Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:04, курсовая работа
Целью работы является выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования организации органов законодательной власти в субъекте Российской Федерации
Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
Проанализировать конституционные основы деятельности органов государственной власти субъектов РФ;
Проследить развитие федерального законодательства в сфере организации государственной власти субъектов РФ;
Выявить место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми;
Исследовать место и роль законов Республики Коми и подзаконных актов Государственного Совета РК в вопросах формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми.
Введение 3
1. Конституционно–правовые основы создания и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Конституция Российской Федерации о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.2.Федеральное законодательство о формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации 21
2. Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 28
2.1. Место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми 28
2.2. Проблемы и перспективы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 41
Заключение 54
Библиографический список 58
Работа Верховного Совета Коми АССР и его Президиума в рамках второй Конституции Коми АССР (принята 22 мая 1978 года) [13] становилась все более профессиональной, регламентированной, осуществляемой на обновленной правовой основе. Так, еще в 1948 году было установлено правило, согласно которому депутатом Верховного Совета Коми АССР мог быть избран гражданин Коми АССР, достигший 21 года. До этого, в соответствии со ст. 106 (впоследствии ст. 102) Конституции Коми АССР этим правом пользовались все граждане Коми АССР, достигшие 18 лет.
В 1955 году – с 4 до 5 тысяч - увеличилось количество избирателей, от которых избирался депутат Верховного Совета Коми АССР (ст. 22 Конституции Коми АССР). В 1959 году количество избирателей увеличилось до 6 тысяч [51, c. 73].
В первые 10 лет действия Конституции 1978 года правотворческая деятельность законодательной власти стала более ритмичной и планируемой, в рамках представленных Верховному Совету и его органам полномочий.
Новая Конституция закрепила за соответствующими органами власти виды принимаемых ими правовых актов. К примеру, для Верховного Совета это были законы и постановления, Президиум мог принимать указы и постановления.
Законом от 3 ноября 1989 года совершенно новую редакцию обрела глава 11 «Верховный Совет Коми АССР». Это было связано с общим усилением представительной ветви власти, с обретением ею своего нового властного имиджа. Таким образом, изменения данной главы, естественно, были призваны легитимировать новый облик Верховного Совета Коми АССР. Указанного предполагалось достичь за счет наделения Верховного Совета собственным солидным перечнем полномочий, включающим 26 позиций, что по сравнению с предыдущей редакцией статьи 92 Конституции, закрепившей за Верховным Советом лишь четыре собственные предмета ведения, в значительной степени повышало правовой статус этого органа в регулировании общественных отношений в республике. Предполагался пересмотр правового статуса Президиума Верховного Совета, являвшегося в период между сессиями практически полноправным представительным органом, во многом «заменявшим» Верховный Совет, собиравшийся на свои заседания лишь два раза в год. В результате из ведения Президиума были изъяты и переданы в ведение самого Верховного Совета все основные содержательные функции - от назначения выборов, внесения изменений в законы и их толкования до отмены правовых актов Совета Министров Коми АССР, решений районных (городских) Советов и назначения и освобождения от должности лиц, входящих в состав Совета Министров Коми АССР. Президиум получал статус органа, в полномочия которого входило в основном организационное обеспечение деятельности Верховного Совета, остались лишь некоторые содержательные функции: установление знаменательных дней, присвоение почетных званий, награждение государственными наградами и т.п. [49, c. 196]
Однако менее чем через два года происходит очередное перераспределение круга полномочий в рамках законодательного органа. Законом от 18 июня 1991 года Президиуму Верховного Совета Коми ССР были вновь возвращены полномочия по созданию и упразднению органов государственного управления, назначению и освобождению от должности лиц, входящих в состав Совета Министров Коми ССР, Верховного Суда Коми ССР, районных, городских судов, Государственного арбитража Коми ССР и т.д.
Значение изменений, внесенных в 1984 году, позволяет сделать вывод о совершенствовании законотворческого процесса, ставшего основной задачей Верховного Совета. Так, впервые в Конституции (статья 98) закреплялось право законодательной инициативы за районными (городскими) Советами народных депутатов, Комитетом конституционного надзора и Комитетом народного контроля Коми АССР. По сравнению с прежней редакцией в новой значительно повысилась роль постоянных комиссий и их рекомендаций в нормотворческой деятельности как при обсуждении законопроектов, так и по кадровым вопросам.
Данные поправки стали основой для появления в республике органов конституционной юстиции - Комитета конституционного надзора Коми АССР (статья 107), избираемого Верховным Советом Коми АССР, основной задачей которого было стоять на страже Конституции во имя безусловного соблюдения всеми на территории республики норм Основного Закона.
Указанные нормы новой Конституции Коми АССР позволяли организовать правотворческую деятельность Верховного Совета Коми АССР и его органов на более совершенной качественной основе.
Нормотворческая деятельность законодательного органа государственной власти в 1990-1994 годах представляет отдельный, очень важный этап не только в истории законодательной власти нашей республики, но и в истории республики в целом.
Политико-правовые преобразования, осуществляемые в начале 90-х в стране, результатом которых стал распад СССР, коснулись и Российской Федерации. И лишь Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 года федеральным центром с республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономиями приостановил этот разрушительный процесс.
Полученные
по данному Договору большие полномочия
в области нормотворческой
Таким образом, деятельность Верховного Совета в период с 1990 по 1994 годы стала тем переходным этапом, который обеспечил условия для формирования в нашей республике законодательной власти нового типа.
Коренные изменения в сути и содержании законодательной деятельности в нашей республике произошли в феврале 1994 года после принятия новой, третьей по счету, Конституции Республики Коми.
Конституция Республики Коми 1994 года [12] - документ совершенно нового типа как по структуре, так и по содержанию.
Впервые совершенно самостоятельно, без оглядки на федеральный центр, республика по своему усмотрению отрегулировала целые блоки вопросов и, в первую очередь, связанные с организацией системы власти. Впервые в истории государственного строительства в республике был введен институт Главы Республики Коми - должностного лица, являющегося главой государства, и одновременно возглавляющего систему органов исполнительной власти. Также впервые создан Конституционный Суд, состоящий из пяти судей и призванный осуществлять конституционное правосудие.
Значительные
изменения произошли в
В положения главы 4 Конституции РК «Законодательная власть», определяющей конституционно-правовой статус Государственного Совета Республики Коми, изменения вносились девять раз. Наиболее существенными являются следующие.
Согласно
действующей редакции статьи 71 Государственный
Совет является постоянно действующим
высшим и единственным представительным
и законодательным органом власти Республики
Коми. В отличие от редакции статьи 1994
года изменился порядок формирования
и численность депутатского корпуса Государственного
Совета. Если раньше Государственный Совет
состоял из 50 депутатов, избираемых по
административно-
Изменились подходы в определении компетенции Государственного Совета республики - статья 73, состоящая из одной части, трансформировалась в три части. Первая часть действующей редакции указанной статьи определяет общую компетенцию законодательного органа - конституционное регулирование, законодательное регулирование и осуществление контрольных функций, вторая часть содержит открытый перечень вопросов, которые формализуются в форме законов Республики Коми, третья - в форме постановлений Государственного Совета.
Ряд изменений претерпели конституционные основы законодательного процесса в Республике Коми. В частности, из числа субъектов права законодательной инициативы (статья 75) были исключены Верховный Суд Республики Коми и Арбитражный Суд Республики Коми - федеральные суды общей юрисдикции, право законодательной инициативы приобрел новый орган государственной власти республики - Правительство Республики Коми. В связи с признанием утратившим силу Закона Республики Коми «О Съезде коми народа», была изменена организационно-правовая форма Съезда коми народа - сейчас это межрегиональное общественное движение «Коми войтыр». В соответствии с федеральным законодательством и в целях обеспечения более высокого юридического статуса законодательных актов Республики Коми изменился необходимый для их принятия критерий численности голосов депутатов Государственного Совета - с большинства голосов от числа избранных депутатов на большинство от установленного числа депутатов (статья 76). Законом Республики Коми от 12 октября 2001 года впервые в статье 77 конституционно был закреплен основополагающий принцип завершающей стадии законодательного процесса, провозглашающий, что «законы Республики Коми и нормативные правовые акты Республики Коми по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования». Вышеуказанным законом республики Коми в конституционные нормы данной главы также была включена новая статья, определяющая основания досрочного прекращения полномочий Государственного Совета, в том числе и в связи с роспуском законодательного органа Главой Республики Коми, что призвано обеспечить должную систему сдержек и противовесов между ветвями государственной власти [45, c. 326].
Сегодня Государственный Совет Республики Коми - это орган законодательной власти новой формации, призванный регулировать общественные отношения в республике на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года и Конституции Республики Коми 1994 года.
Если в течение всех двенадцати созывов (на протяжении 58 лет) депутаты Верховного Совета Коми АССР избирались по единому принципу - одномандатных избирательных округов с примерно равной численностью избирателей, то уже при формировании Государственного Совета первого созыва алгоритм его формирования кардинально изменился.
Согласно
положениям статьи 71 Конституции РК
депутаты Государственного Совета Республики
Коми первого созыва избирались по схеме:
20 депутатов от административно-
По
новой Конституции
Избрание в январе 1995 года депутатов Государственного Совета Республики Коми первого созыва подняло на новый, более высокий и совершенный уровень нормотворческую деятельность законодательной ветви власти.
Четкое
разграничение в новой
Если к 1990 году в республике насчитывалось не более 15-20 собственных законов, в 1990 - 1994 годах Верховным Советом было принято 109, а к январю 2004 года всего принято уже 720 законов.
Большое внимание в работе Госсовет РК уделял вопросам, имеющим важное значение для жизни республики. И, прежде всего, экономическим. Депутаты продолжили работу по формированию нормативной правовой базы местного самоуправления. Были приняты законы «О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований», «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по распоряжению землями, находящимися в границах муниципальных образований», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок» и другие.
Информация о работе Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми