Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа
Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.
Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.
Управление
народного образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Кораблик» с. Кама
Р Е Ф Е Р А Т
Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников
2008г.
Содержание
- Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого
не секрет, что музыкальное
В детском исполнительстве
особое место занимает пение. Почти
в каждом методическом пособии по
музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста пение называется первым среди
других видов музыкальной
В педагогических трудах (Н.Ветлугина, Б.Теплов, И.Дзержинская и др.) подчеркивается, что пение является как бы фундаментом, на котором строится дальнейшее музыкальное развитие ребенка. Многие авторы объясняют это значение его особой доступностью для детей. Ведь каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox), который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Этим инструментом можно воспользоваться всегда и в любое время на протяжении всей жизни.
Крупнейший музыкальный деятель Л. Стоковский говорит: «Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент».
Таким
образом, пение в детском
Содержание обучения пению строится в соответствии с основами хороведения, разработанными отечественными дирижерами-хоровиками: П.Чесноковым, Г.Дмитревским, К.Птицей, В.Соколовым и другими. В методику хорового воспитания внесли большой вклад педагоги-практики: Г.Струве, В.Емельянов, В.Огороднов. Вопросами дошкольного музыкального воспитания занимались: Б. Теплов, Н.Ветлугина, Т. Ломова, В.Колосова и другие.
В соответствии с методикой музыкального воспитания дошкольников раздел «Пение» имеет несколько направлений:
На наш взгляд наиболее полно теория и практика музыкального воспитания располагает материалами по развитию певческих навыков и недостаточно уделяется внимание формированию исполнительского мастерства. Хотя на любой ступни обучения пению основной задачей является – научить ребенка выразительному и искреннему исполнению музыкального произведения, т.е. исполнительскому мастерству. Поэтому часто можно представить чисто поющего ребенка, исполнение которого не назовешь выразительным, если в нем не выражено отношение к тому, о чем он поет.
На современном этапе большое внимание уделяется личности ребенка. Только тот ребенок может чувствовать себя комфортно в социуме, который развивается, исходя из современных требований.
Формирование исполнительского мастерства дает возможность ребенку стать эмоционально богаче, воспитывает коммуникативность, дает возможность чувствовать себя уверенно, самовыразиться.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между значимостью формирования исполнительского мастерства и недостаточностью разработанных методик в дошкольном музыкальном образовании, отвечающих современным требованиям.
Исходя из этого противоречия, возникает проблема: как формировать исполнительское мастерство в певческой деятельности у старших дошкольников.
В связи с этим мы поставили цель: разработать систему формирования исполнительского мастерства старших дошкольников в певческой деятельности.
Поставленную перед собой цель мы конкретизировали в задачи:
Методическая
направленность данной работы
базируется на современных
Знакомство и работа по системе элементарного музицирования Т. Тютюнниковой, знакомство с программой по ритмике «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, творческими заданиями по развитию музыкальных способностей Т. Боровик, игровой методикой обучения детей пению О.В.Кацер, с программой «Вдохновение» по развитию творчества в пении Т.Н.Шикаловой зародило идею сделать работу по формированию исполнительского мастерства более интересным и понятным для детей занятием.
Мы разработали систему работы
и добились следующих результат
Результаты своей работы мы определили путем диагностики формирования исполнительского мастерства в певческой деятельности.
Проработав над этой проблемой 2 года с детьми старшей и подготовительной группы, мы имеем следующие результаты:
Октябрь 2006г. Апрель 2007г. Апрель 2008г.
(начальная диагностика) (промежуточная) (итоговая)
58%
70%
Формируя у
детей исполнительское
у детей:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Понимание выразительного исполнения трактуется широко. Это, в первую очередь, создание сценического образа. Для этого необходимо и актерское мастерство, и владение певческими навыками, и сценическими движениями.
На основе схемы, разработанной Н.А. Ветлугиной, мы составили свою структуру исполнительских способностей в певческой деятельности, учитывая, что исполнительская деятельность является синтезом пения и движений под музыку. (Приложение 1)
Из нее видно, что работа по формированию исполнительского мастерства представляет собой своеобразный музыкально-исполнительский процесс, который включает в себя постижение сути произведения (восприятие) и его передачу (исполнение).
Успешность этой деятельности определяется наличием ряда способностей, необходимых для нее. Это такие способности:
Способность
анализа музыкально-
Умение раскрыть музыкальный образ – включает владение свойствами голоса, выражением эмоций через мимику, жесты, движения.
Творчество - умение самостоятельно анализировать образ и воплотить его.
2.Система работы.
2.1. Задачи и место системы в учебном процессе.
Наша система основана на психолого-педагогических закономерностях и предусматривает тесную связь обучения и творчества.
Она может органично вписаться в раздел «Пение» в музыкальном воспитании, систематизирует работу над песней, дает возможность в игровой форме усваивать и накапливать знания. Система рассчитана на занятия в старшей и подготовительной группе детского сада. Однако многие формы работы могут использоваться с более младшими и старшими детьми (в младшей и средней группе детского сада, в младших классах ДШИ, в средней школе на уроках музыки в разделе «Пение») при соответствующем подборе материала и адаптации его для данного возраста.
Цель системы – формирование исполнительского мастерства на основе развития творческого мышления и моделирования усвоенного материала.
Задачи:
Эти задачи можно осуществить на основе комплексного развития музыкальных способностей: развития способности синтеза и анализа музыкальной информации, развития певческих навыков, метроритмического чувства, навыков элементарного импровизационного движения, рече-двигательной координации, ладового слуха, развитие эмоционально-чувственной сферы.
2.2. Педагогические условия и принципы.
Основными педагогическими условиями формирования исполнительского мастерства детей являются:
- наличие материально-