Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования организации органов законодательной власти в субъекте Российской Федерации

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

Проанализировать конституционные основы деятельности органов государственной власти субъектов РФ;
Проследить развитие федерального законодательства в сфере организации государственной власти субъектов РФ;
Выявить место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми;
Исследовать место и роль законов Республики Коми и подзаконных актов Государственного Совета РК в вопросах формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми.

Оглавление

Введение 3
1. Конституционно–правовые основы создания и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Конституция Российской Федерации о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.2.Федеральное законодательство о формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации 21
2. Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 28
2.1. Место и роль Конституций Республики Коми в формировании парламента Республики Коми 28
2.2. Проблемы и перспективы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми 41
Заключение 54
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

Госсовет РК.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     Депутаты  также принимали участие в  совершенствовании федерального законодательства в сфере местного самоуправления. Были подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ предложения о поправках в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также предложения по разработке модельных законов по основным проблемам МСУ.

     Динамика  развития общественных отношений требовала решения новых задач в области правового регулирования. Были разработаны и приняты законы в области науки и научно-технического прогресса, социальных гарантий определенным категориям лиц, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам организации и деятельности органов исполнительной власти, приватизации государственного имущества, управления государственной собственностью, установления налогов, о правовом статусе вновь образованных государственных органов: Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, Контрольно-счетной палаты Республики Коми и другие.

     В период работы Государственного Совета РК второго созыва значительно усилилось такое направление в его деятельности как приведение законодательства Республики Коми в соответствие с федеральным законодательством.

     Изменения в законодательстве охватили многие его стороны и почти все отрасли права. В целом были подвергнуты совершенствованию сферы социального законодательства, административного, уголовного, налогового, судебной системы.

     Депутатам Государственной Думы Валерию Маркову и Алексею Томову направлялись замечания и предложения по наиболее важным федеральным законопроектам для того, чтобы они при рассмотрении их в Государственной Думе отстаивали интересы Государственного Совета.

     Еще одной формой участия законодательного органа республики в федеральном законотворческом процессе является законодательно-инициативная деятельность Государственного Совета РК в Государственной Думе РФ. Депутаты Госсовета РК второго созыва внесли в Государственную Думу РФ 15 законодательных инициатив. Семь вносимых проектов федеральных законов затрагивали вопросы социального законодательства, предметом рассмотренных восьми законопроектов являлись вопросы конституционного и экономического законодательства.

     Кроме того, Государственным Советом было направлено 14 обращений в адрес Президента, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Вот некоторые из них: об ускорении принятия федерального закона "О минимальных социальных стандартах", "О защите трудовых прав работников", о принятии мер по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по проблемам Севера, о неотложных мерах по стабилизации работы предприятий пассажирского автотранспорта общего пользования, о принятии неотложных мер по повышению оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и другие.

     Важным  направлением в работе Госсовета  РК являлась и контрольная деятельность. В порядке контрольной деятельности в комитетах Государственного Совета, а затем на сессиях за 1999-2003 годы было рассмотрено 45 вопросов - о мерах по улучшению организации питания в школах, детских домах и детских садах, о ходе выполнения законов Республики Коми "Об образовании", "О физической культуре и спорте" в части развития физической культуры и спорта среди инвалидов, "О местном самоуправлении в Республике Коми", "Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и о наименованиях географических объектов Республики Коми".

     Большое внимание Государственный Совет  РК уделял проблемам бюджетной политики, формированию социальной составляющей республиканского бюджета, вопросам финансирования социальных отраслей, реализации целевых республиканских программ социальной направленности. В результате к 2003 году число республиканских целевых программ, финансируемых за счет республиканского бюджета, сократилось более чем в два раза.

     С 16 февраля 2006 года высший законодательный  орган власти республики возглавила депутат Истиховская М.Д.

     В структуре Государственного Совета Республики Коми создано три комитета: Комитет по законодательству и местному самоуправлению, (возглавляет депутат Государственного Совета Республики Коми Завьялова Людмила Васильевна, Комитет по бюджету, налогам и экономической политике (возглавляет депутат Государственного Совета Республики Коми Забровская Белла Леонидовна), Комитет по социальной политике (возглавляет депутат Государственного Совета Республики Коми Гольдштейн Ростислав Эрнстович).

     Основными формами деятельности Государственного Совета Республики Коми являются традиционные пленарные заседания в рамках осенней и весенней сессий Государственного Совета Республики Коми, а также заседания комитетов Государственного Совета Республики Коми. В процессе работы депутатов Государственного Совета Республики Коми в данном формате происходит большая часть законотворческого процесса по созданию и совершенствованию правовой базы Республики Коми.

     Вместе  с тем многообразная деятельность законодательного органа власти определяется кроме обозначенных, еще такими формами  парламентской деятельности как «День депутата», «парламентские слушания», «правительственный час», выездные заседания Президиума Государственного Совета Республики Коми, комитетов Государственного Совета Республики Коми. Проведение выездных заседаний позволяет депутатам Государственного Совета Республики Коми непосредственно на местах знакомиться с работой той или иной организации производственной или социальной сферы, глубже изучать проблемы, а в результате - наиболее оптимально принимать соответствующие решения.

     Нормотворческая деятельность нынешнего органа законодательной власти Республики Коми осуществляется на основе принципов разделения властей, невмешательства ветвей власти в чужую компетенцию. Концентрация нормотворческих полномочий законодательной власти в руках Государственного Совета позволяет планировать эту деятельность исходя из потребностей жителей республики.

     Основными задачами в законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Коми на современном этапе являются:

  • подготовка пакета законопроектов, направленных на реформирование системы местного самоуправления на основе положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года;
  • совершенствование межбюджетных отношений на уровне Федерация - республика, республика - муниципалитет;
  • настойчивость в отстаивании интересов населения республики по обеспечению как основными, так и дополнительными гарантиями для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

     Сегодня Государственный Совет Республики Коми видит свою задачу в объединении  усилий всех сторон в проведении социально-экономических  реформ, в создании благоприятной  законодательной базы для стабилизации и подъема экономики.

      Итак, в истории регионального парламентаризма могут быть выделены четыре основных периода. Время с 1918 по 1937 годы принято называть предпарламентским периодом, когда формировались идейные, политико-правовые и организационные предпосылки становления Верховного Совета как высшего законодательного органа власти.

      1938 - 1990 годы были периодом парламентаризма советского типа, создания и деятельности Верховного Совета Коми АССР.

      Во время так называемой первой демократической волны 1990-1994 годов осуществлялся переход от парламента советского типа к законодательной власти нового формата.

      Нынешний этап - с февраля 1994 года по настоящее время - ознаменован формированием регионального парламента и современного парламентаризма.

      Проведённый исторический анализ даёт основание утверждать, что накопленный опыт развития парламентаризма в советский период в целом в стране, равно как и в отдельных республиках, был учтён при определении места и роли законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в новых условиях. 
 

    1. Проблемы  и перспективы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми
 
 
 

      Принятая 12 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом Республики Коми 17 февраля 1994 г.) изменили подходы к определению роли и значения законодательной власти в республике, заложили основы реформы всей системы государственной власти.

      Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации.

      Вместе с тем данный важный аспект парламентаризма в Республике Коми до последнего времени фактически не был закреплён в законах Республики Коми. Отдельные нормы контрольных полномочий Государственного Совета Республики Коми находились в Регламенте Государственного Совета Республики Коми, призванном регулировать вопросы законодательного процесса.

      В 2010 г. была проведена серьёзная работа по повышению статуса законодательного (представительного) органа Республики Коми, упорядочению и обновлению правовых предписаний. Результатом этой работы стало принятие Закона Республики Коми «О Государственном Совете Республики Коми» [17]. Государственный Совет Республики Коми IV созыва стал пятнадцатым субъектом Российской Федерации, где представительный орган принял "собственный" закон, направленный на упорядочение правоотношений, связанных с деятельностью законодательного (представительного) органа власти - Государственного Совета, путём определения его статуса, функций, полномочий.

     Правовой статус высшего законодательного органа власти республики претерпел большие изменения. Связано это было, в первую очередь, с новыми ориентирами, положенными в основу формирования системы государственной власти в республике на основе принципа разделения властей.

      В соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми.

      Основными нормативными актами, которые устанавливают порядок выборов депутатов Государственного Совета республики, являются Конституция Республики Коми и Закон Республики Коми «О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми» [18], его компетенцию и процедуру работы - Конституция Республики Коми, Закон Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» [19], Положение о депутатских объединениях (фракциях, депутатских группах) в Государственном Совете Республики Коми [25], Положение о комитетах Государственного Совета Республики Коми [26], Регламент Государственного Совета Республики Коми [27]. Эти нормативные правовые акты соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

      Выборы депутатов Государственного Совета IV созыва, осуществлявшего свою деятельность до 2011 года, состоялись 11 марта 2007 г. Половина депутатов избиралась по одномандатным округам, половина - по единому партийному округу (ещё в 2003 г. депутаты избирались только по одномандатным округам). Именно по такому принципу проходят выборы и в высшие законодательные органы Российской Федерации и многих других стран. Такой принцип наиболее полно отражает ценности демократического общества. Голосуя, избиратель выбирает, во-первых, того определённого человека, которому доверяет представлять свои интересы в высших сферах. Во-вторых, голос отдаётся и за партию, т.е. реальную политическую силу, владеющую мощным ресурсом для влияния на развитие всего государства.

      В соответствии с новациями, появившимися в федеральном законодательстве о выборах в парламенты субъектов России, при сохранении общего количества депутатов (30 человек) 15 депутатов были избраны по партийным спискам, составленным региональными отделениями политических партий. В результате 15 депутатских мандатов были распределены между партиями следующим образом:

    • региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - 6;
    • «Справедливая Россия» - 3;
    • Коммунистическая партия Российской Федерации» - 2;
    • Либерально-демократическая партия России - 2;
    • Союз правых сил - 2.

      Ещё 15 депутатов были избраны по одномандатным округам, образованным на территории республики и включающим примерно равное количество избирателей.

Информация о работе Проблемы формирования и деятельности Государственного Совета Республики Коми