Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является анализ современного состояния экономических основ местного самоуправления в России, проблемы нормативного регулирования порядка формирования и управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования выдвигались следующие задачи:
на основе анализа теоретической литератур определить состав муниципальной собственность;
раскрыть понятие и структуру экономической основы местного самоуправления, дать характеристику их основным элементам;
осветить проблему управления муниципальной собственностью, раскрыть полномочия органов местного самоуправления;
проанализировать бюджетный процесс, дать характеристику местному бюджету.

Оглавление

Введение……………………….……………………………….………….…….3
Глава 1. Общая характеристика экономических основ местного самоуправления………………………………………………………………...6
Понятие и структура экономических основ местного самоуправления..6
Состав муниципальной собственности по федеральному законодательству…………………………………………………………….….11
Глава 2. Порядок управления муниципальным имуществом……….….24
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом…….................................…….………….……..24
Муниципальное регулирование порядка управления муниципальным имуществом……………………………………………….……….…….……...29
Глава 3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании….………38
Порядок формирования и утверждения местного бюджета…….……....38
Контроль за исполнением местного бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства…………………………….….......49
Заключение…………………………………………………………….……….56
Список использованных источников………………...…………….……….60

Файлы: 1 файл

Диплом последний вариант.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.

В-третьих, ответственность  за нарушения бюджетного законодательства реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.

В-четвертых, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии  оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает  совершение лицом правонарушения. Такими основаниями может быть:

  • бюджетное правонарушение;
  • нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;
  • нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.

Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный  акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, ответственность  за нарушения бюджетного законодательства осуществляется специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.68

Итак, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность  лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций.

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели  понятие муниципальной собственности  и способы ее формирования, а также институт управления имуществом муниципальных образований, также порядок формирования местного бюджета и особенности исполнения местного бюджета.

Кроме того, было изучено  нормативное регулирование порядка  управления муниципальным имуществом на примере муниципального образования «Город Ульяновск».

На основании изложенного  материала можно сделать вывод  об имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муниципальной  собственности.

Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые  и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая).

Эти базы управления подразумевают  наличие ряда отношений:

отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);

отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения).

При этом земельные отношения  являются основополагающими в имущественных  отношениях и наиболее сложными в  правоприменительной практике органов  местного самоуправления.

Развитие муниципальной  собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития муниципального хозяйства. Оно неизбежно следует за экономическим ростом муниципального образования и спросом населения.

Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жителей территории, а также должна учитывать изменения, происходящие на местном уровнях.

Вопросы структуры и  масштаба собственности, видов и  форм, сколько и какого имущества, ресурсов необходимо для обеспечения  полномочий местного самоуправления, каких и сколько муниципальных предприятий и организаций должно быть в муниципальном образовании, как и каким образом, распределить полномочия между органами местного самоуправления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, становятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, завершая исследование, отметим:

Конституция наделяет муниципальные  образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, сдача муниципального имущества в аренду. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества вследствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью.

Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами. Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления по участию в управлении муниципальной собственностью, и выявить, что способ формирования муниципальной собственности соответствует федеральному законодательству, а также выявлены основные подходы к определению целей и способов использования муниципальной собственности (например, для обеспечения доходной части местного бюджета).

Рассмотрение муниципальной  собственности муниципального образования «Город Ульяновск» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным, но при этом в настоящее время еще не завершен процесс формирования муниципальной собственности; нет качественной системы учета муниципальной собственности. Следовательно, неэффективное управление муниципальной собственностью не соответствует основной цели муниципального имущества: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, должна перераспределяется по расходным статьям местного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально - экономических интересов населения.

Проведённый анализ эффективности  функционирования органов, участвующих  в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление  использования муниципального имущества (аренда земельных участков). Была выявлена положительная тенденция в направлении использования аренды земельных участков взамен продажи земельных участков, но при этом рост показателей поступлений от аренды муниципальной собственности в районный бюджет мог быть и большим.

В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности. А это - в свою очередь – «отвлекает» стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, на инфраструктуру района.

Соответственно выявленным проблемам в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:

  • увеличения финансирования мероприятий связанных с государственной регистрацией права собственности;
  • использование новых методов в сфере управления муниципальной собственностью в частности межмуниципальное хозяйственное общество;
  • установление более тщательного учета и контроля над использованием муниципального имущества находящегося в обороте;
  • выявления бесхозяйных объектов земельных участков, и государственной регистрации права муниципальной собственности, для дальнейшего использования этого ресурса, например в сельскохозяйственных целях.

Исследование бюджета  муниципального образования показало, что в местном бюджете много проблем. Большинство из них являются просто попустительством со стороны руководителей администраций муниципальных образований; многие ошибки допускаются умышленно (например, неисполнение расходной части бюджета муниципального образования).

Проводя анализ судебной практики, можно сделать вывод, что довольно часто возникают споры о признании недействительными сделок, результатом которых является переход государственного имущества в частную собственность; пробелы в законодательстве позволяют передать государственное имущество, в отношении которого решений о приватизации принято не было; при признании недействительными результатов приватизации решений о возврате имущества в государственную или муниципальную собственность практически не принимается.

Таким образом, задачи, стоящие  перед автором работы, выполнены, что позволяет нам говорить о достижении цели выпускной квалификационной работы.

 

Список используемых источников.

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994;
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 30.04.2010) // Российская газета, № 220, 20.11.2002;
  4. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466;
  5. Закон Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области (принят ЗС области 29.04.2002)» // Ульяновская правда, № 81, 22.05.2002;
  6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Парламентская газета, № 4, 23-29.01.2009;
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998;
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340;
  9. Решение Ульяновской Городской Думы от 22.09.99 № 217 ред. от 05.09.2001) «Об утверждение положения «О порядке передачи в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности города Ульяновска» (вместе с «Договором безвозмездного пользования имуществом») // Вестник Ульяновской Городской Думы, № 16, 1999 г.;
  10. Решение Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 № 62 «Об утверждении положения О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ульяновска» // Ульяновск сегодня, № 20 (312), 08.05.2003;
  11. Решение Ульяновской Городской Думы от 29.12.2004 № 132 (ред. от 30.09.2009) «Об утверждении Положения «О порядке предоставления в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Ульяновск» // Ульяновск сегодня, № 8 (431), 04.02.2005;
  12. Решение Ульяновской Городской Думы от 30.04.03 г. № 62 Об утверждении Положения «О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ульяновска» // Ульяновск сегодня, № 17, 07.05.2003;
  13. Решение Ульяновской Городской Думы от 29.10.2008 № 151 (ред. от 21.10.2009) «Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества г. Ульяновска на 2009 год» // Ульяновск сегодня, № 87 (698), 07.11.2008;
  14. Решение Ульяновской Городской Думы от 30.09.2009 № 84 «Об утверждении программы приватизации муниципального имущества г. Ульяновска на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» // Ульяновск сегодня, № 92 (805), 17.10.2009;
  15. Решение Ульяновской Городской Думы от 26.11.2008 N 186 (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Ульяновск сегодня, № 93 (704), 28.11.2008;
  16. Решение Ульяновской Городской Думы от 30.10.02 г. № 186 «Об утверждении Положения «Об организации учета муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества г.Ульяновска» //  http://www.ugd.ru/base/resh/resh186-2002.php;
  17. Устав Муниципального Образования «Город Ульяновск», утв. решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202) // Ульяновск сегодня, № 58 (481), 30.12.2005;
  18. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40;
  19. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Парламентская газета, № 19, 26.01.2002;
  20. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 158, 25.07.2008;
  21. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Российская газета, № 116-117, 29.06.2002;
  22. Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.07.2008, № 27, ст. 3126;

2. Книги

  1. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 3;
  2. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. // М.: НОРМА, 2008. 592 с;
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов // Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 435 с;
  4. Государственные и муниципальные финансы. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов Н.Б. Ермасова. // М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 192с;
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Юристъ, 2000;
  6. Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт. Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов // Изд-во ПАГС, 2001. С. 52;
  7. Муниципальное право. Под ред. Ю.А. Дмитриева // М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 782;
  8. Овчинников И. Финансы местного самоуправления: проблемы укрепления доходной базы // Хозяйство и право. 1998. № 9. С. 124;
  9. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. Учебное пособие // М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416;
  10. Финансы, денежное обращение и кредит // Под ред. В.К. Сенчагова – М.: Проспект, 2001. - 365 с;
  11. Чаннов С.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах. // М.: Юристь, 2008. С. 225
  12. Юридическая энциклопедия. // М., 1997. С. 249;

3. Статьи в сборниках, журнала и газетах

  1. Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения. // Российская юстиция, 2008, № 6;
  2. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. // М.: Высшее образование, 2009. С. 260. 
  3. Игнатюк Е.В. Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 42 – 51;
  4. Ким В.Д. К вопросу о новой правовой модели управления государственной собственностью // Академический юридический журнал. 2005. № 4;
  5. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. М.: Ось-89, 2008;
  6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) // С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.; под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 1504 с;
  7. Лагутин И.Б.. Понятие регионального финансового контроля. // Финансовое право, 2009, № 7
  8. Тасалов Ф.А. Местные бюджеты и финансовый контроль // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. С. 33 - 35.
  9. Тепляков Д.О. Понятие и сущность бюджетного процесса, муниципальный бюджетный процесс. // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 23;
  10. Тедеев А.А., Парыгина В.А. К вопросу о некоторых принципах финансового права: принцип прозрачности (открытости) бюджетной деятельности // Налоги. 2010. № 1. С. 11 – 14;
  11. Трофимова И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. № 5. 2006;
  12. Тютина Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. № 1. С. 3 - 8.

Информация о работе Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью