Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования организации органов законодательной власти в субъекте Российской Федерации

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

Проанализировать конституционные основы деятельности органов государственной власти субъектов РФ;
Проследить развитие федерального законодательства в сфере организации государственной власти субъектов РФ;
Выявить место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми;
Исследовать место и роль законов Республики Коми и подзаконных актов Государственного Совета РК в вопросах формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми.

Оглавление

Введение 3
1. Конституционно–правовые основы создания и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Конституция Российской Федерации о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.2.Федеральное законодательство о формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации 21
2. Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 28
2.1. Место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми 28
2.2. Проблемы и перспективы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 41
Заключение 54
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Госсовет РК.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      Процесс бесконечного приведения в соответствие с федеральным законодательством республиканских нормативных правовых актов существенно тормозит собственную законотворческую деятельность. Примеров по изменению федерального законодательства в различных отраслях права множество. Даже базовые федеральные законы, устанавливающие основы государственного строительства, подвергаются изменениям. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменялся более 60 раз, при этом объём его увеличился более чем в 3 раза.

      Подобные тенденции отрицательно сказываются на эффективности законодательного процесса Госсовета Республики Коми и законодательных органов других субъектов Российской Федерации. В этом направлении серьёзным шагом вперёд было бы создание федеральной программы или единого государственного плана законопроектной деятельности на достаточно длительный период, не менее пяти лет.

      Нельзя на сегодняшний день утверждать, что формирование единого правового пространства имеет системный характер, что так необходимо для гармоничного развития парламентаризма. При этом искажается сама идея совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      Становятся совершенно неясными пределы закрепления в федеральных актах регулируемых общественных отношений, а также степень их детализации в этих актах. Тем самым возможности законотворчества субъекта Российской Федерации значительно уменьшаются.

      Именно в этом - свободе законотворчества с учётом местных потребностей, традиций, своеобразия, экономической актуальности - и заключается одна из составляющих регионального парламентаризма. Данный вопрос напрямую затрагивает также качество законотворчества Государственного Совета Республики Коми, стабильность регионального законодательства и степень доверия граждан власти.

      Государственный Совет Республики Коми, принимая законы, практически каждый раз должен решать проблему невыхода за пределы правотворческих полномочий в рамках пределов совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми. Неполная определённость и отсутствие в федеральных законах детальной правовой регламентации разграничения полномочий в пределах совместного ведения, сопровождаемые реализацией субъектом Российской Федерации собственной (региональной) политической воли по урегулированию конкретных отношений, являются основными причинами выхода Государственного Совета Республики Коми за пределы правотворческих полномочий Республики Коми. И как результат - отрицательные экспертные заключения органов Министерства юстиции Российской Федерации, представления и протесты прокуратуры Республики Коми, обращения граждан с последующим обжалованием законодательных актов в Верховном суде Республики Коми.

      В связи с этим ещё одной особенностью развития регионального парламентаризма является упреждающее правовое регулирование. Однако указанная правотворческая деятельность Государственного Совета Республики Коми является одним из позитивных факторов развивающегося парламентаризма в Республике Коми, поскольку позволяет своевременно реализовывать потребности населения, проживающего на территории республики.

      Данная правотворческая деятельность Государственного Совета Республики Коми диктуется в основном следующими причинами:

  • недостаточно быстрым реагированием федеральной власти на изменяющиеся потребности общества;
  • медлительностью в прохождении и рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо возвратом законодательной инициативы Государственного Совета Республики Коми.

      К сожалению, опережающее правотворчество регионального законодателя приводит к нестабильности законов, поскольку при принятии федерального закона приходится иногда очень существенно корректировать преждевременно принятые законы субъекта.

      Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Государственный Совет Республики Коми способствует формированию современного парламента нового типа, имеющего реальные властные полномочия для решения социальных и экономических задач, стоящих перед Республикой Коми. Государственный Совет Республики Коми - неотъемлемая часть политической системы региона, площадка для выработки и принятия важнейших решений развития республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Природа государственной власти в субъектах  Российской Федерации имеет производный от Федерации характер. Исключительно Российская Федерация устанавливает конституционные основы организации власти субъектов РФ, но при этом субъекты Федерации самостоятельны в организации этой власти, в вопросах формирования и ее деятельности. Российская конституционная модель наделяет органы государственной власти субъектов РФ полномочиями, которые, однако, не являются исключительным содержанием власти как таковой.

     Законодательство, определяющее конституционно-правовой статус органов государственной власти субъектов РФ складывается из федерального и регионального. Взаимосвязь между этими уровнями законодательства основана на общих принципах регулирования статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные особенности правового регулирования способствуют гармонизации федерального и регионального законодательства в вопросах формирования, структуры, полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако это не должно приводить к жесткой унификации организации государственной власти субъектов РФ, не учитывающей региональные, этнические и иные социальные особенности субъектов Российской Федерации, поскольку это может повлечь возникновение социальных и политических конфликтов.

      В истории парламентаризма Республики Коми могут быть выделены четыре основных периода. Время с 1918 по 1937 годы принято называть предпарламентским периодом, когда формировались идейные, политико-правовые и организационные предпосылки становления Верховного Совета как высшего законодательного органа власти.

      1938 - 1990 годы были периодом парламентаризма советского типа, создания и деятельности Верховного Совета Коми АССР.

      Во время так называемой первой демократической волны 1990-1994 годов осуществлялся переход от парламента советского типа к законодательной власти нового формата.

      Нынешний этап - с февраля 1994 года по настоящее время - ознаменован формированием регионального парламента и современного парламентаризма.

      Проведённый исторический анализ даёт основание утверждать, что накопленный опыт развития парламентаризма в советский период в целом в стране, равно как и в отдельных республиках, был учтён при определении места и роли законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в новых условиях.

     Правовой статус высшего законодательного органа власти республики претерпел большие изменения. Связано это было, в первую очередь, с новыми ориентирами, положенными в основу формирования системы государственной власти в республике на основе принципа разделения властей.

      В соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми.

      В результате проведенного исследования были выявлены следующие правовые проблемы.

      1. В дальнейшем совершенствовании нуждается взаимодействие Госсовета республики с другими органами власти.

      Необходим законодательно утверждённый Совет руководителей законодательной, исполнительной, судебной властей, который координировал бы участие всех ветвей власти в определении законодательных приоритетов в выработке принципиальных положений особо важных законов, преодолении тех или иных противоречий, возникающих между ветвями власти.

      2. Большой потенциал имеет взаимодействие Государственного Совета Республики Коми и Конституционного суда Республики Коми, но оно требует дальнейшей модернизации в целях повышения качества принимаемых законов и обеспечения высокого уровня гарантированности и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, и, как следствие, улучшения качества жизни населения Республики Коми.

      За основу можно взять опыт некоторых субъектов Российской Федерации, в которых конституционные (уставные) суды готовят ежегодные послания региональным парламентам. В послании могли бы быть отражены количество обращений, поступивших в Конституционный суд Республики Коми; количество обращений, принятых к производству данного Суда; субъектный состав; перечень нормативных актов, признанных не соответствующими нормам Конституции Республики Коми; статистические данные об исполнении решений Конституционного суда. Все это в конечном итоге повлияет на качество законотворческой деятельности.

      3. Процесс бесконечного приведения в соответствие с федеральным законодательством республиканских нормативных правовых актов существенно тормозит собственную законотворческую деятельность. Подобные тенденции отрицательно сказываются на эффективности законодательного процесса Госсовета Республики Коми и законодательных органов других субъектов Российской Федерации.

      В этом направлении серьёзным шагом вперёд было бы создание федеральной программы или единого государственного плана законопроектной деятельности на достаточно длительный период, не менее пяти лет.

      4. Государственный Совет Республики Коми, принимая законы, практически каждый раз должен решать проблему невыхода за пределы правотворческих полномочий в рамках пределов совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми. Неполная определённость и отсутствие в федеральных законах детальной правовой регламентации разграничения полномочий в пределах совместного ведения, сопровождаемые реализацией субъектом Российской Федерации собственной (региональной) политической воли по урегулированию конкретных отношений, являются основными причинами выхода Государственного Совета Республики Коми за пределы правотворческих полномочий Республики Коми. И как результат - отрицательные экспертные заключения органов Министерства юстиции Российской Федерации, представления и протесты прокуратуры Республики Коми, обращения граждан с последующим обжалованием законодательных актов в Верховном суде Республики Коми.

      В связи с этим ещё одной особенностью развития регионального парламентаризма является упреждающее правовое регулирование. Однако указанная правотворческая деятельность Государственного Совета Республики Коми является одним из позитивных факторов развивающегося парламентаризма в Республике Коми, поскольку позволяет своевременно реализовывать потребности населения, проживающего на территории республики.

      Данная правотворческая деятельность Государственного Совета Республики Коми диктуется в основном следующими причинами: недостаточно быстрым реагированием федеральной власти на изменяющиеся потребности общества; медлительностью в прохождении и рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо возвратом законодательной инициативы Государственного Совета Республики Коми.

      К сожалению, опережающее правотворчество регионального законодателя приводит к нестабильности законов, поскольку при принятии федерального закона приходится иногда очень существенно корректировать преждевременно принятые законы субъекта. В связи с чем необходимо принятие закона, направленного на детализацию собственных полномочий субъектов Федерации и разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Библиографический список 
 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. -  25 дек.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994  № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст.1447.
  3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996.  №  1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 1. – Ст. 1.
  4. Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13.06.1996. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
  5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 4.07.2003.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
  6. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 29.07.2000. № 106-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 31. - Ст. 3205.
  1. О внесении изменений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: федеральный закон от 11.12.2004. № 159-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 15 дек.

Информация о работе Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми