Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

         Листья пожелтелые по ветру  летят;

         Лишь вдали красуются, там,  где нет долин,

         Кисти ярко-красные вянущих рябин.

 

Реб: Да, хороши твои подарки.

        Деревья все осенним днем

        Красивые такие.

       Сейчас мы песенку споем

        Про листья золотые.

 

                                          Песня «Ах, какая, осень»

 

                                         Танец «С осенними листьями»

 

Вед: В нашей Республике живет много народов и все они дружат. И сегодня на нашем празднике

         дети оделись в разные национальные  костюмы. Какие народы они представляют? (дети 

        отвечают).

 

Вед: Нас хотят поздравить дети в русских национальных костюмах.

 

(Выходят  дети в русских костюмах)

Реб: Добрый день, люди добрые. С праздником вас!

        Как по улице за околицей

        Не тяжел жемчуг рассыпается,

        Чистым золотом разгорается.

        То велик хоровод собирается.

 

                                         Танец «Катюша-казачок»           ст.гр.

                                   

Реб: Делу время, потехе час.

        После работы наш народ умеет  веселиться.

 

                                          Игра «Зоренька»

 

Реб: Растет картофель и ленок на поле голубой.

        Вам вышитый льняной цветок мы принесли с собой.

        Скоро будет зима – время  посиделок. Примите от чистого  сердца вот этот расписной  платок.

        Он будет вас согревать долгими  зимними вечерами.

 

Вед: Спасибо за такой сердечный подарок.

 

(Дети в русских костюмах садятся на места).

 

Вед: А сейчас вас приветствуют дети в татарских национальных костюмах.

 

                                       Приветствие татарских детей

 

                                       Татарская песня.

          

                                       Татарский танец.

 

Реб: Наш народ славится гостеприимством и трудолюбием. Примите от нас в подарок татарское  

        шитье.

Вед: Спасибо огромное, мы обязательно поместим это в музей татарского быта.

 

(Дети  в татарских костюмах садятся  на места).

 

Вед: Ребята, а вы любите сказки?

         Сказки любят все на свете  – 

         Любят взрослые и дети.

          Сказки учат нас добру

         И прилежному труду.

         Говорят, как надо жить,

         Чтобы всем вокруг дружить.

 

                                  Сказка «Охотник и змея»

 

       (После того, как герои пошли  искать, кто разрешит их спор, праздник продолжают дети в       

       удмуртских национальных костюмах).

Вед: А пока наши герои ушли нас хотят поздравить дети в удмуртских косюмах.

        (Выходят дети в удмуртских костюмах).

 

Реб: Зачбуресь нылпиос! Здравствуйте. Наш край богат народными традициями, песнями и танцами. А таре эктоме! Давайте спляшем!

 

                                         Удмуртский танец.               Ст.гр.

 

Вед: А игры удмуртского народа вы знаете?

Реб: Да, мы знаем игру «Небыльток» Растяпа. Давайте поиграем.

Вед: (играет на дудочке)

         Я на дудочке играю и   игрой всех забавляю.

          У удмуртов эта дудочка называется  – чипчирган

          Про этот народный инструмент есть замечательная песня.

 

                                           Песня «Чипчирган»

 

Реб: Ранней весной, будто желтый алмаз,

         Гордый и смелый расцвел италмас.

          Маленьким солнышком, выйдя на  луг – 

          Светит один – без друзей и подруг.

          Все они скоро появятся тут.

          Станет теплее, луга зацветут.

           Но и зимою я вспомню не  раз

           Стойкость твою – золотой италмас!

Примите от нас  этот цветок – символ Удмуртии. Пусть  он напоминает вам о нашем сегодняшнем празднике.

(Дети  уходят на места).

 

                                            Продолжение сказки.

 

Вед: Посмотрите, сколько интересного мы сегодня узнали о народах, живущих в Удмуртии. Послушали их песни танцы. Для многих народов Удмуртия стала родным домом. Хочется закончить праздник стихами.

            Хорошо под солнцем жить нам  и расти.

            Краше нашей родины в мире  не найти.

                                (Дети выстраиваются у Ц.С.)

 

                                         Композиция «Наша Россия прекрасна»       дети и взрослые.

                        

                           Выходят герои и угощают детей национальным блюдом перепечами 

 

                                                 Приложение 8

Технологическая модель формирования исполнительского мастерства в певческой деятельности.

 






                                                                                                                   

Приложение 9

Формы взаимодействия взрослых


 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ диагностических данных по формированию исполнительского мастерства в певческой  деятельности у старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе теоретического исследования были определены пути, методы и формы работы по формированию исполнительского мастерства в певческой деятельности у дошкольников. В качестве подтверждения эффективности использования разработанной системы  и контроля за развитием детей нами осуществлялась периодическая оценка развития исполнительских способностей старших дошкольников. Обследование  проводилась  с детьми старшей и подготовительной группы с октября 2006 по апрель 2008г

          Проведение педагогической диагностики  развития ребенка необходимо  для:

  1. выявления начального уровня развития исполнительских способностей ребенка, состояние его эмоциональной сферы,
  2. проектирования педагогической работы,
  3. прослеживание динамики педагогического воздействия,
  4. оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель  диагностики: проверка эффективности системы по формированию исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников.

             Для определения уровня сформированности  исполнительских способностей нами  были разработаны  критерии, которые  основываются на методиках диагностики музыкальных способностей В. П. Анисимова, диагностики творческих способностей А.И. Бурениной, диагностике песенного творчества Т.Н. Шикаловой.

 

 

 

 

 

 

       Критерии сформированности исполнительского  мастерства старших дошкольников.

Восприятие  эмоционально-образного содержания музыки. 

  1. Эмоциональная отзывчивость
  2. Понимание эмоционально-образного содержания музыки

Качество  исполнения.

  1. Чистота интонации
  2. Ритмическое чувство
  3. Чувство формы
  4. Дыхание
  5. Звуковедение
  6. Дикция
  7. Подвижность голоса

Выразительность исполнения

  1. Владение мимикой, жестами, пластичность тела.

Творчество

  1. Умение самостоятельно выбрать средства выразительности для передачи эмоционально-образного содержания музыки.

   Владение сценой

  1.   Умение держаться на сцене, как группой, так и сольно, способность внимания, выдержки.   

 

                По данным критериям разработаны  задания-тесты с вариантами ответов,  задания-игры, проведены беседы и  наблюдения.              

         В результате проведения обследования  у детей выявлены следующие  условно называемые уровни по  каждому критерию: высокий, средний  и низкий. Уровни определялись  на основе бальных оценок качества  выполнения  заданий.

 

  1. Восприятие эмоционально-образного содержания музы

По данному  критерию было проведено тестирование, которое состояло из 2-х заданий. Здесь мы изучили способности  конгруэнтного (соответствующего) переживания  на основе смысловой оценки содержания музыки.

1 задание. Тест «Музыкальная палитра»

Цель: Изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.

Материал: аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов, по характеру соответствующих центральной части и четырем векторам диагностического ключа по Н. Ражникову.

          Перечень музыкальных произведений, соответствующих векторам диагностического  ключа:

  1. Л. Книппер «Раз морозною зимой» 1 куплет
  2. Е.Зарицкая «Журавушка»
  3. Песня Карабаса-Барабаса»
  4. Д.Васильев-Буглай «Осенняя песня»
  5. Т. Фролова «Снеговик»

Проведение исследования.

- Давай сыграем  с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай песню и  попробуй определить, какое настроение  она у тебя вызывает, какие  образы представляются во время  ее слушания?

  1-й (вербальный) вариант задания:

- Подбери слова,  подходящие для твоего переживания музыки.

 Самостоятельное  определение ребёнком своих переживаний  (эмоций, настроений) оцениваются как  высокий уровень.

Если ребёнок  испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента:

1-й – задорно,  тревожно, тоскливо, спокойно, решительно;

2-й – гордо,  весело, нежно, тяжело, сердито;

3-й – озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;

4-й – жалобно, решительно, празднично, гневно;

5-й – тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.

2-й  (невербально-графический) вариант  задания:

Ученику предлагается выбрать из набора графического  аналога диагностического ключа  эмоций такого «гномика», выражение  «лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант физиогномического выражения ребенок переносит на лист бумаги, дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению.

 

2 задание.  Беседа.

Цель: Изучение понимания эмоционально-образного содержания музыки.

Материал: Произведения из предыдущего задания.

Проведение  исследования.

Проводится  с каждым ребенком индивидуально. Ребенку  дают прослушать разные по характеру  песни, предлагается их сравнить и ответить на вопросы, исходя из музыкального содержания песни. Например: «Какая мелодия в песне?» «На что она похожа?» «Какой голос у Карабаса-Барабаса?» и др.

Высокий уровень (3 балла)

  • Эмоционально отзывается на музыку, проявляет интерес к певческой деятельности.
  • Ярко описывает музыкально-образное содержание песни, характеризует настроение.
  • Умеет проанализировать средства выразительности (темп, динамику, регистр и т.д.).

Средний уровень (2 балла)

  • Эмоционально отзывается на музыку, проявляет интерес.
  • Описывает музыкально-образное содержание песни не более 2-х слов.
  • Анализирует средства выразительности с помощью педагога.

 

Низкий  уровень (1 балл).

  • Малоэмоционален, не проявляет достаточного интереса к певческой деятельности.
  • Называет средства выразительности только с помощью педагога.

 

  1. Качество исполнения.

Информация о работе Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников