Проблемы формирования государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, ни в одной другой сфере экономики нашей страны за последние 3 - 4 года не произошли столь кардинальные изменения, как в области финансов (за исключением, может быть, денежно-кредитной сферы). Это, несомненно, было необходимо, так как финансовые отношения являются "кровеносной системой" любой экономики, и реально реформировать экономику без изменений в финансовой системе и финансовой политике не представляется

Оглавление

1. Финансы: общее понятие.
2. Принцип построения финансовой системы.
3. Основные направления финансовой политики.
4. Проблемы формирования бюджета.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Библиотека 5баллов.ru

 

Соглашение  об использовании

Материалы данного  файла могут быть использованы без  ограничений для написания собственных  работ с целью последующей  сдачи в учебных заведениях.

Во всех остальных  случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.

Ó РосБизнесКонсалтинг


 

 

 

      ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

     ПЛАН

 

     1. Финансы: общее понятие.

     2. Принцип построения финансовой  системы.

     3. Основные направления финансовой  политики.

     4. Проблемы формирования бюджета.

 

 

     Пожалуй,  ни в одной другой сфере  экономики  нашей  страны за последние 3 - 4 года не произошли столь кардинальные изменения, как в области финансов (за исключением, может быть, денежно-кредитной сферы). Это, несомненно,  было необходимо, так как финансовые отношения являются "кровеносной системой" любой экономики, и  реально реформировать экономику без изменений в финансовой  системе и финансовой политике не представляется

 возможным.  Показатели финансовой системы  являются надежным  индикатором  состояния национальной экономики в  целом.  Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности:  структура  производства,  межотраслевые  и  территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей и т.  д.  Что же такое финансы, финансовые отношения, финансовая система и т. п.?

     В  теоретическом плане финансы  - это отношения между:

  -государством, с одной стороны,  и юридическими  и физическими лицами, с другой;

  - между самими  юридическими лицами;

  - между отдельными  государствами по поводу  образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).  Таким образом, денежные  отношения,  движение  которых опосредовано особыми фондами,  - это финансовые отношения.

    Система  этих отношений получила название финансовой  системы (иногда  под  финансовой  системой  понимается  также  система финансовых учреждений государства:  министерство финансов,  его органы,  местные  финансовые отделы  и управления,  финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления).Она включает следующие звенья:  бюджеты различных уровней (государственный,  федеральный,  республиканский, местный и т. п.);

 фонды социального,  имущественного и личного страхования',  валютные резервы  государства,  денежные  фонды предприятий,  организаций, фирм, других коммерческих и  некоммерческих структур,  прочие специальные  денежные фонды.

     Ведущим  звеном финансовой системы   является  государственный (федеральный)  бюджет. Именно с его помощью  государство осуществляет в основном территориальное  и  межотраслевое  распределение и перераспределение валового национального продукта.

     Принципы  построения  финансовой системы  могут быть различными. Для финансовых  систем современных развитых  стран характерен принцип фискального  федерализма,  при  котором осуществляется  четкое  разграничение  функций между различными уровнями системы. Так, например, правительство полностью независимо  в  целях,  касающихся нации  в целом - расходы на оборону,  космос,  внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие  школ,  охрану  общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

     Местные  бюджеты не входят своими доходами  и расходами в государственный  бюджет,  а в федеративных государствах  бюджеты  членов  федерации (штатов,  земель, кантонов) не включаются в  федеральный  (государственный) бюджет.

    В  настоящее время и Россия, и  большинство стран СНГ перешли   к построению своих финансовых  систем на принципе фискального  федерализма.

     Изменение  принципа построения их финансовых систем предполагает:

    - экономическую   самостоятельность  бюджетов   всех уровней в государстве:  раздельное формирование на нормативной  основе,  утверждение и  исполнение;

    - взаимодействие  между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;

    - укрепление  доходной части местных бюджетов;

    - для  общих республиканских,  межрегиональных  программ и мероприятий создаются  целевые  бюджетные фонды;

    - возобновляется  (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций,  носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);

    - определяется (по совместному соглашению) передача финансовых  ресурсов в специальные фонды СНГ на договорной основе. (К настоящему времени принято соглашение о создании совместных финансовых фондов для ликвидации последствий Чернобыльской аварии, для спасения Аральского моря.)

     Финансовая  система  воспроизводит  все  процессы по перераспределению  общественного продукта и   национального  дохода.  Поэтому  она служит и одним из важнейших  регуляторов  развития  национальной  экономики.  Такая форма  регулирования со стороны государства носит название финансовой  политики.  Государство  осуществляет мероприятия  по  мобилизации  финансовых ресурсов,  их распределению и перераспределению,  использованию  для своих  функций  на основе финансового законодательства страны.

     Направления  финансовой  политики зависят  от экономического состояния  страны и решаемых задач. Кризисное  состояние  экономики предопределяет  финансовую политику,  направленную  на стимулирование производства (например, в виде различных налоговых льгот отдельным производителям),  мобилизацию финансовых ресурсов с целью эффективного вложения их в наиболее прибыльные отрасли экономики,  с одной стороны,  и, с другой, - некоторое сдерживание всех социальных программ,  сокращение расходов на оборону и т,  д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние, меняются направления финансовой политики.

     Правильность  выбранной финансовой политики, несомненно,  зависит от критической  оценки складывающейся в стране  ситуации, от соблюдения <золотого правила> экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать жизнь такой,  какая она есть,  а не такой,  какой ее хотелось бы видеть.  Это важно,  поскольку общей тенденцией современности является повышение роли правительства  в  регулировании  национальной экономики через финансовую систему.

     Данное  обстоятельство связано с ростом  расходов на программы  по  социальному обеспечению,  на  поддержание уровня доходов,  на здравоохранение и т. п.  Это проявляется в росте доли  национального дохода,  перераспределяемого государством.

      Например, можно проследить историческую  тенденцию роста государственных  закупок товаров и услуг в  США по отношению к росту  национального дохода.

     Эта тенденция  показывает,  что в период с  1929-1991  гг.  доля государственных закупок в национальном доходе США постоянно увеличивалась. Резкий скачок приходится  на  годы второй мировой войны.  С начала 50-х годов общий объем правительственных закупок и услуг составляет примерно 20%  национального дохода. В большинстве индустриально развитых стран эта доля  составляет примерно 25 - 30%.

     Традиционно  высокой была доля государственных  расходов в национальном доходе  стран с командно-административной  системой управления (например,  в СССР в 1990г. она составляла 74,9%), что определяло соответствующую финансовую политику, направленную на централизацию финансовых  ресурсов,  их централизованное распределение.

   ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТА

 

     Одним из  важнейших вопросов государственных  финансов  является проблема бюджетного дефицита и государственного долга.  Дефицит бюджета и величина  государственного  долга  -  это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно  большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так

 и всего населения  в целом. 

     Для начала  уясним, что понимает экономическая  теория под дефицитностью бюджета  и как складывается государственный  долг.  Дефицит бюджета - это  сумма, на которую в данном  году расходы  бюджета  превосходят   его доходы.  Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

     В экономической   теории  различают  структурный   и циклический  бюджетный дефицит.  Структурный дефицит -  это  разность между федеральными доходами  и  расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработицы (базовый уровень  безработицы - 6%).  Если уровень безработицы  начинает превышать  базовый (когда экономическая система входит в состояние спада),  реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет роста  выплат  пособий  по безработице,  частично  за  счет  сокращения налоговых  поступлений.  Разность между реально наблюдаемым дефицитом  бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

     Изменения  структурного  и  циклического  дефицитов находятся в зависимости  от состояния экономики. Так, в период  восстановления  экономики после экономического спада сокращается циклический дефицит.  В то же  время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности,  за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

   Причин бюджетного  дефицита может быть много:

   - спад общественного  производства;

   - рост  предельных  издержек общественного производства;

   - массовый выпуск <пустых> денег;

   - излишне, неоправданно  раздутые социальные программы;

   - возросшие затраты  на финансирование ВПК;

   - оборот <теневого> капитала в огромных масштабах;

   - возможной  причиной  бюджетного дефицита являются  и огромные  непроизводительные  расходы,  приписки, хищения,  потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

   Источники покрытия  бюджетного  дефицита  хорошо  известны.

     В экономических  системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление  налогообложения.  Но есть и третий,  традиционный,  способ – это производство денег, или "сеньораж" (печатанье денег) .

     Однако <сеньораж> сегодня не принимает форму  простого печатанья денег (слишком  явна здесь связь с  усилением  инфляции). В настоящее время <сеньораж> существует посредством создания  резервов  коммерческих  банков.  Рассмотрим следующие финансовые операции,  целью которых является сокращение дефицита. Предположим, что Казначейству США необходимо 100 млн долл.  на покрытие  определенных правительственных расходов.  Оно печатает на  эту сумму казначейские векселя и продает их федеральной Резервной Системе.  ФРС покупает их, расплачиваясь  за  векселя  размещением кредита на счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет.  Получатели чеков вкладывают затем полученные средства в  коммерческие  банки.  По  окончании процесса  клиринга  чеков оказывается,  что создано на

100 млн долл.  новых  банковских резервов.  Новые   банковские  резервы,  созданные   в  процессе <сеньоража>, становятся  основой многократного расширения  количества денег в обращении. 

 Следует заметить, что  если эти операции имеют незначительный размер,  то особо пагубных последствий они не несут.  Однако если правительство чрезмерно полагается Еа механизм <сеньоража> как средство оплаты своих расходов,  то количество денег,  находящихся в обращении,  будет  расти  слишком  быстро  (в соответствии с мультипликатором денежного предложения),  порождая тем самым рост инфляции.  Казалось бы избежать отрицательных последствий "сеньората" достаточно легко:  ФРС может  отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству,  Однако - практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического  уровня,  его  дальнейший  рост принимает  взрывоопасный  характер и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот  процесс.

     Несомненно, бюджетный  дефицит относится к так   называемым <отрицательным> экономическим  категориям типа инфляции,  кризиса,  безработицы,  банкротства, однако  они  являются  неотъемлемыми   элементами экономической системы.  Более того, без них экономическая система утрачивает  способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить, что бездефицитность бюджета  вообще  еще  не означает эдоровья экономики.  Надо четко  представлять  себе,  какие  процессы  протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Информация о работе Проблемы формирования государственного бюджета