Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования организации органов законодательной власти в субъекте Российской Федерации

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

Проанализировать конституционные основы деятельности органов государственной власти субъектов РФ;
Проследить развитие федерального законодательства в сфере организации государственной власти субъектов РФ;
Выявить место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми;
Исследовать место и роль законов Республики Коми и подзаконных актов Государственного Совета РК в вопросах формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми.

Оглавление

Введение 3
1. Конституционно–правовые основы создания и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Конституция Российской Федерации о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.2.Федеральное законодательство о формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации 21
2. Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 28
2.1. Место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми 28
2.2. Проблемы и перспективы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 41
Заключение 54
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Госсовет РК.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      В Государственном Совете IV созыва наметилась тенденция увеличения числа депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе. Так, 20 депутатов из 30 в настоящее время работают на постоянной основе (для сравнения - на момент окончания работы III созыва на постоянной основе работали 9 депутатов из 29). При этом в соответствии с законодательством республики 20 депутатов обязательно должны работать на освобождённой основе. Только руководство Государственного Совета Республики Коми, председатели комитетов и комиссий - это 10 депутатов. Остальные депутаты работают на постоянной основе в соответствии с законодательством, руководствуясь вопросом целесообразности выполнения собственных депутатских полномочий на профессиональной основе.

      Способствовал усилению гласности и демократизма работы парламентариев принятый Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [15]. Закон очень многогранен. Он регламентирует вопросы, связанные с предоставлением гражданам информации о деятельности органов власти. Это весь комплекс сведений, который позволяет гражданам иметь полную информацию о работе законодательного органа в Коми, в том числе знакомиться через сайт Государственного Совета с проектами законов, находящихся на рассмотрении депутатов и пояснительными записками к ним. Доступ населения к информации о деятельности законодательного органа и получение обратной связи от граждан определяет, насколько эффективны законодательные решения парламентариев и в правильном ли направлении реализуется законотворческий процесс.

      В связи с этим становится очевидной актуальность постановления Государственного Совета о порядке присутствия граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях республиканского парламента [28]. В Государственном Совете Республики Коми организована телетрансляция непосредственно из зала заседания в специально оборудованном помещении.

      В 2010 г. был принят ещё один важный закон – «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете Республики Коми, при освещении их деятельности общедоступным телеканалом и радиоканалом» [20]. В соответствии с указанным Законом учёт объёма эфирного времени осуществляется Избирательной комиссией Республики Коми; для установления результатов учёта объёма эфирного времени создана Рабочая группа, в состав которой вошли представители четырёх парламентских партий, Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, телеканала «Юрган» и «Коми народного радио».

      В Законе Республики Коми «О Государственном Совете Республики Коми» выделяются три основные функции Государственного Совета: законодательная, представительная и контрольная.

      Законодательная деятельность - один из основополагающих видов государственной деятельности при осуществлении государством своих функций.

      Государственный Совет имеет существенное значение для социально-экономического и политического развития региона.

      Целью любой законотворческой деятельности должно являться повышение благосостояния граждан страны. Этого невозможно добиться без динамичного развития экономики как страны в целом, так и отдельно взятого региона.

      В период с 2007 г. по 1 января 2011 г. из 559 законов, принятых Государственным Советом Республики Коми, 207 законов направлены на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным, количество законов о внесении изменений в действующие законы Республики Коми значительно превышает объём самостоятельных (базовых) законов [48, c. 49].

      Анализ законодательства свидетельствует о том, что самые главные законы, принятые Государственным Советом IV созыва, связаны с людьми, их жизнью, бытом, здоровьем, второе направление - с созданием условий для развития экономики и социальной сферы республики.

      Деятельность Государственного совета IV созыва была направлена на формирование законодательства, определяющего приоритетные направления развития инвестиционной сферы региона. Законодательной базой республики определены государственные формы поддержки инвестиционной деятельности. Депутаты работали над совершенствованием мер, направленных на снижение инвестиционных рисков, формирование эффективной системы льготного налогообложения, на подготовку кадастра инвестиционных площадок республики.

      В рамках деятельности по развитию местного самоуправления Государственный Совет подготовил и направил в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления ряд инициатив, направленных на реализацию Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» [16].

      Особое внимание уделялось взаимодействию с институтами гражданского общества. Государственный Совет IV созыва принял ряд общественно значимых законов: «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Коми», «Об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции». Перед принятием этих законов проводились общественные слушания в различных форматах. Государственный Совет оперативно реагировал на мнение общественности при доработке проектов законов.

      Таким образом, ключевыми направлениями законотворческой деятельности Госсовета Республики Коми являются: качество жизни, семейная политика, развитие местного самоуправления, вопросы природопользования и экологии, эффективность работы органов власти и институтов гражданского общества [42, c. 13].

      Контрольная функция Парламента республики сегодня - это довольно широкий круг полномочий, утверждение кандидатуры на пост Главы республики, министров Правительства республики, подотчётность Парламенту Правительства республики, других государственных исполнительных органов власти республики. Новое в контрольной деятельности Госсовета - это ежегодный отчёт Главы Республики Коми.

      Наличие такой контрольной функции, которая сегодня активно подкреплена организационно-правовым механизмом, позволяет Госсовету республики быть полноценной и полноправной ветвью государственной власти.

      Заметные положительные сдвиги произошли в работе Государственного Совета республики IV созыва в представительской деятельности. Эффективное осуществление представительских функций Парламента осуществлялось в работе Госсовета, депутатского корпуса с избирателями. Был принят ряд законов. Закон об участии населения республики в заседаниях Госсовета республики, Закон об информационной деятельности Госсовета республики. Прочно вошли в практику Госсовета республики выездные заседания Президиума Госсовета, «День депутата», Парламентские слушания, «круглые столы», отчёты депутатов перед избирателями, депутатские приёмы избирателей по личным вопросам. Существующая в Парламенте практика работы депутатского корпуса, Госсовета с избирателями позволяет принимать более значимые республиканские законы по решению проблем жителей республики [43, c. 32].

      Законом «О Государственном Совете Республики Коми» регламентируется порядок формирования Государственного Совета и его состав, определяется структура, статус и основы деятельности органов Государственного Совета. Предусматривается сохранение действующей в настоящее время структуры Государственного Совета: Председатель Государственного Совета, его заместители, Президиум Государственного Совета, комитеты, постоянные и временные комиссии. Допускается создание Государственным Советом иных органов.

      Данный закон очень важен не только для Государственного Совета, но и в целом для Республики Коми. Данный закон определяет правила работы с Госсоветом Коми не только самих депутатов, но и других органов и лиц - Главы и Правительства республики, прокуратуры, министерства юстиции, общественных организаций и др.

      Одним из достижений этого Закона является введение норм по осуществлению контрольной деятельности Государственного Совета за исполнением законов. В IV созыве Государственного Совета Республики Коми существенно претерпела изменение организация и проведение парламентского контроля. В Законе «О Государственном Совете Республики Коми» закрепляются полномочия органов Государственного Совета при проведении контрольных мероприятий. Предусматриваются основные формы контрольной деятельности Государственного Совета:

    • заслушивание (рассмотрение) и утверждение отчётов;
    • направление запросов Государственного Совета;
    • рассмотрение информации об исполнении законов и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Советом;
    • осуществление государственного финансового контроля Контрольно-счётной палатой Республики Коми, образуемой Государственным Советом.

      Закрепляются основы взаимодействия Государственного Совета с Главой Республики Коми, Правительством Республики Коми, иными органами исполнительной власти Республики Коми, территориальными федеральными органами власти, органами местного самоуправления в Республике Коми, общественными объединениями. Закрепляется право участия Государственного Совета в межпарламентских ассоциациях и иных объединениях.

      В 2008 г. была создана постоянно действующая комиссия по межпарламентской деятельности. Её создание беспримерно важно, поскольку в последнее время назрела необходимость работы на «продвижение» законодательных инициатив из регионов на федеральный уровень, в частности, в Государственную Думу Российской Федерации. Но качество этих инициатив, их способность пройти необходимые согласования не всегда соответствуют нужному уровню. Комиссии Госсовета республики по межпарламентской деятельности удалось позитивно повлиять на ситуацию.

      В целом за годы деятельности созыва взаимодействие с федеральными структурами укрепилось. Государственный Совет Республики Коми и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации впервые подписали соглашение о взаимодействии в законодательном процессе. Соглашение получилось действительно взаимовыгодным. По нему не только региональный парламент имеет возможность вносить инициативы в федеральный властный орган, но и предусмотрена разработка совместных законодательных инициатив. А Госсовет Коми внёс поправки в Конституцию Республики Коми, наделив правом законодательной инициативы членов Совета Федерации от региона.

      Ещё более прочными стали отношения между Законодательным Собранием и Главой Республики Коми. В частности, введены в практику рабочие встречи руководителя региона с Президиумом Государственного Совета, тогда как ранее совещания проходили с участием только Главы и спикера. В многостороннем обсуждении проще находить пути решения проблем.

      Очень важен и факт подписания в 2009 г. соглашения о взаимодействии с прокуратурой республики. Такой шаг также был предпринят впервые. Благодаря этому оптимизировалась деятельность на этапе подготовки нормативных актов перед их рассмотрением на заседании парламента. Появилась возможность проводить консультации, исключать спорные решения, достигать компромисса заранее, без вынесения протестов по поводу уже принятых законов.

      В результате за 2009 г. уменьшилось количество нормативных актов, оспоренных надзорным ведомством, и прокурорских обращений в суд по поводу принятых законодательных актов. Прокуратура стала не только надзорным, но и совещательным органом, оказывающим парламенту экспертную поддержку.

      Тем не менее, взаимодействие Госсовета республики с другими органами власти нуждается в дальнейшем совершенствовании. Сегодня Парламент очень тесно сотрудничает с Главой, Правительством республики, однако не имеет своего представительства в Конституционном суде Республики Коми и Верховном суде Республики Коми. Практика показывает, что взаимодействие ветвей власти не субъективное желание их руководителей. Это объективная необходимость. поэтому необходим законодательно утверждённый Совет руководителей законодательной, исполнительной, судебной властей, который координировал бы участие всех ветвей власти в определении законодательных приоритетов в выработке принципиальных положений особо важных законов, преодолении тех или иных противоречий, возникающих между ветвями власти.

      Взаимодействие Государственного Совета Республики Коми и Конституционного суда Республики Коми имеет большой потенциал, но оно требует дальнейшей модернизации в целях повышения качества принимаемых законов и обеспечения высокого уровня гарантированности и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, и, как следствие, улучшения качества жизни населения Республики Коми.

      За основу можно взять опыт некоторых субъектов Российской Федерации (республик Адыгея, Бурятия, Карелия, Саха (Якутия) и др.), в которых конституционные (уставные) суды готовят ежегодные послания региональным парламентам. В послании могли бы быть отражены количество обращений, поступивших в Конституционный суд Республики Коми; количество обращений, принятых к производству данного Суда; субъектный состав; перечень нормативных актов, признанных не соответствующими нормам Конституции Республики Коми; статистические данные об исполнении решений Конституционного суда. Все это в конечном итоге повлияет на качество законотворческой деятельности.

Информация о работе Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми