Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

          По данному критерию было проведено 2 задания. Задания выполнялись индивидуально.

 

1 задание.  «Повтори мелодию»

Цель: Определить уровень музыкально-слуховых способностей: интонационного, ритмического чувства.

Материал: песни, попевки, песни из репертуара.

Проведение исследования.

-  Спой песенку  своей любимой кукле.

- Повтори голосом  мелодию, которую сыграю на  инструменте.

- Прохлопай  ритм песни.

 

2 задание.  Игра «Устроим концерт».

Цель: Выявить вокальные навыки.

Проведение  исследования. Исследование проводится коллективно и индивидуально.

 Детям предлагается  устроить концерт из знакомых  песен. Дети поют по очереди  песни, педагог оценивает их  исполнение в связи с вокальными  навыками.

 

 

 

 

 

Высокий уровень (3 балла)

  • Точно исполняет песню интонационно, ритмически, вовремя начинает и заканчивает.
  • Владеет дыханием, поет естественным звуком, отчетливо произносит слова.
  • Владеет разными способами звуковедения, голос подвижен.

 

Средний уровень (2 балла)

  • Не всегда точно исполняет песню, с поддержкой педагога или инструмента.
  • Не достаточно владеет певческими навыками (дыханием, звуковедением, дикцией)
  • Подвижность голоса выражена не в достаточной степени.

 

Низкий  уровень (1 балл)

  • Не точно исполняет песню даже с поддержкой инструмента ил  голоса педагога.
  • Плохо владеет певческими навыками.
  • Подвижность голоса выражена слабо.

 

  1. Выразительность исполнения.

Показатель  выразительности складывается из наблюдений на музыкальных занятиях, самостоятельной  деятельности и выполнения предыдущего  задания «Устроим концерт»

Цель: Выявить способность с помощью мимики, жестов и движений выражать эмоционально-образное содержание песни.

Материал: Знакомые песни, игры танцы из репертуара.

 

 

Высокий уровень (3 балла).

  • Ярко передает эмоционально-образное содержание музыки с помощью мимики, жестов, движений, соотносит их с нюансировкой, фразами, темпом.

Средний уровень (2 балла).

  • Передает эмоционально - образное содержание музыки, не достаточно используя  средства выразительности или передает только общий характер, темп и метроритм.

Низкий  уровень (1 балл).

  • Не передает эмоционально-образное содержание музыки даже после многочисленных повторений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Творчество.

По данному  критерию была проведена игра  «Фабрика звезд».  Участвуют все дети по очереди.

Цель: Выявить уровень творческого проявления в выборе средств выразительности для создания образа.

Материал: песни известных эстрадных певцов и детские песни.

Проведение  исследования. Дети по очереди показывают выступления эстрадных певцов, выражая эмоционально-образное содержание песен.

 

  Высокий уровень (3балла).

  • Самостоятельно выбирает средства выразительности для передачи эмоционально-образного содержания музыки, соотнося их с нюансировкой, темпом, метроритмом.

 

Средний уровень (2 балла).

  • Не всегда правильно использует средства выразительности для передачи эмоционально-образного содержания музыки или недестаточно выразителен.

 

Низкий  уровень (1 балл).

  • Не заинтересован в творческом процессе, не умеет передать эмоционально-образное содержание музыки.

 

 

 

 

 

 

  1. Сценическая устойчивость.

Оценка данного  критерия идет непосредственно из наблюдения поведения ребенка во время праздников, концертов и развлечений.

 

Высокий уровень (3 балла).

  • Хорошо держится на сцене, владеет выдержкой, вниманием, умеет выступить сольно.

 

Средний уровень (2 балла).

  • Хорошо держится на сцене, владеет выдержкой, вниманием, но не может выступить сольно.

 

Низкий  уровень (1 балл).

  • На сцене теряется, малоэмоционален.

 

Также были определены границы баллов в оценивании уровней, которые включают в себя показатели границ по сумме баллов всех критериев:

    • Низкий уровень – оценивался в пределах от 1 до 1,7 балла;
    • Средний уровень - оценивался в пределах от 1,8 до 2,5 баллов;
    • Высокий уровень – оценивался в пределах от 2,6 до 3 баллов.

          Примерные нормы оценки уровней сформированности исполнительского мастерства у старших дошкольников.

        Уровни развития

        Показатели в баллах

  1. Высокий уровень
  2. Средний уровень
  3. Низкий уровень

От 18 до 21

От 11 до 17

От 7 до 10


        Таким образом, в результате проведенного первого «среза» диагностики сформированности исполнительского мастерства у детей в певческой деятельности были получены в целом невысокие показатели.

  • многие дети не могли ориентироваться в средствах выразительности,
  • их исполнение было невыразительным,
  • на сцене терялись,
  • сочинение композиций часто носили подражательный и однообразный характер.

В течение года была проведена большая работа по формированию исполнительского мастерства у детей старшей группы:

  • Выбраны направления работы
  • Разработаны методы и приемы обучения
  • Создана певческая развивающая среда
  • Индивидуальная работа

В конце года была проведена снова проверка уровней  сформированности исполнительского мастерства. 

Дети дифференцированно  стали подходить к средствам  выразительности

  • Стали их применять для выражения  эмоционально-образного содержания музыки
  • Расширился багаж знаний и умений

В подготовительной группе мы продолжили начатую работу.  Перед нами стояла цель не только научить  детей выразительно исполнять песни, но и  создавать свои образы. Детям  давали на занятии творческие задания, поощряли самостоятельную деятельность, заинтересовывали родителей в концертном выступлении детей.

В конце года была проведена итоговая проверка сформированности исполнительского мастерства.

  • Почти все дети умели рассказать эмоционально-образное содержание песни, исходя из текста и средств выразительности музыкального текста
  • Умели использовать средства выразительности для передачи образа
  • Увереннее чувствовали себя на сцене

Почти половина группы умели применить творчество в создании своего образа.

 

        Сделан сравнительный анализ сформированности исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников, из которого виден процентный рост по всем видам деятельности и в целом исполнительского мастерства.

 

 

 

Сравнительный анализ результатов уровня сформированности исполнительского мастерства в певческой  деятельности у старших дошкольников.

 

Параметры развития творческих способностей детей

Восприятие

Качество исполнения

Выразительность

Творчество

Сценическая устойчивость

уровни                 

            

    этапы           

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

Высокий

13%

33%

40%

7%

13%

26%

7%

26%

40%

-

7%

33%

-

20%

33%

Средний

60%

53%

60%

67%%

80%

77%

60%

68%

53%

53%

86%

60%

53%

73%

60%

Низкий

27%

14%

-

27%

7%

7%

33%

7%

7%

47%

7%

7%

47%

7%

7%




 

 

           На начальном этапе исследования высокий уровень исполнительского мастерства показали 7% детей, средний уровень – 60% детей, низкий уровень – 33% детей.

           На промежуточном этапе исследования высокий уровень показали 20% детей, средний уровень – 73%, низкий уровень – 7% детей.

На конечном этапе исследования высокий уровень  показали 46% детей, средний уровень  – 47%, низкий уровень – 7% детей.

 

       Мы считаем, что добиться хороших результатов способствовала наша система работы по формированию у детей исполнительского мастерства в певческой деятельности, а именно:

  • Использование различных форм: музыкальные занятия, индивидуальные, праздники, развлечения, концерты.
  • Использование развивающих  методов и приемов;
  • Создание музыкально-певческой развивающей среды;
  • Сотрудничество с педагогами детского сада и с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников