Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является анализ современного состояния экономических основ местного самоуправления в России, проблемы нормативного регулирования порядка формирования и управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования выдвигались следующие задачи:
на основе анализа теоретической литератур определить состав муниципальной собственность;
раскрыть понятие и структуру экономической основы местного самоуправления, дать характеристику их основным элементам;
осветить проблему управления муниципальной собственностью, раскрыть полномочия органов местного самоуправления;
проанализировать бюджетный процесс, дать характеристику местному бюджету.

Оглавление

Введение……………………….……………………………….………….…….3
Глава 1. Общая характеристика экономических основ местного самоуправления………………………………………………………………...6
Понятие и структура экономических основ местного самоуправления..6
Состав муниципальной собственности по федеральному законодательству…………………………………………………………….….11
Глава 2. Порядок управления муниципальным имуществом……….….24
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом…….................................…….………….……..24
Муниципальное регулирование порядка управления муниципальным имуществом……………………………………………….……….…….……...29
Глава 3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании….………38
Порядок формирования и утверждения местного бюджета…….……....38
Контроль за исполнением местного бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства…………………………….….......49
Заключение…………………………………………………………….……….56
Список использованных источников………………...…………….……….60

Файлы: 1 файл

Диплом последний вариант.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

В целях  сохранения органами местного самоуправления инфраструктуры для обеспечения вопросов местного значения и получения соответствующих поступлений от деятельности созданных таким способом обществ в виде дивидендов  применяется такой способ приватизации как  внесение муниципального имущества в уставный капитал при учреждении открытого акционерного общества и в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (в соответствии со ст.25  Федерального закона от 21.12.2001г. № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Участниками создаваемых обществ, наряду с муниципалитетом,  выступают   предприниматели и юридические лица.

Правовая оценка действий муниципалитета по приватизации муниципального имущества путем внесения его в уставный капитал открытых акционерных обществ дана арбитражными судами и признана законной.47

В соответствии с Федеральным законом  от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти.

В целях достижения указанных целей  ведется работа по выполнению закона в связи с чем:

  • принято из федеральной в муниципальную собственность г. Ульяновска 308  объектов жилого и нежилого фонда, площадью 362 тыс. кв.м, и государственной собственности субъекта федерации 403 объекта, площадью 129 тыс. кв.м.
  • передано из муниципальной собственности в федеральную и государственную собственность Ульяновской области 40 объектов, площадью 47,7 тыс. кв.м.48

      В связи с приватизацией гражданами квартир Комитетом начата работа по исключению приватизированного жилого фонда из реестра муниципальной собственности. Комитет прекратит учёт жилых домов и перейдёт к поквартирному учёту жилых помещений.

           Большой проблемой муниципалитета остаётся прием в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения от ведомств различной формы собственности. Фактически идёт процесс передачи имущества без компенсации затрат на содержание и проведение капитального ремонта, зачастую находящегося в аварийном состоянии, без технической документации. Воспрепятствовать этому  невозможно, т.к. большая часть передаваемых объектов передается по решению судов, и в связи с признанием предприятий банкротами. Так за 2007-2008гг. принято в муниципальную собственность 527 объектов жилого фонда площадью 496 тыс.кв.м. Из них абсолютное большинство по решению судов, без какой либо компенсации. В 2009-2011 гг. продолжится работа по приему в муниципальную собственность объектов жилого фонда и инфраструктуры.

Кроме того, в связи с тем, что  Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено решение таких вопросов местного значения, как обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством,  Комитет участвует в реализации городской целевой путем освоения целевых бюджетных средств и приобретения необходимого  количества жилых помещений для поэтапного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов и решения в конечном итоге социальных городским проблем.49

Итак, на уровне субъектов Федерации  общие вопросы регулирования  местного самоуправления обычно находят  отражение в их конституциях и  уставах. В соответствии со статьей 43 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Таким образом, наблюдается большое  разнообразие в правовом регулировании  вопросов местного самоуправления в субъектах РФ можно констатировать, что блок первоочередных законов, необходимых для функционирования института управления муниципальной собственностью, уже принят.

Глава 3. Бюджетный  процесс в муниципальном образовании

3.1. Порядок формирования  и утверждения местного бюджета, исполнение местного бюджета.

 Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь  бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных). (см. Схема.1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Взаимосвязи в бюджетной системе РФ.

 

Каждое муниципальное  образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъектов Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Бюджетный процесс осуществляется на основе требований, установленных  Бюджетным кодексом РФ, иным федеральным  законодательством, а также законами субъектов Российской Федерации. Под бюджетным процессом следует понимать регламентируемую нормами муниципального и финансового права деятельность органов местного самоуправления и других участников по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению местного бюджета, а также контроль над его исполнением и утверждению отчетов о его исполнении.50

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.51

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольно-финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. органы законодательной власти;
  3. органы исполнительной власти;
  4. органы денежно-кредитного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  8. иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  9. бюджетные учреждения, государственные муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.52

Основными задачами бюджетного процесса являются:

  1. выявление материальных и финансовых резервов государства;
  2. максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета;
  3. максимально точный расчет расходов бюджета;
  4. обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  5. согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  6. осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределенья источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Бюджетный процесс в  Российской Федерации состоит из стадий бюджетной деятельности.

Стадии бюджетного процесса РФ показаны ниже, на схеме 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Бюджетный процесс по стадиям

Мы указали основные стадии бюджетного процесса на федеральном уровне, что бы логически охарактеризовать в полном объеме местный бюджет.

Бюджетным процессом на уровне местного самоуправления называется деятельность по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю над исполнением и утверждением отчета о его исполнении. Строится бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 9), а также на основании нормативных актов, принимаемых самими органами местного самоуправления.

Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления. Что касается иных органов местного самоуправления, как то: местная администрация (орган общей компетенции), финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция. Однако наличие таких органов реально только для крупных муниципальных образований на уровне района или города субъекта Российской Федерации.53

Кратко рассмотрим каждую из стадий бюджетного процесса, пояснив в них роль местного самоуправления.

Организация работы и составление проекта бюджета. Решение о начале работы принимает глава администрации местного самоуправления за шесть месяцев до следующего финансового года. Соответствующим постановлением утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям. Финансовый орган собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы, согласовывает их и на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных структур, главных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации составляет проект бюджета по доходам и расходам.54

Рассмотрение  и утверждение бюджета. Проект бюджета  финансовый орган представляет администрации местного самоуправления. Последняя согласует его статьи с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект на своем заседании. После этого глава местной администрации составляет бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. На заседание местной администрации приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций. По инициативе главы муниципального образования проводятся публичные слушания, на которых должны выноситься и обсуждаться проект местного бюджета и отчет о его исполнении.55

Весь пакет  документов должен предусматривать  взаимосвязанный механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных  финансов.

Руководитель  представительного органа организует предварительное рассмотрение и обсуждение данного пакета: материалы направляются, прежде всего, депутатам, в комитеты и комиссии представительного органа (если таковые имеются). На заседания комиссий (комитетов) могут приглашаться руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций в целях согласования возникающих вопросов по проекту бюджета. При необходимости в заседаниях участвуют представители местной администрации. Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное решение.

Доработанный  и уточненный проект бюджета рассматривается  на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Такой правовой акт  должен содержать статьи доходов  с указанием источников, а также расходов в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. Расходная часть бюджета утверждается постатейно.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение  бюджета и контроль над его  исполнением. Бюджет исполняется по принципу единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов  на единый бюджетный счет, а также  направление запланированных расходов с единого бюджетного счета.

Местная администрация  организует исполнение бюджета в  соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной финансовый год. Роспись  составляется финансовым органом, входящим в систему местной администрации, и в течение десяти дней после утверждения бюджета направляется в местную администрацию и его контрольно-счетную палату (если таковая имеется). Роспись утверждается руководителем финансового органа. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них, а также в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. уведомления о лимитах должны быть доведены до бюджетополучателя в установленный срок. Контрольно-счетная палата проводит проверку соответствия росписи утвержденному органу местного самоуправления.56

Информация о работе Нормативное регулирование порядка формирования и управления муниципальной собственностью