Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

- на занятиях создание атмосферы творческого сотрудничества;

-  учет психологических  и физиологических особенностей старших дошкольников;

- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями.

          Формирование исполнительского мастерства будет эффективно,

  • если в работе будут использованы различные формы: музыкальные занятия, индивидуальные, праздники, развлечения, концерты.
  • если будут использованы развивающие  методы и приемы;
  • если будет создана музыкально-певческая развивающая среда.
  • при взаимодействии педагогов детского сада, музыкального руководителя и родителей.

        Сначала мы определились в направлениях работы и создали технологическую модель формирования исполнительского мастерства в певческой деятельности. (Приложение 8)

      При формировании у детей исполнительского  мастерства мы придерживались  следующих принципов: 

  1. Последовательность – исполнитель должен пройти через ряд

последовательных  стадий в своем развитии.

  1. Доступность и посильность – Работа над трудным, недоступным материалом приводит к «натаскиванию», что ведет к потере интереса.
  2. Комплексность – взаимосвязь и взаимопроникновение  разных видов

деятельности, методов и форм обучения.

  1. Сотрудничество – добывание нового материала в совместной деятельности.
    1. Содержание работы.

      Исполнительское мастерство предполагает работу в нескольких направлениях:

  1. Усвоение музыкально-образовательных знаний
  2. Учебное, где накапливается опыт и закрепляются умения:
    • Ритмическое развитие
    • Интонационное развитие
    • Развитие вокальных навыков
    • Развитие пластичности моторного аппарата
    • Развитие эмоциональной сферы
  1. Творческое
  1. Концертное

              Поэтому, первоначально изучив  литературу из разных областей  знаний, связанную с исследуемой  нами темой, мы отобрали разнообразный по эмоционально-образному содержанию музыкального и поэтического текста материал, соответствующий возрастным особенностям детей, их интересам, а главное, целесообразности в процессе формирования исполнительского мастерства.

         Опираясь на опыт разных программ (Элементарное музицирование, Синтез, Творчество в певческой деятельности  и др.), мы определили, чему должны  научиться дети к концу 1-го  года обучения и 2-го. (Приложение 2)

За основу обучения мы взяли практические и игровые методы, а так же использовали словесные и наглядные методы.

1. Методы, направленные на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ и т. д.);

- наглядный  (наглядный дидактический материал, т.е. схемы иллюстрации, плакаты);

- практический (упражнения, этюды, исполнение)

2. Методы, направленные на повышение интереса у детей:

        - активное слушание

- игровые ситуации 

- творческие  задания

- внесение постоянную  участницу занятий

Усвоение  музыкально-образовательных знаний.

Знания являются фундаментом любого мастерства, чем больше знаний, тем шире поле деятельности. Знания даются и закрепляются в какой-либо деятельности  (восприятии, певческой деятельности). Таблица 3.3.1.

                                                                                            Таблица 3.3.1.

должен знать

должен уметь

                                             Общие сведения

Жанры: песня, танец (полька, вальс).

Виды песен: детская песня

               народная песня

Определять вид песни  и жанровую принадлежность, эпоху, называть композитора разучиваемых произведений.

                                        Специальные сведения        

Куплетная форма (вступление, запев, припев, заключение, проигрыш).

Элементы музыкального языка: музыкальная фраза, предложение.

Драматургическое  строение: завязка, кульминация, заключение.

Определять форму, находить кульминационное место в произведении, выделять музыкальные фразы и  предложения, использовать знания при  исполнении произведения.

                                       Средства выразительности

Характер произведения: словесные определения основных настроений

Мелодия (характеристика): разновидности

Лад: мажор, минор.

Динам. оттенки: F, p, mF, крещендо, диминуэндо

Темп: умеренно, спокойно, быстро, медленно.

Ритм Регистр: высокий низкий, средний.       

Определение настроения, использовать при исполнении песни.

           Определять в произведении и передавать при исполнении.


 

       Для усвоения знаний мы используем  разработанную нами модель «Божья коровка». На ее лапках можно выкладывать ритм песни, форму; на брюшке выложить фишками направление мелодии. На занятия приходит придуманное нами действующее лицо – Королева Мелодия (самодельная кукла). От ее имени детям даются задания, обыгрываются разные ситуации.

Дети учатся самостоятельно размышлять о содержании песни, получают представление о том, как влияет анализ компонентов музыкального произведения на его общий характер и музыкальный образ.

    1. Учебное направление

В работе с детьми мы используем игры, упражнения:

на  развитие ритмичности

  1. Игра «Ритмическое эхо». Дети повторяют не только ритм, но и интонацию голоса, высоту, способы выражение (шлепки, хлопки, притопы). (Приложение 3)
  2. Игра «Подражание». Перевоплотиться в кого-нибудь (например в лягушку) и спеть знакомую песню, как лягушка, т.е. проквакать.
  3. Игра «Переводчик». Дети по графической записи угадывают знакомую песню и простукивают ее или наоборот выкладывают ритм знакомой песни.
  4. «Игра в оркестр». Дети по графической записи играют на детских музыкальных инструментах.
  5. Игра «Придумай имя».  Дети проговаривают слова или имена в ритме с разной интонацией.
  6. Ритмические упражнения: «Шаг и бег», «Гномы и великаны», «Передача платочка» и т.д.
  7. Ритмические игры с пением. Дети поют и выражают ритм.
  8. Музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Наше путешествие», «Кого встретил колобок» и т.д. Дети изображают ритмически, небольшие сюжеты.
  9. Прием «Придумай аккомпанемент». Дети придумывают ритмический рисунок к стихотворению или песне, к проигрышу и вступлению в песне.

на  развитие звуковысотного слуха и  вокальных навыков:

1). Игра «Нарисуй  мелодию». Дети слушают, а затем  выкладывают мелодию кружочками. (Приложение 4)

2). Игра «Музыкальная  лесенка» Дети угадывают движение какой-нибудь фигурки (животного, героя из мультфильма).

3) Игра «Озорное  эхо». Дети повторяют короткие  музыкальные фразы.

А также используются

- упражнения,

- попевки,

- песенки, в которых ставится какая-либо учебная задача на активизацию дыхания, чистоты интонации, пения разными штрихами.

на развитие подвижности голоса и выразительности

1). Игры с голосом.  Произношение текстов и стихов в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука). Можно использовать графическое изображение.

2). Выразительное чтение стихов. Исполнение сопровождать дирижерским показом повышения и понижения регистра голоса, усиление и уменьшение громкости.

3). Ритмодекламация. Четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Ритмодекламацию, игры и упражнения с голосом начинаем с использованием самых близких ритмов: названия деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, стихи и т.д. Вот некоторые варианты заданий:

  1. Произнеси текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо или первая половина – тихо, а вторая – громко.
  2. Изменяем регистры голоса: высоко, низко.
  3. Изменяем темп произношения: быстро, медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

Когда дети усвоят эти задания по отдельности можно  переходить к моделированию использования средств выразительности для произнесения текста по-разному.

Например, работа над текстом:

         Дождик, дождик,

                             Пуще лей!

                                         Чтобы было

                                                       Веселей!

Определяется  размер 2/4, это выписывается на доске, разделить текст на строчки и  определить, как произносить:

Сила голоса                            высота                               темп


1.F                                                                                    быстро


2.P                                                                                    замедляя


3.F                                                                                    медленно

4. P                                                                                   медленно


Т.е. определить регистр направления движения интонации, темпы, динамику.

Такие задания  позволяют не только приобретать  опыт для осмысления поэтического текста, но и играют большую роль в развитии свойств голоса, входящих в исполнительские навыки и необходимых для исполнительской деятельности.

Таким образом,  даются и закрепляются понятия о  свойствах голоса, об их выразительных  возможностях, Накапливаются умения внешне выражать эмоциональные состояния, заложенные композитором в музыкальном образе.

На выразительность используем этюды:

1). Этюды на выражение основных эмоций.

2). Этюды на  сопоставление различных эмоций.

3). Этюды на  выразительность жеста.

4). Этюды на  выразительность движений.

Мы подбираем  стихи или песни, включаем в занятия  игры,  которые выражают какое-то эмоциональное состояние, дети выражают с помощью мимики, жестов и движений.

Выражая эмоционально-образное содержание песен, дети используют полученные навыки.

        Постепенно они сами начинают  проявлять творчество в создании  эмоционально-образного содержания  песен.

Разучивание песен.

           Мы применяем не традиционный показ и разучивание песни. Для возникновения интереса мы делаем показ песни игровым. Обычно это происходит сидя на ковре в кругу.

Игровые варианты показаны в Приложении 5

 

3). Творческое направление.

Чтобы дети проявляли  свое творчество, мы создаем условия, ситуации, необходимые для этого.

Используем методы:

- вариативного  предложения,

- побуждения  к самовыражению,

- метод самостоятельного самовыражения.

    Такие приемы, как «Творческие союзы», «Режиссеры», «Сочини аккомпанемент» и др., развивают воображение, фантазию, память, мышление, т.е. те психические способности, которые необходимы в исполнительском мастерстве.

 

4). Концертное направление.

        Мы разучиваем и выносим на праздники, концерты сольные номера и групповые. Поощряем стремление детей к концертным выступлениям. Выступлением дети радуют не только своих родителей, но и жителей района, выступая на сцене ДК «Речник» с. Кама, на сценах г. Камбарки.

         

         Все направления в работе сочетаются и дополняют друг друга.

 

 

    1.  Музыкальные и индивидуальные занятия.

        Основная форма работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется  систематическое и целенаправленное формирование исполнительского мастерства.

Используемые  виды занятий:

  • Типовые, где присутствуют все виды музыкальной деятельности;

Информация о работе Формирование исполнительского мастерства в певческой деятельности у старших дошкольников