Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа
Ни для кого не секрет, что музыкальное исполнительство – необходимая часть музыкального развития ребенка. Эта практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на инструментах) имеет важное значение в эстетическом, физическом, нравственном и умственном развитии.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Почти в каждом методическом пособии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста пение называется первым среди других видов музыкальной деятельности.
Содержание
Введение 3 стр.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы. 8 стр.
Система работы.
Задачи и место системы в учебном процессе. 9 стр
Педагогические условия и принципы. 10 стр.
Содержание работы 11 стр.
Музыкальные и индивидуальные занятия. 17 стр.
Создание певческой развивающей среды. 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 22 стр.
Приложение 23 стр.
- на занятиях создание атмосферы творческого сотрудничества;
- учет психологических и физиологических особенностей старших дошкольников;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями.
Формирование исполнительского мастерства будет эффективно,
Сначала мы определились в направлениях работы и создали технологическую модель формирования исполнительского мастерства в певческой деятельности. (Приложение 8)
При формировании у детей
последовательных стадий в своем развитии.
деятельности, методов и форм обучения.
Исполнительское мастерство предполагает работу в нескольких направлениях:
Поэтому, первоначально изучив литературу из разных областей знаний, связанную с исследуемой нами темой, мы отобрали разнообразный по эмоционально-образному содержанию музыкального и поэтического текста материал, соответствующий возрастным особенностям детей, их интересам, а главное, целесообразности в процессе формирования исполнительского мастерства.
Опираясь на опыт разных
За основу обучения мы взяли практические и игровые методы, а так же использовали словесные и наглядные методы.
1. Методы, направленные на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ и т. д.);
- наглядный
(наглядный дидактический
- практический (упражнения, этюды, исполнение)
2. Методы, направленные на повышение интереса у детей:
- активное слушание
- игровые ситуации
- творческие задания
- внесение постоянную участницу занятий
Усвоение музыкально-образовательных знаний.
Знания являются фундаментом любого мастерства, чем больше знаний, тем шире поле деятельности. Знания даются и закрепляются в какой-либо деятельности (восприятии, певческой деятельности). Таблица 3.3.1.
должен знать |
должен уметь | |
| ||
Жанры: песня, танец (полька, вальс). Виды песен: детская песня народная песня |
Определять вид песни и жанровую принадлежность, эпоху, называть композитора разучиваемых произведений. | |
| ||
Куплетная форма (вступление, запев, припев, заключение, проигрыш). Элементы музыкального языка: музыкальная фраза, предложение. Драматургическое строение: завязка, кульминация, заключение. |
Определять форму, находить
кульминационное место в | |
| ||
Характер произведения: словесные определения основных настроений Мелодия (характеристика): разновидности Лад: мажор, минор. Динам. оттенки: F, p, mF, крещендо, диминуэндо Темп: умеренно, спокойно, быстро, медленно. Ритм Регистр: высокий низкий, средний. |
Определение настроения, использовать при исполнении песни. Определять в произведении и передавать при исполнении. |
Для усвоения знаний мы
Дети учатся самостоятельно размышлять о содержании песни, получают представление о том, как влияет анализ компонентов музыкального произведения на его общий характер и музыкальный образ.
В работе с детьми мы используем игры, упражнения:
на развитие ритмичности
на развитие звуковысотного слуха и вокальных навыков:
1). Игра «Нарисуй
мелодию». Дети слушают, а затем
выкладывают мелодию
2). Игра «Музыкальная лесенка» Дети угадывают движение какой-нибудь фигурки (животного, героя из мультфильма).
3) Игра «Озорное эхо». Дети повторяют короткие музыкальные фразы.
А также используются
- упражнения,
- попевки,
- песенки, в которых ставится какая-либо учебная задача на активизацию дыхания, чистоты интонации, пения разными штрихами.
на развитие подвижности голоса и выразительности
1). Игры с голосом. Произношение текстов и стихов в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука). Можно использовать графическое изображение.
2). Выразительное чтение стихов. Исполнение сопровождать дирижерским показом повышения и понижения регистра голоса, усиление и уменьшение громкости.
3). Ритмодекламация. Четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Ритмодекламацию, игры и упражнения с голосом начинаем с использованием самых близких ритмов: названия деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, стихи и т.д. Вот некоторые варианты заданий:
Когда дети усвоят эти задания по отдельности можно переходить к моделированию использования средств выразительности для произнесения текста по-разному.
Например, работа над текстом:
Дождик, дождик,
Пуще лей!
Определяется размер 2/4, это выписывается на доске, разделить текст на строчки и определить, как произносить:
Сила голоса
1.F
2.P
3.F
4. P
Т.е. определить регистр направления движения интонации, темпы, динамику.
Такие задания позволяют не только приобретать опыт для осмысления поэтического текста, но и играют большую роль в развитии свойств голоса, входящих в исполнительские навыки и необходимых для исполнительской деятельности.
Таким образом, даются и закрепляются понятия о свойствах голоса, об их выразительных возможностях, Накапливаются умения внешне выражать эмоциональные состояния, заложенные композитором в музыкальном образе.
На выразительность используем этюды:
1). Этюды на выражение основных эмоций.
2). Этюды на
сопоставление различных
3). Этюды на выразительность жеста.
4). Этюды на выразительность движений.
Мы подбираем стихи или песни, включаем в занятия игры, которые выражают какое-то эмоциональное состояние, дети выражают с помощью мимики, жестов и движений.
Выражая эмоционально-образное содержание песен, дети используют полученные навыки.
Постепенно они сами начинают
проявлять творчество в
Разучивание песен.
Мы применяем не традиционный показ и разучивание песни. Для возникновения интереса мы делаем показ песни игровым. Обычно это происходит сидя на ковре в кругу.
Игровые варианты показаны в Приложении 5
3). Творческое направление.
Чтобы дети проявляли свое творчество, мы создаем условия, ситуации, необходимые для этого.
Используем методы:
- вариативного предложения,
- побуждения к самовыражению,
- метод самостоятельного самовыражения.
Такие приемы, как «Творческие союзы», «Режиссеры», «Сочини аккомпанемент» и др., развивают воображение, фантазию, память, мышление, т.е. те психические способности, которые необходимы в исполнительском мастерстве.
4). Концертное направление.
Мы разучиваем и выносим на праздники, концерты сольные номера и групповые. Поощряем стремление детей к концертным выступлениям. Выступлением дети радуют не только своих родителей, но и жителей района, выступая на сцене ДК «Речник» с. Кама, на сценах г. Камбарки.
Все направления в работе сочетаются и дополняют друг друга.
Основная форма работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое и целенаправленное формирование исполнительского мастерства.
Используемые виды занятий: