Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Помимо традиционных занятий по формированию исполнительского

мастерства  эффективными видами занятий являются нетрадиционные, в которые вносится изменение в структуру и  их содержание.

  • Доминантные, которые построены только на песенном или танцевальном материале;
  • Интегрированнные, где присутствуют разные виды искусства;
  • Тематические, подчинение одной теме.
  • На базе детского сада, апробируется программа «Синтез искусств». Эти

занятия проводит музыкальный руководитель и специалист по ИЗО.

Конспект одного из занятий представлен в Приложении 6

Мы стараемся  варьировать структуру занятия. Например, начать занятие 

с творческого  задания – выражение движениями и жестами песни, слушание провести, не сидя на стульях, а в кругу, на ковре.

      Наряду с групповыми занятиями  мы широко используем индивидуальные занятия и небольшими группами. На этих занятиях оттачивается исполнительское мастерство. Мы подбираем репертуар, исходя из музыкальных способностей ребенка, и разучиваем его. Такая работа дает возможность эффективно корректировать развитие музыкальных способностей.

 

 

    1. Создание певческой развивающей среды.

        Каждый ребенок живет в определенной  среде, слыша вокруг себя музыку. Если такая среда положительно влияет на музыкальное развитие ребенка, формирование исполнительского мастерства происходит быстрее и успешнее. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Музыка и пение должны стать частью жизни детей в детском саду и дома.

Общаясь с родителями, мы выявили, что у некоторых детей родители и родные сами очень хорошо поют. В доме постоянно звучит музыка, некоторые обучались в музыкальной школе и владеют в какой-то степени инструментом. Одна мама работает в музыкальной школе педагогом. Такое музыкальное окружение является особенно благоприятным условием формирования исполнительского мастерства.

Формы музыкальной деятельности детей  в семье:

  1. Посещение концертов;
  2. Просмотр телепередач;
  3. Слушание записей;
  4. Проведение домашних вечеров;
  5. Музицирование.

Но есть и часть детей, у которых дома музыкально-певческая среда по каким-либо причинам не сложилась, поэтому ее необходимо было создать в детском саду: музыка и пение должны стать частью жизни детей в детском саду.

Формы музыкальной деятельности детей в детском саду:

  1. Занятия (фронтальные, небольшими группами, индивидуальные);
  2. Праздники и развлечения (Конспект праздника Приложение 7)
  3. Дни рождения;
  4. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика;
  5. Использование музыки на занятиях других видов деятельности;
  6. Просмотр концертов;
  7. Самостоятельная музыкальная деятельность.

            Большую роль в формировании  исполнительского мастерства играет воспитатель. Он  поддерживает интерес детей к исполнительской деятельности. Участвует активно на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности детей в группе. С помощью воспитателя дети устраивают в группе концерты, сочиняя свои композиции, повторяют музыкальный материал, освоенный на занятиях, рисуют иллюстрации к песням.

              Результативность педагогической работы предполагает обязательное взаимодействие  педагогов образовательного учреждения и родителей, педагогическое сотворчество в воспитании и развитии детей. (Приложение 9)

   Совместные праздники

    • «Фестиваль добрых дел»
    • «Мисс мама»
    • «Мой папа лучше всех»
    • «Семейный праздник»

Большую помощь родители оказывают в создании костюмов, записи концертов, праздников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нами была сделана  попытка на основе изученной педагогической и методической литературы разработать систему формирования у дошкольников исполнительского мастерства в певческой деятельности. Мы использовали в работе положения отечественных педагогов-музыкантов. Среди них большую значимость имеют труды Н.А. Ветлугиной, Б. Теплова. Их исследования послужили основой для теоретического этапа нашей работы. Практическая часть работы базировалась на методиках и программах современных педагогов-музыкантов Т. Тютюнниковой, А.Бурениной, О.В.Кацер    

Результаты  сравнительной диагностики позволили  сделать вывод о том, что уровень  сформированности исполнительского мастерства стал выше.

Дети научились:

- самостоятельно размышляют о содержании песни;

- в достаточной  степени владеют певческими навыками;

- знают средства  выразительности;

- умеют передать  эмоционально-образное содержание  песни с помощью разных средств выразительности;

- проявляют  творчество в создании музыкального  образа.

Большим плюсом мы считаем существующую преемственность. Многие дети из этой группы продолжили обучение в музыкальной школе. Мы надеемся, что они будут отличаться особым пониманием и трепетным отношением к музыке.

При внедрении  данной системы мы столкнулись с  рядом трудностей. Несмотря на достаточный  объем информации о певческой  деятельности, в методической литературе мы не выявили четкой последовательности структуры организации формирования исполнительского мастерства.  Эффективности усвоения навыков исполнительского мастерства препятствовали у некоторых детей низкие природные музыкальные способности.

Результаты  нашего исследования позволяют нам  судить о нужности данной системы, поэтому мы считаем важным продолжение работы по формированию исполнительского мастерства и наметили перспективы дальнейшего развития:

  1. Обогатить работу над формированием исполнительского мастерства методами и приемами.
  2. Сделать запись подборки музыкального материала.
  3. Начинать формирование исполнительского мастерства со средней группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр    ВЛАДОС, 2004.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с., нот.
  3. Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
  6. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит: изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  8. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2005.
  9. Краснощеков В.И. Поэтический текст в хоровом пении // Работа с хором: Методика, опыт / Ред. Б.Т. Тевлин. – М.: Профиздат, 1972.
  10. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1982г.
  11. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айриспресс, 2007г.
  12. Манкова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
  13. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. Программа и методические рекомендации по предмету узкой специализации. – М, 1987.
  14. Панкевич Г.И. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). - М.: Знание, 1977.
  15. Радионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников// Ребенок в детском саду№4 2006г.
  16. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
  17. Шикалова Т.Н. Вдохновение: Программа по развитию песенного творчества. – 1-е издание. – Ижевск, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 1

Структура исполнительских способностей в  певческой деятельности

                                                                                              


 

 



 

 



 

 






 


 

 




 

 

Приложение 2

Первый год обучения

Музыкальная грамота

Понятие высоты звука.

Временное понятие  звука. Его долгота.

Темп: быстро – медленно.

Динамика: форте, пиано.

Мажор и минор.

Реприза (повторение в музыке)

Музыкальный жанры: песня (колыбельная), танец (полька, вальс, хоровод), марш.

Характер музыкального произведения.

Исполнительские способности

    • Ритмическое развитие.

          Временные понятия  коротких и длинных звуков.

Ощущение метрической  пульсации музыки разного характера и темпа. Выделять на слух сильную долю в указанных размерах.

Исполнять ритмические  эталоны    комбинации из них.

            Познакомить с ритмической нотацией, используя графический, двигательный, пластический и словесный способ.

          В движениях отражать темп           

           Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента.

    • Интонационное развитие.

            Последовательное овладение интонациями:  V-III, VI – V, V- I, V-III-I, VI-V –III-I в разных комбинациях.

            Овладение навыками произвольного  и непроизвольного интонирования.

      Определение на слух движения вверх и вниз, мажор, минор, регистры, тембры.

  • Вокальные навыки.

Дикция: Артикуляционные  упражнения на правильное произношение и пропевание гласных звуков. Четкое произношение согласных звуков.

Подготовка  голоса и артикуляционного аппарата к звучанию.

Упражнения  на речевое и вокальное дыхание.

Овладение упражнениями «вдох – выдох». Удерживать дыхание до конца фраз.

 Звуковедение (сила звука, высота, окраска): учиться владеть силой голоса, петь на разной высоте, разным тембром. Владеть плавным звуковедением, учить петь в характере песен, в разном темпе.

           Строй: Петь в пределах с  – а, подстраиваясь к голосу  другого.

  • Развитие эмоциональности.

             Знать и изображать основные  эмоциональные состояния: радость,  злость, грусть, нежность, страх.

            Накапливать опыт эмоциональной  отзывчивости  на различные воздействия.

  • Творчество.

              Допевать до тоники музыкальные фразы, сочинять несложные мотивы.                                                             

             Придумывать ритмическую базисную  партию к песне.

             Учить обращаться со знаковым  материалом. Побуждать детей понимать  активное участие в играх звуками,  тембрами, ритмами, движениями.

               Использовать игру звуками речи, словами.

 

Концертное  направление.

            Подготовить 2-3 сольных номера и 5-6 ансамблевых. Выступить на утренниках, на праздниках в ДК и в г. Камбарка на детском фестивале.

             Дать детям представление о  концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой  контроль, выдержку.

       

Второй год обучения

Музыкальная грамота.

 

             Осознание всего семиступенного  звукоряда.

             T53, t53 в песнях и на слух.

             Жанры песен: народные (хороводные, плясовые), авторские.

            Мелодия и аккомпанемент.

Исполнительские способности

           

  • Ритмическое чувство.

           Продолжать работу по воспитанию  метра и ритма, отличать сильную  долю и пульс в музыке различного  темпа и характера.

          Исполнять речевые каноны.

          Осваивать исполнение новых ритмов  с шестнадцатыми.

  • Интонационное развитие.

            Осваивать поступенное движение  вверх и вниз в вокальном  интонировании и определении  на слух.

Информация о работе Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников