сферы учащихся:

 

1) познавательные музыкальные способности;

 

2) творческие способности;

 

3) способность к интегративному творчеству.

 

Модель формирования музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности детской музыкальной школы. Обращение к внеклассной работе, как педагогическому средству, способствующему формированию

 

13 музыкально-творческих способностей учащихся, вполне обоснованно, так как возможности внеклассной и внешкольной работы Детской музыкальной школы еще недостаточно используются в массовой практике;

 

Программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы активно развивает их творческий потенциал, профессиональные и интеллектуальные умения и навыки в области общей и музыкальной культуры.

 

Достоверность и обоснованность, проводимой работы обеспечивается теоретическим подтверждением заявленных позиций, использованием теоретических и< экспериментальных взаимодополняющих методов исследования, а также успешной» реализацией разработанной модели в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа г. Волгограда). Также достоверность результатов проведённого исследования была обеспечена его методологической* обоснованностью, широтой и комплексностью вовлечения членов педагогического персонала в опытную работу и в диагностику получаемых результатов, использованием методов (теоретических, эмпирических, методов обработки* результатов исследования), достаточным количеством испытуемых и пролонгированностью основного эксперимента.

 

Апробация результатов исследования осуществлялась в 20052008 гг. в ходе экспериментальной работы и обсуждения материалов исследования на заседаниях методических объединений преподавателей Учреждений дополнительного образования (музыкальные школы и школы искусств) г. Волгограда, проводились

 

14 лекции, семинары-практикумы с преподавателями музыкальных школ № 1, 2, 13, 14 г. Волгограда. В ходе исследования была разработана Программа по внеклассной работе Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа), на которую дана положительная рецензия и рекомендация для внедрения Методическим центром Комитета по культуре Администрации г. Волгограда.

 

Результаты исследования внедряются в практику работы Учреждений дополнительного образования (Детские музыкальные школы) г. Волгограда и Волгоградской области. Основные результаты исследования представлены, доложены и обсуждены в материалах:

 

1) II" Международной научной конференции «Наука, искусство,1 образование в III тысячелетии.// Проблемы интуиции в философии и психологии» (г. Волгоград, апрель 2006г).

 

2) Региональной научно-практической конференции «Особенности организации работы по воспитанию студентов- в социуме трёхступенчатого образовательного комплекса вуза искусств и культуры: школа - училище — институт// Организация внеклассной работы Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа)», (г. Волгоград, Волгоградский государственный институт искусств и культуры. Кафедра психологии и педагогики, март 2007г).

 

3) Научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей МГОУ.// Формирование творческих способностей учащихся учреждения дополнительного образования (г. Москва, апрель 2007г.).

 

4) Региональных педагогических чтениях «Гуманно-личностное сопровождение пространства семьи в рамках 21 века», (г. Волгоград, ноябрь 2008г.)

 

5) Межвузовской научно-практической конференции «Образовательное пространство как фактор единения светской и православной культуры// Взаимодействие семьи и школы в рамках дополнительного образования», (г. Волгоград, февраль 2009г.)

 

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в пятнадцати публикациях, из них три в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

 

Внедрение результатов исследования организовано путём проведения лекций, семинаров-практикумов с преподавателями музыкальных школ № 1,2,13,14 г. Волгограда. Результаты исследования внедряются в практику работы Учреждений дополнительного образования (Детские музыкальные школы) г. Волгограда и Волгоградской области.

 

Глава Т. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей* учащихся в, условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования

Заключение:

 

Выводы.

 

1. Выявленная неудовлетворённость существующим положением дел в музыкальном образовании последних лет и наблюдающиеся в связи с этим тенденции, направленные на активизацию, рационализацию процесса формирования музыкально-творческих способностей вызвали необходимость анализа современных исследований, направленных на разработку общих музыкально-педагогических принципов обучения.

 

2. Представленные в I главе теоретические положения о сущности музыкально-творческих способностей, о внутренних и внешних механизмах их развития и выявленные тенденции современного музыкального образования, связанные с его обновлением, дали основание для выявления благоприятных педагогических условий, обеспечивающих возможность формирования и развития музыкально-творческих способностей детей. Проведённый анализ и опытное исследование позволили конкретизировать и систематизировать эти условия.

 

Исследование показало, что: музыкально-творческие способности ученика формируются и активно развиваются в Учреждении дополнительного образования (музыкальной школе), если он участвует во внеклассной и внешкольной деятельности школы; наиболее эффективной формой внеклассной и внешкольной работы в музыкальной школе является Детская филармония, участие в работе которой способствует активному развитию музыкально-творческих способностей учащегося;

 

- Детская филармония способствует созданию вокруг ребёнка художественной развивающей среды и, как следствие, обеспечивает расширение кругозора, стимулирование общего развития, музыкально-творческое участие ребёнка в деятельности, создание ориентационного поля развития, возбуждение и поддержание интереса к музыке, организацию и самоорганизацию деятельности ребёнка, стимулирующей формирование и развитие его музыкально-творческих способностей;

 

- педагогическая поддержка при этом должна быть личностной. Это выражается во взаимодействии и сотрудничестве педагога с ребёнком, в стимулировании его работоспособности, трудолюбия, самостоятельности, предоставлении ему возможностей для самовыражения и самопознания.

 

Заключение

 

Проведённое исследование на тему: «Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования (на примере Детской музыкальной школы)» позволяет придти к следующему заключению. Поставленные в начале работы задачи нашли соответствующее решение и получили как теоретическое, так и экспериментальное подтверждение.

 

В результате решения первой задачи проведён анализ теории и научной литературы, проанализирован педагогический опыт по развитию музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования (на примере Детской музыкальной школы), было выявлено, что музыкально-творческие способности включают интеллектуальные способности, способности к музыкальной деятельности, креативность, мотивацию и направленность её на данную деятельность. Формирование и развитие музыкально-творческих способностей зависит от взаимодействия биологического и социального факторов: природных предпосылок способностей - задатков и окружающей среды (сложившегося исторически социального опыта и окружения, в т.ч. оптимального педагогического влияния). Из этого следует, что, создавая благоприятные педагогические условия, можно влиять на формирование и развитие музыкально-творческих способностей.

 

Выявлено, что в условиях Детской музыкальной школы внеклассной работе не придаётся должного значения. На основе анализа литературы было выяснено, что основной характеристикой личности и возможности формирования у неё музыкально-творческих способностей следует считать не выдающийся интеллект, высокую креативность или наличие специальных способностей, как считалось ранее, а её мотивацию, так как мотивация обеспечивает возникновение положительного эмоционального фона и направленность на деятельность (таких качеств, как упорство, настойчивость, целеустремлённость, организованность и т.п., т.е. качеств, относящихся к волевой сфере), что создаёт дальнейшие стимулы для её продолжения и обеспечивает условия для формирования и развития музыкально-творческих способностей.

 

В процессе исследования выяснилось, что одними из основных качеств являются познавательная активность и познавательная потребность, так как высокий уровень активности личности является потенциалом, открывающем возможности формирования музыкально-творческих способностей. Этот потенциал обеспечивает процесс музыкально-творческой деятельности и удовлетворение от него. В итоге развитие музыкально-творческих способностей оказывается зависящим от активности и определяется ею. Высокий уровень активности является показателем развития субъективных свойств личности, а её- проявление связано со становлением субъектности ребёнка. Поэтому от осознания себя субъектом деятельности зависит успешность формированияг и развития музыкально-творческих способностей ребёнка.

 

В" результате решения^ второй задачи были выявлены устано критерии и показатели сформированности музыкльно-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной'школы, которые открывают возможности диагностики развития музыкально-творческих способностей, эмоционально-волевой сферы учащихся: познавательные музыкальные способности (сенсорные способности, интеллектуальные способности); творческие музыкальные способности (продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение, самостоятельное музицирование); способности к интегративному творчеству (музыкально-исполнительское, музыкально-литературное, сочинительство /композиция/).

 

В ходе решения третьей задачи выявлена специфику работы с одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы, которая обязывает к выработке педагогических условий развития музыкально одарённых детей. Поэтому при рассмотрении творческой одарённости и предпосылок её развития, была выделена музыкальная одарённость как один из видов. Говоря об общей и специальной одарённости, мы вернулись к положению о многозначности задатков, так как из этого следует вывод о том, что одарённость может проявляться не только в способностях к какой-либо узкой области человеческой деятельности, но и в способностях к более широкому кругу занятий. Характерными чертами музыкальной одарённости можно считать: чувство целого — специфическое проявление универсальной * человеческой способности целого мировосприятия.

 

- чувство аконстантности. Противоположное ему свойство константности даёт человеку возможность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обеспечивая независимость воспринимаемых им характеристик объектов от условий и положения органов чувств.

 

- идеомоторный феномен. В его основе лежит идеомоторный акт — непроизвольный переход представления в движение. Исследование подтвердило, что под музыкальной одарённостью следует понимать качественно своеобразное сочетание способностей, в том числе, триединство музыкального слуха, чувство ритма и музыкальной памяти, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

Информация о работе Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования