Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является анализ современного состояния экономических основ местного самоуправления в России, проблемы нормативного регулирования порядка формирования и управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования выдвигались следующие задачи:
на основе анализа теоретической литератур определить состав муниципальной собственность;
раскрыть понятие и структуру экономической основы местного самоуправления, дать характеристику их основным элементам;
осветить проблему управления муниципальной собственностью, раскрыть полномочия органов местного самоуправления;
проанализировать бюджетный процесс, дать характеристику местному бюджету.

Оглавление

Введение……………………….……………………………….………….…….3
Глава 1. Общая характеристика экономических основ местного самоуправления………………………………………………………………...6
Понятие и структура экономических основ местного самоуправления..6
Состав муниципальной собственности по федеральному законодательству…………………………………………………………….….11
Глава 2. Порядок управления муниципальным имуществом……….….24
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом…….................................…….………….……..24
Муниципальное регулирование порядка управления муниципальным имуществом……………………………………………….……….…….……...29
Глава 3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании….………38
Порядок формирования и утверждения местного бюджета…….……....38
Контроль за исполнением местного бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства…………………………….….......49
Заключение…………………………………………………………….……….56
Список использованных источников………………...…………….……….60

Файлы: 1 файл

Диплом последний вариант.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

 Высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  университет

 

Институт дополнительного образования

 

Юридическое отделение 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

 

 

 

Ульяновск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………….……………………………….………….…….3

Глава 1. Общая  характеристика экономических основ  местного самоуправления………………………………………………………………...6

    1. Понятие и структура экономических основ местного самоуправления..6
    2. Состав муниципальной собственности по федеральному законодательству…………………………………………………………….….11

Глава 2. Порядок управления муниципальным имуществом……….….24

  1. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом…….................................…….………….……..24
  2. Муниципальное регулирование порядка управления муниципальным имуществом……………………………………………….……….…….……...29

Глава 3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании….………38

    1. Порядок формирования и утверждения местного бюджета…….……....38
    2. Контроль за исполнением местного бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства…………………………….….......49

Заключение…………………………………………………………….……….56

Список использованных источников………………...…………….……….60

 

Введение.

Актуальность темы исследования. В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом.

Муниципальная собственность  играет важнейшую роль в механизме  регулирования социально-экономических  отношений на территориях муниципальных  образований. Однако современное состояние муниципальной собственности оставляет желать лучшего: муниципальные предприятия в основном убыточны; учреждения - высокозатратны; местные бюджеты в большинстве своем дотационны; обеспечение населения некоторыми видами услуг объектов муниципальной собственности, как правило, ниже социальных стандартов. Следовательно, объективно назрела необходимость совершенствования системы муниципальной собственности и механизма управления ею.1

В свою очередь само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если оно имеет прочные экономические основы функционирования. Последние служат материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, и потому несут на себе двоякую нагрузку, являясь одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики.

К сожалению, на данный момент в России экономические основы местного самоуправления пока не получили должного развития, что нашло отражение в крайней ограниченности муниципальной налоговой базы, преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, преобладании регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов и т.д.

Вопросам материально-финансового  обеспечения деятельности местных  органов власти уже давно отводится  серьезное внимание в экономической  науке. К основоположникам теоретического анализа проблем муниципальной экономики и местных финансов можно отнести таких выдающихся ученых первой половины двадцатого века, как М. Курчинский, П. Сытин, Л. Велихов.

Значительный вклад  в обоснование сущности экономических  основ местного самоуправления внесли Л.А Велихов, Колюшин Н.И., Морозова Т.Г., Емельянов Н.Е., Постовой Н.В., Киниченко О.А.

Проблемы формирования и рационального использования  муниципальной собственности и  местных финансов нашли отражение  в работах Алимурзаева Г.Н., Зинченко С.А., Богачевой О.В., Фадеева В.И., Львова Н.В., Склярова И.П. и др.

На формирование авторской  концепции развития экономических  основ местного самоуправления в  условиях перехода к рынку оказали  существенное влияние работы Авакьяна С.А., Богатова Е.В., Чаннова С.Е., Игнатова В.Г., Овчинникова И.И.

В то же время, несмотря на возрастающее внимание отечественных исследователей к анализируемой проблеме, в области функционирования экономических основ местного самоуправления имеется еще немало нерешенных методологических, теоретических и практических вопросов. Прежде всего, это касается разработки направлений устойчивого развития материально – финансовой базы местных органов власти. А также определения роли государственных органов в разрешении противоречий, возникающих в процессе формирования экономических основ местного самоуправления.

Актуальность поднятых вопросов, неполная степень разработанности института экономической основы местного самоуправления обусловили постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является анализ современного состояния экономических основ местного самоуправления в России, проблемы нормативного регулирования порядка формирования и управления муниципальной собственностью.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования выдвигались  следующие задачи:

  • на основе анализа теоретической литератур определить состав муниципальной собственность;
  • раскрыть понятие и структуру экономической основы местного самоуправления, дать характеристику их основным элементам;
  • осветить проблему управления муниципальной собственностью, раскрыть полномочия органов местного самоуправления;
  • проанализировать бюджетный процесс, дать характеристику местному бюджету.

Объектом исследования является институт муниципальной собственности. Предметом выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с формированием, управлением и развитием экономических основ местного самоуправления.

Методологической базой  исследования послужили фундаментальные  концепции и гипотезы, представленные в классической и современной научной литературе, нормативные документы, законодательные акты, концепции и программные разработки  государственных и муниципальных органов, фактический материал, нашедший отражение в монографиях и периодических изданиях. Теоретическое исследование осуществлялось на основе применения общенаучных методов: сравнительного анализа, моделировании, классификации, функционального и системного подходов.

Глава 1. Общая  характеристика экономических основ  местного самоуправления

1.1. Понятие и структура экономических основ местного самоуправления.

Одним из главных условий жизнедеятельности  местного самоуправления является наличие  у него материально-финансовой базы. Развитие товарно-денежных отношений, юридическое закрепление многообразия форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу формирования собственной финансово-экономической базы на новых основах.

Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации - муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.2

Из определения видно, что важное место в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность.

Конституция Российской Федерации3 закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4 (далее по тексту Федеральный закон № 131 –ФЗ) (ст. 49) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований.

Значение муниципальной собственности трудно переоценить: она обеспечивает хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования, способствует решению вопросов местного значения и экономическому развитию муниципального образования, а также оказывает влияние на финансово-экономическое положение в стране в целом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) органы местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью.

В состав экономической  основы местного самоуправления, кроме  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, также входят средства местных бюджетов. Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 132) органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Также экономическую  основу местного самоуправления составляют имущественные права муниципальных  образований. Имущественные права  муниципальных образований - это  гражданско-правовой термин, имеющий сложную структуру и включающий в себя не только права на муниципальное имущество, но и права на пользование и распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления.

Необходимо рассмотреть  содержание экономической основы местного самоуправления. В научных источниках дается определение муниципальной  собственности как целого, состоящего из частей. Так, В.П. Зайченко подчеркивает, что муниципальная собственность включает муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения, транспорт, местную промышленность, а также земли, недра, леса, растительный и животный мир.5 В юридической энциклопедии говорится, что муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям.6

Система местного самоуправления выступает как целостное образование  по отношению к окружающей среде, перерабатывает и потребляет элементы своего окружения (сырьевые и энергетические ресурсы, воздух, воду и т.п.). Эти особенности системы местного самоуправления дают возможность рассматривать ее как подобие живого организма, имеющего сложное внутреннее строение и естественные механизмы регулирования, обеспечивающие его выживание в условиях активного взаимодействия с внешней средой, то есть регенерирующую воспроизводственную систему. Основой воспроизводства социально-экономической системы является муниципальная форма собственности.

Таким образом, муниципальная  собственность представляет собой форму коллективного присвоения. Она выражает отношения между экономическими субъектами социально-экономической воспроизводственной территориальной системы по совместному владению, распоряжению и пользованию природными условиями, производственными и социальными комплексами для обеспечения условий непрерывного воспроизводства этой системы.7 Наиболее актуальным является вопрос о средствах местного бюджета.

Важность четкого определения  места местного бюджета в бюджетной  системе, источников его формирования обусловлена, прежде всего, тем, что органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться.8 Г.Б. Поляк характеризует местные бюджеты как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению дохода страны и обеспечивающих создание финансовой базы местных Советов.9 В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации10 местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14).

Итак, в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 131 –ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Законодатель относит определяющее слово «находящееся» только к имуществу, однако, определение больше соответствовало бы гражданскому законодательству, если звучало как «находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований». 11

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Информация о работе Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью