Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:22, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является анализ современного состояния экономических основ местного самоуправления в России, проблемы нормативного регулирования порядка формирования и управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования выдвигались следующие задачи:
на основе анализа теоретической литератур определить состав муниципальной собственность;
раскрыть понятие и структуру экономической основы местного самоуправления, дать характеристику их основным элементам;
осветить проблему управления муниципальной собственностью, раскрыть полномочия органов местного самоуправления;
проанализировать бюджетный процесс, дать характеристику местному бюджету.
Введение……………………….……………………………….………….…….3
Глава 1. Общая характеристика экономических основ местного самоуправления………………………………………………………………...6
Понятие и структура экономических основ местного самоуправления..6
Состав муниципальной собственности по федеральному законодательству…………………………………………………………….….11
Глава 2. Порядок управления муниципальным имуществом……….….24
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом…….................................…….………….……..24
Муниципальное регулирование порядка управления муниципальным имуществом……………………………………………….……….…….……...29
Глава 3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании….………38
Порядок формирования и утверждения местного бюджета…….……....38
Контроль за исполнением местного бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства…………………………….….......49
Заключение…………………………………………………………….……….56
Список использованных источников………………...…………….……….60
Для осуществления возложенных на местное самоуправление функций муниципальным образованиям необходимо активно участвовать в гражданском обороте. Законодатель во исполнение данного положения признал муниципальные образования самостоятельными субъектами гражданского права, которые, несмотря на свой публичный статус, в гражданских правоотношениях должны выступать на равных началах с физическими и юридическими лицами. Однако самостоятельность местного самоуправления в гражданском обороте возможна лишь при наличии материально-финансовых ресурсов, составляющей которых является муниципальное имущество. Данный принцип закреплен и в Европейской хартии местного самоуправления31, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и соответственно должны определять и финансово-экономическую политику России применительно к муниципальным образованиям. Очевидно, что органы местного самоуправления будут самостоятельны только в случае закрепления материальных гарантий их самостоятельности, одной из которых является наличие муниципальной собственности, а также право муниципальных органов свободно управлять ею и соответственно получать доходы от ее использования.32
Следует отметить, что самостоятельность органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальной собственностью являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В итоге рассмотрения были определены пределы реализации указанного правомочия - иные «конституционно защищаемые ценности». Указано: «...возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается».33
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
Таким образом, при выполнении этих условий эффективное управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона от 06 октября 2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет не только способствовать повышению доходности муниципального имущества, но и изменению роли имущества в социально-экономическом развитии муниципального образования.
Это станет реальностью, если при выборе способа распоряжения муниципальным имуществом будут учитываться не только интересы различных сторон (населения, органов местного самоуправления, организаций разных форм собственности), но и будут изыскиваться средства для текущего функционирования и стратегического развития территории.
Федеральное законодательство устанавливает общие положения и принципы формирования и управления муниципальной собственностью, в то время как на муниципальном уровне происходит конкретизация указанных положений. Интерес представляет рассмотрение нормативной базы, регулирующей управление муниципальной собственностью на примере муниципального образования «город Ульяновск».
Основу правового
Также хотелось бы выделить не маловажные акты, положения, программы муниципального образования «город Ульяновск», влияющие на формирование института муниципальной собственности и управление муниципальным имуществом:
Устав муниципального образования «Город Ульяновск» имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это свидетельствует от том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории г. Ульяновска соответствуют прописанным в федеральном законодательстве. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом устанавливается Городской Думой.
Концепция управления муниципальной собственностью муниципального образования «город Ульяновск» на 2009-2011 гг. разработана Комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, опубликована на официальном сайте мэрии г. Ульяновска. Цель действия Концепции в организации работы по стратегическому и долгосрочному использованию муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» во исполнение Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Для исследования нас интересует порядок управления муниципальной собственностью. Разработанная Концепция по управлению муниципальной собственности предоставляет информацию по предполагаемым расходам местного бюджета на управление муниципальным имуществом. На 2009г. на управление объектами муниципальной собственности в местном бюджете было запланировано выделение 198 808,4 тыс. руб., в 2010 году – 146 833 тыс. руб., 2011 году – 75 456 тыс. руб.41
Учет объектов, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом на основании Положения об организации учета муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества г.Ульяновска, утвержденного Решением УГД от 30.10.02г. № 186.42
В соответствии с главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 29.12.2004г. № 132 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Ульяновск» определённым категориям ссудополучателей муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование.
В соответствии с Федеральным
законом № 131-ФЗ Комитету
1. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 26.11.2008г. № 186 «Об утверждении бюджета муниципального образования « город Ульяновск» на 2009 и на главный период 2010 и 2011 годов»43 определены следующие приоритетные направления поддержки определенной категории ссудополучателей муниципального имущества:
2. Оценка потерь бюджета в связи с передачей муниципального имущества в безвозмездное пользование в 2009г. составила 70 000,0 тыс. руб., в составит 2010г. – 70 000,0 тыс. руб., в 2011г. - 70 000,0 тыс. руб. (без учета повышения ставок арендной платы и планируемой к передаче в федеральную собственность муниципального имущества).44
В соответствии с нормами Федерального Закона от 30.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»45 и исходя из поставленных целей управления муниципальной собственностью, одним из важных приоритетов управления имуществом является использование конкурсного отбора при предоставлении объектов в безвозмездное пользование. Поэтому в 2009-2011 гг. будет осуществляться работа по предоставлению в безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования.
Величина арендной платы
за пользование муниципальным
1. Доходы от сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений, с учетом уменьшения площади арендуемых нежилых помещений, предполагаемых для включения в программу приватизации в 2009-2011гг., составят:
в 2009 г. – 270 358,7 тыс. руб.
в 2010 г. – 265 740,6 тыс. руб.
в 2011 г. – 273 700,1 тыс. руб.
2. В 2009-2011 гг. планируется кроме объектов недвижимости муниципальной казны, сдавать в аренду объекты инфраструктуры, благоустройства, рекреационной инфраструктуры (парки, пляжи, скверы) и движимого имущества.
В соответствии с нормами Федерального Закона от 30.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исходя из поставленных целей управления муниципальной собственностью, одним из важных приоритетов управления имуществом является использование конкурсного отбора при предоставлении объектов в аренду. Поэтому в 2009-2011 будет вестись работа по предоставлению в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды.
В целях реализации Федерального Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» составлены предварительные перечни помещений, которые могут быть выкуплены арендаторами до 01.07.2010 года, а с учетом рассрочки и в более поздние сроки.46
Планируется оформление процедуры согласия собственника на заключение договоров аренды муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, при условии проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды.
Решением Ульяновской городской Думы от 29.10.08 г. № 151 утверждена Программа приватизации муниципального имущества г.Ульяновска на 2009 год. В неё вошло 76 объектов недвижимости. Планируется получить денежных средств в сумме 304 млн. рублей. На сегодня реализуется Программа приватизации муниципального имущества г. Ульяновска на 2010 год, утвержденная решением Ульяновской Городской Думы от 30.09.2009 № 84. В рамках этой программы за 2010 год планируется приватизировать около 57 объектов нежилых помещений и зданий.