Муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Современная практика реализации Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заметно актуализировала проблему развития и эффективного использования муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления. В этой связи заслуживают внимания ряд обстоятельств.
Во-первых, нынешний потенциал муниципальной собственности и уровень его реализации заметно ограничивают возможности решения вопросов, переданных в компетенцию местным властям. Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, устойчиво воспроизводимом дисбалансе доходных источников и расходных обязательств.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………4
Муниципальная собственность как объект управления……….4
Субъекты и объекты муниципальной собственности………….6
Функции муниципальной собственности…………………………9
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ…………………………………………………………11
2.1 Имущественная политика муниципалитета……………………11
1.2 Особенности управления муниципальной собственностью….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………19

Файлы: 1 файл

ДИМА КОНТРОЛЬНАЯ !.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………4

    1. Муниципальная собственность как объект управления……….4
    2. Субъекты и объекты муниципальной собственности………….6
    3. Функции муниципальной собственности…………………………9

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ…………………………………………………………11

          2.1 Имущественная политика муниципалитета……………………11

          1.2 Особенности управления муниципальной  собственностью….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

          Современная практика реализации Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заметно актуализировала проблему развития и эффективного использования муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления. В этой связи заслуживают внимания ряд обстоятельств.

          Во-первых, нынешний потенциал муниципальной собственности и уровень его реализации заметно ограничивают возможности решения вопросов, переданных в компетенцию местным властям. Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, устойчиво воспроизводимом дисбалансе доходных источников и расходных обязательств.

          Во-вторых, осуществляемые ныне процессы формирования общественно-частного партнерства существенно корректируют объем и структуру экономических ресурсов, в управлении которыми участвуют органы местного самоуправления.

          В-третьих, несмотря на имеющийся позитивный опыт управления муниципальной собственностью, накопленный в отдельных регионах страны и в местных сообществах развитых стран, доминирующей в российской практике является модель управления, основанная на использовании ограниченного перечня форм, методов и инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

          ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Муниципальная  собственность как объект управления

          Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации впервые законом РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР». Заметим также, что близкое к нему понятие «муниципализированная собственность» было использовано в Гражданском кодексе РСФСР 1992 года. Заметим, что и в том, и в другом случаях муниципальная собственность рассматривалась в качестве разновидности государственной.

          Самостоятельность муниципальная собственность приобрела после Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

         Окончательное правовое закрепление муниципальная собственность получила в Конституции Российской Федерации в 1993 году, где она названа наряду с частной и государственной собственностью, и где определено, что государство обеспечивает ей равную с другими формами собственности правовую защиту.

          В части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (введенной в действие с 01.01.1995 г.) муниципальной собственностью названо имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Дальнейшую конкретизацию  институт муниципальной собственности  получил в Федеральных законах  «Об общих принципах организации  местного самоуправления» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.

         Обратимся к работам исследователей, раскрывающих особенности муниципальной собственности.

         По мнению Л. Кириллова и Л. Челака муниципальная собственность представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния.

          Г.А. Бедов и В.Б. Нескородов рассматривают муниципальную собственность как:

- хозяйственно-имущественный (вещественный) комплекс;

- экономический (стоимостной) комплекс.

          Предназначение первого - дать муниципальному образованию результаты в виде конкретных товаров и услуг. При этом ценность муниципальной собственности измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее использовании.

          Второй - представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность, которая определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее использования.

          Следует согласиться с позицией этих авторов в том, что муниципальная собственность имеет многоцелевую направленность. В определенных сферах и видах деятельности ее использование будет ориентировано на извлечение дохода. В других - коммерческие критерии успеха будут отсутствовать. Здесь определяющим будет производство общественных благ необходимого объема и качества.

          Муниципальная собственность представляет собой систему социально-экономических отношений по совместному присвоению населением муниципального образования объектов, использование которых предназначено для удовлетворения его коллективных потребностей в системах жизнеобеспечения, реализации в отношении этих объектов отдельных правомочий (по владению, распоряжению, пользованию) органами местного самоуправления, организациями муниципального сектора, частными юридическими и физическими лицами.

 

1.2 Субъекты и  объекты муниципальной собственности

          Безусловно, население муниципального образования является главным субъектом присвоения (важно подчеркнуть - совместного) объектов, использование которых обеспечивает удовлетворение его коллективных потребностей в системах жизнеобеспечения (образования, медицинского обслуживания, водо- и энергоснабжения и др.). Однако, в силу ряда объективных причин, население не в состоянии в полном объеме реализовать весь комплекс правомочий (владение, распоряжение, пользование) собственника.

          Поэтому возникает необходимость в реализации части этих правомочий через органы и должностных лиц местного самоуправления. Они тоже являются субъектами права муниципальной собственности.

          Самостоятельным (производным) уровнем субъектов муниципальной собственности являются муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

          В характеристике объектного состава муниципальной собственности следует учитывать, что Федеральный закон № 131-ФЭ дает хотя и разнообразный, но закрытый (исчерпывающий) перечень муниципального имущества, в соответствии с которым в собственность муниципальных образований входит имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, для осуществления переданных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений (ст. 50).

          Важно учитывать, что состав имущества, которое может находиться у муниципалитетов, зависит от перечня вопросов, находящихся в введении муниципального образования. Поэтому перечень имущества городского округа шире, чем у поселений и муниципальных районов.

        Заметим, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению (ст. 50, п. 5).

          Заметим, что в Федеральном Законе такое требование выдвинуто применительно не к любому имуществу, а только к тому, которое не относится к определенным видам объектов, которые могут находиться в собственности муниципальных образований (ст. 50, пп. 1,2,3,4).

          Обобщая различные нормы федерального законодательства, определяющие объекты муниципальной собственности, исследователи предлагают сгруппировать ее основные объекты следующим образом:

  1. финансовые ресурсы (средства местного бюджета и внебюджетных фондов, ценные бумаги и т.п.);
  2. земельные ресурсы (земли, находящиеся в собственности и ведении муниципального образования);
  3. недвижимость (здания и сооружения, дороги, зеленые насаждения, транспорт, коммуникации);
  4. муниципальные предприятия и учреждения (имеющие общеполезное назначение - водопровод, электростанции, теплостанции, ЖЭКи, ДЭЗы, школы, лечебно-профилактические учреждения и др.);
  5. имущество органов местного самоуправления (оргтехника, мебель, оборудование залов заседаний).

         Другая классификация объектов муниципальной собственности связана с их разделением на движимое и недвижимое имущество.

        В составе недвижимого имущества выделяют:

  1. муниципальные земли (земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности на основании законов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо договоров, заключенных в соответствии с законодательством);
  2. недра и другие природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности;
  3. здания и сооружения, в том числе, находящиеся в строительстве или законсервированных, а так же нежилые помещения;
  4. муниципальные предприятия;
  5. муниципальные учреждения;
  6. муниципальный жилищный фонд.

          Среди движимого имущества выделяют:

  1. пакеты акций (акции) и доли участия муниципального образования в хозяйственных обществах;
  2. ценное движимое имущество;
  3. малоценное движимое имущество;
  4. средства муниципального бюджета и внебюджетных фондов.

          Каждый из объектов муниципальной собственности уникален по своему значению и содержанию. Состав объектов муниципальной собственности зависит от особенностей муниципальных образований (существование, например, муниципальных учреждений - достаточно редкое явление для сельских поселений), степени их развития (неординарным событием становится учреждение даже в городском округе муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования).

          Использование муниципальной собственности осуществляется в двух основных вариантах. При первом ее объекты в принципе не ориентированы на извлечение прибыли. Главной целью является производство и предоставлению местным жителям публичных благ необходимого объема и качества. Коммерческие критерии успеха в принципе отсутствуют. Другой вариант предполагает использование объектов муниципальной собственности с целью извлечения дохода.

 

1.3 Функции муниципальной  собственности

          По нашему мнению, в современном российском обществе роль муниципальной собственности реализуется посредством следующих функций:

          Ресурсная. Она связана с привлечением различных видов экономических ресурсов в сферы реализации интересов местного сообщества (системы образования и здравоохранения, коммунальные сети и др.).

В современных условиях ее продуктивная реализация возможна посредством  консолидации ресурсов участников общественно-частного партнерства: органов местного самоуправления, государственной власти субъекта РФ, частного бизнеса.

           Воспроизводственная. Реализуется в производстве определенных видов благ, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (по характеру предоставления благ, их содержанию и пр.). Так, например, следует различать: блага, заказчик которых отделен от непосредственного потребителя (бесплатные медицинские и образовательные услуги) и финансируемые домохозяйствами (коммунальные услуги); блага, способные давать экономический (услуги, связанные с профилактикой заболеваний, снижающей риск потери временной нетрудоспособности и др.) и социальный эффект (формирование здорового образа жизни). Заметим, что источником финансирования этих благ выступают, как местные доходы, так и средства, предоставляемые государством и бизнесом.

Информация о работе Муниципальная собственность